Во второй половине 1930-х годов командование советских ВВС потребовало создать бронированный самолет-штурмовик, предназначенный для действий по живой силе и технике противника на поле боя и в ближних его тылах. Боевые действия в Испании и Китае в 1937 — 1938 годах доказали уязвимость низколетящих самолетов от огня противника с земли. Работа над созданием бронированного штурмовика велась в Советском Союзе сразу несколькими авиационными КБ, участвовавшими в конкурсной программе, получившей условное наименование «Иванов». Было построено несколько опытных самолетов, которые, однако, не отвечали в полной мере требованиям военных. Конструкторское бюро, возглавляемое авиаконструктором С.В. Ильюшиным (который одновременно с этим, занимал еще и должность начальника 1-го Главного управления Наркомата авиационной промышленности СССР), в это время было загружено завершающими работами, связанными с организацией серийного производства дальнего бомбардировщика ДБ-3 (Ил-4). С.В. Ильюшин официально не участвовал в программе «Иванов», но, тем не менее, в соответствии со своим представлением о роли и тактике штурмовой авиации, он также проводил проектные исследования, которые получили выражение в поиске оптимальных сочетаний массы брони, запаса бомб, мощности пулеметно-пушечного вооружения, скорости и дальности полета. В январе 1938 года Ильюшин обратился в правительство с предложением построить спроектированный им двухместный бронированный штурмовик. Правительство поддержало инициативу авиаконструктора.
Штурмовик Ильюшина, первоначально получивший обозначение «ЛТ АМ-34ФРН» (летающий танк с двигателем АМ-34ФРН), представлял собой одномоторный двухместный моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной, с полуубирающимися в обтекатели основными стойками шасси. Экипаж самолета составляли летчик и воздушный стрелок. В целом, самолет оказался очень удачным по схеме и конструкции, его размеры, формы, оборудование в дальнейшем уже мало менялись, только его вооружение значительно усиливалось. Главной особенностью самолета являлся обтекаемый бронекорпус из высокопрочной броневой стали АБ-1, созданной под руководством С.Т. Кишкина и Н.М. Склярова. Броневая сталь имела хорошую ударную вязкость, что позволяло изготавливать методом штамповки броневые детали, имевшие сложную поверхность двойной кривизны. Новая броневая сталь и новая технология изготовления деталей позволили создать штурмовик не с «навесной», как это было раньше, а с «работающей», т.е. включенной в силовую конструкцию самолета, броней. Все жизненно важные части самолета — мотор, экипаж, бензо- и маслосистему удалось спрятать в обтекаемый бронекорпус. В первом варианте водо- и маслорадиаторы системы охлаждения и смазки были выполнены подвижными. Затем радиаторы сделали неподвижными и установили их рядом друг за другом в бронекорпусе за двигателем, а охлаждающий воздух подходил по специальному каналу, расположенному на верхней части мотора. Сам бронекорпус собирался из нескольких штампованных листов брони толщиной от 4 до 8 мм. Общая масса бронирования составляла около 700 кг. К бронекорпусу крепилась деревянная хвостовая часть фюзеляжа с килем, крыло и оперение были цельнометаллические, дюралюминиевые; рули обшивались полотном. Вооружение самолета составляли четыре 7,62-мм пулемета ШКАС (смонтированные в крыльях); еще один ШКАС — на оборонительной установке и 400 — 600 кг бомб. Эскизный проект штурмовика БШ-2 (бронированный штурмовик — второй, он же ЦКБ-55) был предъявлен заказчику в начале 1939 года. А уже 9 июля первый опытный самолет БШ-2 был построен. 2 октября 1939 года летчик-испытатель В.К. Коккинаки впервые поднял самолет в воздух. После проведения заводских и государственных испытаний в марте — апреле 1940 года было принято решение установить на самолете более мощный двигатель АМ-38. Кроме того, военными был сделан вывод, что самолет должен быть одноместным, чтобы за счет массы стрелка увеличить запас топлива. Необходимость защиты сзади для самолета-штурмовика если и не отвергалась совсем, то, во всяком случае, ей не придавали должного значения, не предполагали, что в начале войны не хватит истребителей прикрытия для них. С.В. Ильюшину предложили изготовить самолет в одноместном варианте, что и было им выполнено к концу 1940 года.
