В январе 1933 года, после выделения из ЦАГИ, на Московском Краснознаменном авиационном заводе № 39 им В.Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро. Одним из первых заданий полученных конструкторской бригадой № 2, возглавляемой Н.Н. Поликарповым, стало проектирование нового самолета-истребителя И-15 (ЦКБ-3). По своей схеме и конструкции он являлся развитием предыдущего истребителя-биплана И-5, но с улучшенной аэродинамикой, отличаясь от него верхним крылом — выполненным по схеме «чайка» (отсюда и название самолета). Одноместный маневренный истребитель И-15 представлял собой одностоечный расчалочный полутораплан с верхним крылом типа «чайка» смешанной конструкции, с открытой кабиной и с неубирающимся шасси со свободно-несущими стойками. Введение в бипланную схему изогнутого крыла типа «чайка» уменьшило лобовое сопротивление верхнего крыла и его интерференцию с фюзеляжем, а также улучшило обзор вперед и вверх, что в воздушном бою имело большое значение. Конструкция крыльев — деревянная. Для улучшения летных характеристик по сравнению с И-5 первоначально на И-15 установили американский двигатель воздушного охлаждения Райт «Циклон» SGR-1820 F-3 мощностью 712 л.с. Стрелковое вооружение первоначально составляли два 7,62-мм
авиационных пулемета ПВ-1 и 40 кг авиабомб 40 кг. Скорость на высоте 3000 м достигала 368 км/ч, а время выполнения виража — 8 — 8,5 сек, рекордно малое для истребителя. Проект самолета И-15 был готов уже к маю 1933 года. Первый полет на опытном образце И-15 совершил 23 октября того же года летчик-испытатель В.П. Чкалов. Прошедшие государственные испытания выявили его высокие летные характеристики, поэтому после выпуска 49 этих истребителей первой партии заводом № 39 было принято решение о запуске самолета И-15 в крупную серию на другом московском Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина. Однако поскольку к этому времени еще не было серийного двигателя М-25, на самолет И-15 пришлось поставить более слабый — М-22 (мощностью 480 л. с.). В том же году первые истребители И-15 начали поступать строевые части ВВС РККА. Истребитель И-15 был очень маневренным, устойчивым на всех режимах полета, простым в пилотировании и обладал хорошими взлетно-посадочными качествами, что снискало ему заслуженную славу у летчиков. И-15 также имел хорошие ремонтные свойства и живучесть. На специально доработанном И-15 летчик-испытатель В.К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без груза — 14 675 м. Всего было выпущено 384 самолета И-15. Первую боевую проверку истребитель И-15 прошел осенью 1936 году в Испании, где он зарекомендовал себя с лучшей стороны. СССР поставил Испанской республике 155 истребителей И-15 с двигателем М-22, вооруженных двумя 7,62-мм
пулеметами ШКАС. Испанцы называли И-15 — «чато» (курносый) — из-за характерного «вздернутого» вида. Кроме того, в Испании в 1937 — 1938 годах по советской лицензии было построено еще 237 самолетов И-15. В 1937 году он также принял участие в боевых действиях против японцев в Китае.
Используя положительный опыт боев в небе Испании и Китае, Н.Н. Поликарпов разработал новую модификацию истребителя И-15бис. В этом самолете вновь вернулись к центроплану, подобному в истребителе И-5 — он получил верхнее прямое крыло — без «чайки», но с несколько большим размахом. В 1937 году самолет И-15бис (И-152) пошел в крупносерийное производство на заводе № 1 с более мощным двигателем М-25В и усиленным вооружением (четырьмя 7,62-мм пулеметами ПВ-1 или ШКАС и 150 кг бомб). Масса пустого самолета возросла на 350 кг. Летные качества, несмотря на более мощный двигатель, получились немного ниже, чем у И-15, особенно скороподъемность и потолок. За период с 1937 по 1939 года ВВС Красной Армии получили 2408 машин этой модификации. Выпускались две модификации серийного И-15бис (И-152) и один двухместный учебный вариант самолета — ДИТ.
Используя положительный опыт боев в небе Испании и Китае, Н.Н. Поликарпов разработал новую модификацию истребителя И-15бис. В этом самолете вновь вернулись к центроплану, подобному в истребителе И-5 — он получил верхнее прямое крыло — без «чайки», но с несколько большим размахом. В 1937 году самолет И-15бис (И-152) пошел в крупносерийное производство на заводе № 1 с более мощным двигателем М-25В и усиленным вооружением (четырьмя 7,62-мм пулеметами ПВ-1 или ШКАС и 150 кг бомб). Масса пустого самолета возросла на 350 кг. Летные качества, несмотря на более мощный двигатель, получились немного ниже, чем у И-15, особенно скороподъемность и потолок. За период с 1937 по 1939 года ВВС Красной Армии получили 2408 машин этой модификации. Выпускались две модификации серийного И-15бис (И-152) и один двухместный учебный вариант самолета — ДИТ.
К 22 июня 1941 года в ВВС Красной Армии находилось еще достаточно много самолетов И-15 и И-15бис. Значительно уступая немецким истребителям, они в основном применялись в качестве ударных машин, главным образом как штурмовики, а также как ночные бомбардировщики. На этих машинах советские летчики в начальный период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы. Так, уже 22 июня самолеты И-15бис и И-16 из состава 97-й эскадрильи Дунайской флотилии при отражении налета румынской авиации на Измаил сбили 5 из 9 неприятельских самолетов. Младший лейтенант В.С. Адонкин из 72-го смешанного авиационного полка 6-я
истребительная авиационная дивизия ВВС Северного флота 13 июля 1941 года при отражении налета на свой аэродром на И-153 таранил вражеский бомбардировщик и благополучно посадил свой самолет. Командир 87-й
отдельной авиаэскадрильи Азовской флотилии капитан Г.И. Агафонов при отражении налетов германских самолетов на Мариуполь 7 октября того же года в ходе двух боевых вылетов сбил два немецких истребителя Мессершмитт Вf Me 110 и два бомбардировщика Юнкерс Ju 88. Наибольшее число побед на самолете И-15бис имел старший лейтенант А.Г. Мироненко из ВВС Балтийского флота, на счету которого было 9 сбитых самолетов противника. На фронтах самолеты-истребители И-15бис и И-153 находились до середины 1943 года, а в системе ПВО (особенно на Дальнем Востоке) применялись еще и в 1944 году, кроме того, они также широко использовались для обучения летчиков.
В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет самолета-истребителя И-15бис (бортовой номер 14), входившего в состав 71-го
истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшего в 1941 году на острове Лавенсари Финского залива. Макет самолета построен АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «Авион» в 1995 году.
Экипаж — 1 человек
Двигатель — М-25В
Мощность — 750 л.с.
Размах верхнего крыла — 9,75 м
Размах нижнего крыла — 7,5 м
Площадь крыльев — 21,9 кв. м
Масса пустого самолета — 1310 кг
Масса максимальная взлетная — 1730 кг
Масса полной нагрузки — 420 кг
Максимальная скорость на высоте/у земли — 379 / 327 км/ч
Практический потолок — 9300 м
Максимальная дальность — 520 км
Вооружение: 4×7,62-мм пулемета ШКАС
Максимальная бомбовая нагрузка — 150 кг