Новый одноместный штурмовик, первоначально известный как «ЦКБ-55П (пушечный)», впоследствии получивший обозначение «ЦКБ-57», получил более мощный новый двигатель АМ-38 мощностью 1625 л. с. В этом самолете для улучшения продольной устойчивости консоли крыла были отогнуты назад на 5°. Вместо кабины стрелка в бронекорпусе были смонтированы 12-мм
бронеперегородка и бензобак, что потребовало установки нового фонаря кабины с задним бронестеклом. Вместо четырех пулеметов ШКАС на ЦКБ-57 были установлены две 20-мм авиапушки ШВАК и два пулемета ШКАС. Он также нес 400 — 600 кг авиабомб и 8 НУРС РС-82. Запас топлива вырос до 535 кг. Все это вместе взятое, позволило увеличить скорость новой модели штурмовика Ильюшина у земли до 423 км/ч (в то время как его двухместный вариант показал только 362 км/ч), а максимальная дальность полета возросла до 850 км. Первый полет самолета ЦКБ-57 состоялся 29 декабря 1940 года, а его государственные испытания проводились с 28 февраля по 20 марта 1941 года. Новый самолет-штурмовик принятый на вооружение ВВС Красной Армии под обозначением «Ил-2», сразу же был запущен в серийное производство на трех заводах Наркомата авиационной промышленности (завод № 1 им. И.В. Сталина в Москве; № 18 им. К.Е. Ворошилова в Воронеже и № 381 в Ленинграде). Причем работа над этим самолетом продолжалась, и в его конструкцию вносили некоторые изменения. Так, первоначально фонарь кабины замыкался пологим непрозрачным обтекателем, в серии — замененным на прозрачным. Первый серийный одноместный Ил-2 был изготовлен в марте 1941 года, а уже в мае — июне они стали поступать в строевые части штурмовой авиации ВВС Красной Армии.
Штурмовики Ил-2 быстро доказали свою высокую эффективность в начальный период Великой Отечественной войны. Они с успехом применялись в боях на дальних подступах к Москве в августе — ноябре 1941 года и показали себя как действенное противотанковое оружие при штурмовке танковых и мотомеханизированных колонн противника. Однако в то же время из-за отсутствия в 1941 — первой половине 1942 года советских истребителей сопровождения потери штурмовиков Ил-2 от немецкой истребительной авиации были очень велики. Поскольку опыт боевого применения Ил-2 выявил необходимость принятия мер для защиты задней полусферы, в феврале 1942 года было решено вернуться к двухместному варианту Ил-2 в соответствии с первоначальной концепцией Ильюшина. Кабину стрелка оборудовали вне бронекорпуса за бронеперегородкой заднего топливного бака. Спиной к перегородке на подвесной брезентовой лямке сидел стрелок, защищенный от огня со стороны хвоста самолета бронеперегородкой толщиной 6 мм. Вырез в верхней части фюзеляжа под кабину стрелка окантовывался отштампованным из дуралюминового листа жестким кольцом. Масса бронекорпуса в ходе доводки и изменений достигла 990 кг. Броня — гомогенная (однородная) толщиной 4, 5, 6, 8 и 12 мм. Деревянная хвостовая часть фюзеляжа стыковалась с бронекорпусом дуралюминовой лентой на 5-мм заклепках. Такой она оставалась почти до конца войны, когда ее стали делать из дуралюминия, как и консоли крыла. В переднем смотровом стекле монтировалась «мозаичная» прозрачная броня — бронестекло толщиной 63 мм, склеенное из кусков размером примерно 10×15 см и дававшее лишь ограниченные трещины при попадании пуль. 20-мм пушки ШВАК были заменены более мощными 23-мм
авиапушками ВЯ. Два опытных образца двухместного штурмовика Ильюшина Ил-2 прошли летные испытания уже в марте, а в июле 1942 года двухместный Ил-2 М тип 2, вооруженный двумя пушками ВЯ-23, двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС, восемью НУРС М-82 или четырьмя М-132, одним 12,7-мм
пулеметом УБТ у стрелка и 400 — 600 кг авиабомб, прошел государственные испытания. Постановлением ГКО от 5 октября 1942 года Наркомату авиапромышленности СССР было дано задание внедрить в серийное производство двухместный самолет-штурмовик Ил-2 М тип 2 с пулеметом УБТ для защиты задней полусферы на заводах № 1 (эвакуированном в октябре 1941 года из Москвы в г. Куйбышев); № 18 (также осенью 1941 года эвакуированном в Куйбышев) и № 30 (в Москве). С третьего квартала 1942 года эти самолеты стали поступать в войска во все возраставшем количестве, а с 1 февраля 1943 года уже все авиационные заводы полностью перешли на выпуск двухместных штурмовиков. Вскоре на доработанной машине Ил-2 тип 3 начали монтировать форсированный двигатель АМ-38Ф взлетной мощностью 1750 л.с. Кроме того, Ил-2 также подвергся ряду аэродинамических и конструктивных улучшений. Так, консоли его крыла были переконструированы, и угол их стреловидности по передней кромке доведен до 15°, что улучшило центровку фюзеляжа; был введен «контрбалансир» к рулям высоты для повышения продольной устойчивости. В результате двухместный вариант имел максимальную скорость до 414 км/ч, хотя взлетная масса такого серийного образца возросла и достигла 6160 кг. В январе — феврале 1943 года двухместный Ил-2 прошел летно-боевые войсковые испытания на Сталинградском фронте в составе 8-й Воздушной армии. Присутствие стрелка-радиста позволило в ряде случаев действовать штурмовикам без прикрытия истребителями. Однако это давалось нелегко, и потери среди стрелков были очень велики (примерно на одного погибшего летчика приходилось семь убитых стрелков), так как голова и грудь их — не были защищены.
Наряду с конструктивной доводкой, в ходе серийного производства непрерывно повышалась и огневая мощь Ил-2. Уже к лету 1943 года появляется модификация Ил-2 тип 3, вооруженная двумя подкрыльевыми 37-мм
авиапушками НС-37 (с боекомплектом по 50 выстрелов на пушку). Пушки НС-37 могли поражать любые немецкие танки вплоть до «Тигров». Они очень пригодились в Курской битве. Особенно эффективным оружием Ил-2 в борьбе с немецкими танками стали кассеты, содержащие по 192 противотанковые авиационные бомбы ПТАБ-2,5-1,5 кумулятивного действия. Одна такая бомба, массой 1,5 кг, прожигала танковую броню толщиной до 70 мм. При сбросе содержимого такой кассеты на колонну танков с высоты 75 −100 м выводилась из строя вся бронетехника, попавшая в полосу шириной 15 м и длиной 70 м. Штурмовики Ил-2, вооруженные 37-мм пушками и кассетами с кумулятивными авиабомбами ПТАБ-2,5, были успешно применены на Курской дуге против танков вермахта. Летчики-штурмовики также вели активную борьбу с железнодорожными эшелонами и автомобильными колоннами противника. Основным же назначением Ил-2, действовавших обычно в радиусе 250 — 300 км от своих аэродромов по наземным и морским целям, была непосредственная поддержка сухопутных войск в тактической и частично в оперативной глубине обороны противника, борьба с танковыми и моторизированными группировками противника непосредственно на поле боя и в его ближних тылах, на переправах, при подготовке атак и т. д. С лета 1943 года был освоен в производстве и выпускался малыми сериями самолет — корректировщик артиллерийской стрельбы Ил-2КР, который внешне отличался от обычных Ил-2 только стойкой радиоантенны, перенесенной на козырек фонаря пилота. Более мощную, с большей дальностью действия рацию устанавливали в кабине за бронеспинкой пилота, на уменьшенном фюзеляжном бензобаке. Кроме того, в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппаратуру. Кроме того, штурмовики Ил-2 с успехом применялись в ВВС Военно-морского флота для уничтожения кораблей и других плавсредств противника. Морская авиация применяла Ил-2, в том числе и специализированную модификацию бомбардировщика-торпедоносца Ил-2Т, для противокорабельных операций, для проведения разведки и постановки дымовых завес. Выпускался также учебно-тренировочный вариант самолета под обозначениями Ил-2У со вторым управлением в задней кабине, и с уменьшенным вооружением (два ШКАС, два НУРС М-82 и 200 кг бомб). В последний год войны штурмовики Ил-2 также состояли на вооружении польских и чехословацких авиационных подразделений, воевавших в составе Красной Армии против немцев.
В годы Великой Отечественной войны КБ под руководством СВ. Ильюшина продолжало работать над совершенствованием этой машины. Уже в 1943 году для замены штурмовика Ил-2 был разработан новый самолет-штурмовик Ил-10 с более мощным двигателем АМ-42. Аэродинамика Ил-10 (по сравнению с Ил-2) была значительно улучшена. Все это позволило увеличить скорость на 120 — 150 км/ч. Его наступательное вооружение состояло из двух пушек ВЯ-23; двух пулеметов ШКАС; оборонительной подвижной установки ВУ-8 с пулеметом УБТ; 8 реактивных снарядов М-82 или 4 М-132; 10 авиагранат АГ-2 и бомбовую нагрузку от 400 до 600 кг. Серийное производство этого самолета было организовано к августу 1944 года. К 5 января 1945 года в боевые части ВВС поступили первые 45 штурмовиков Ил-10. Опыт боевых действий показал, что эффективность Ил-10 при борьбе с немецкими средними танками значительно выше, чем у Ил-2. До мая 1945 года было выпущено 462 штурмовика Ил-10. К началу войны с Японией самолетами Ил-10 полностью был укомплектован 26-й штурмовой авиационный полк (35 штурмовиков) в составе группировки ВВС на Дальнем Востоке. Только в течение первых двух дней боевых действий самолеты 26-го авиаполка нанесли несколько бомбоштурмовых ударов по кораблям и транспортам в японских портах Расин и Юки. 17 августа 26-й штурмовой авиаполк осуществлял удары по железнодорожным эшелонам и железнодорожным линиям в районе города Сейсин.
Бронированный штурмовик Ил-2 стал одним из основных советских боевых самолетов в Великой Отечественной войне, и его массовое применение явилось одним из существенных факторов успеха Красной Армии в разгроме противника в решающих сражениях, особенно во второй половине войны. Ил-2 оказался чрезвычайно живучей машиной. Так, известен один штурмовик Ильюшина, который, совершив более 150 боевых вылетов, получил в общей сложности более 600 повреждений крыла, хвостовой части, фюзеляжа, оперения. Это был настоящий самолет-солдат — неприхотливый, устойчивый, крепкий: в одноместном варианте Ил-2 на одну боевую потерю приходилось 25 самолето-вылетов, в двухместном варианте — уже 36. На фронте бытовало его название — «летающий танк». На самолетах Ил-2 сражались летчики-штурмовики дважды Герои Советского Союза Г.Ф. Сивков, Г.Т. Береговой, М.З. Бондаренко, А.И. Ефимов; Герой Советского Союза В.Б. Емельяненко и другие. Ил-2 стал полноправным «царем» полей, достойным партнером «царицы» — советской пехоты. Этому также способствовал его массовый выпуск (ежедневно на фронт поступало около 40 самолетов-штурмовиков). Штурмовики Ил-2 составляли около 30% от общего числа всех советских боевых самолетов, изготовленных в годы Великой Отечественной войны. Общее количество выпущенных самолетов Ил-2 всех модификаций составило 36 163 экземпляра, а выпуск штурмовиков Ил-10 к концу 1945 г. составил 2328 боевых машин и 228 учебных УИл-10 (Ил-10У). Производство самолета Ил-10 и его модификации Ил-10М продолжалось до 1954 года, причем общее количество выпущенных машин составило 4966 штук.
На открытой площадке вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет самолета-штурмовика Ил-2 тип 3 (бортовой номер 151), входившего в 1941 году в состав 66-го
штурмового авиационного полка Киевского особого военного округа (аэродром Куровице). Макет самолета построен АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «ВДА» в 1995 году.
Экипаж — 2 человека
Двигатель — АМ-638Ф
Мощность — 1750 л.с.
Размах крыла — 14,6 м
Площадь крыла — 38,5 кв. м
Масса пустого самолета — 4625 кг
Масса максимальная взлетная — 6160 кг
Масса полной нагрузки — 1535 кг
Максимальная скорость на высоте/у земли — 414 / 391 км/ч
Практический потолок — 5440 м
Максимальная дальность — 765 км
Вооружение: 2×7,62-мм пулемета ШКАС; 1×12,7-мм пулемет УБТ и 2×20-мм авиапушки ШВАК
Максимальная бомбовая нагрузка — 600 кг и 8 НУРС М-82