Воспроизведение надводной части эсминца в экспозиции вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны было обусловлено необходимостью размещения отдельных конструктивных элементов (носовой и кормовой частей, рубки, мачты, дымовой трубы) и вооружения (артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарат, бомбомета, прожектора и дальномера). При этом рубка-надстройка была взята от базового тральщика типа «Фугас», а дымовая труба — от сторожевого корабля типа «Ястреб». Расположение
На стилизованной палубе эсминца установлены две носовые
В годы Великой Отечественной войны эсминцы являлись наиболее многочисленной группой надводных кораблей. Эскадренный миноносец (эсминец) — относится к классу многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, авиацией и надводными кораблями противника, а также для охранения и обороны соединений кораблей или конвое судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке морского десанта, для постановки минно-взрывных заграждений и решения других задач. После первой мировой войны эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них являлись противовоздушная и противолодочная оборона своих военно-морских сил, поскольку в
В 1941 году в состав ВМФ СССР входили как устаревшие эсминцы типа «Новик», вступившие в строй еще в годы первой мировой войны и затем модернизированные, так и новые — построенные в
Эсминцы были наиболее массовыми универсальными надводными кораблями второй мировой войны и успешно действовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Они блокировали побережье противника, высаживали десанты, обстреливали укрепления и скопления войск противника, конвоировали транспорты, охотились за подводными лодками. Ярким примером боевой эффективности советских эсминцев в годы Великой Отечественной войны стала героическая оборона Одессы в июле — октябре 1941 года. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в восточном секторе высадкой десанта в тыл противника в районе Григорьевки с крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Эсминцы: «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный» оказывали эффективную помощь десантникам метким артиллерийским огнем, который корректировался с берега. Морской десант был высажен ночью 22 сентября. Утром войска Одесского оборонительного района перешли в наступление. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей Черноморского флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6000 солдат и офицеров.
Великая Отечественная войны характеризовалась массовым применением минного оружия, поэтому противоминная оборона на всех морских театрах военных действий (особенно в мелководных районах) была одной из наиболее сложной проблем для советского военно-морского флота.
Базовые тральщики предназначались для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки кораблей за тралами.
Постройка тральщиков в
К началу Великой Отечественной войны всего в составе советского ВМФ находилось 38 тральщиков проекта 3, проекта 53, проекта
За время войны на морях Советского Союза противник выставил более 77 000 контактных мин и минных защитников и около 6500 неконтактных мин. Минная опасность на всех театрах военных действий, особенно на Балтике, потребовала большого напряжения тральных сил, которые, несмотря на их пополнение, были по составу недостаточными, а по качеству тральных средств не могли полностью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Наибольшую опасность и сложность при тралении представляли неконтактные мины с магнитными, акустическими и гидродинамическими взрывателями, с приборами кратности, срочности и другими противотральными устройствами. Массовые постановки мин с воздуха, наряду с постановками подводными лодками, увеличили минную опасность в удаленных от линии фронта районах (Карское море, р. Волга и др.). В годы Великой Отечественной войны потери советских боевых кораблей на минах от общих потерь составили: на Балтийском флоте — 49 %, на Черноморском флоте — 24 %, на Северном флоте — 22 %. Всего на минах противника погибло 47 % из всех погибших эсминцев ВМФ. Расход тралов составил в 1941 году — 877, в 1942 — 1943 годах — 415, в 1944 — 1945 годах — 256; всего же — 1548 комплектов.
На Балтике основным видом противоминной обороны являлась проводка за тралами (в 1941 году — 50 % всей работы тральщиков). Всего за годы войны за тралами было проведено более 1000 кораблей, судов и плавсредств. Безопасность плавания по протраленным фарватерам достигалась проводкой за контактными тралами размагниченных кораблей (2 — 3 ряда тралов), а также организацией противоминного наблюдения и охраной фарватеров. В ходе Великой Отечественной войны советскими моряками была выработана новая тактика тральных сил, сущность которой состояла в комбинированном тралении с использованием различных неконтактных тралов. Всего с 1941 — по 1945 год (включительно) на Балтике провели за тралами 170 подводных лодок, до 250 надводных кораблей, около 300 конвоев общей численностью более 970 кораблей, судов и плавсредств. За время войны тральщики Краснознаменного Балтийского флота прошли 1 200 000 миль, из них с тралами — 782 000 миль, или 60 %, вытралив около 5000 мин, или более 8 %, в том числе 300 неконтактных, или 5 % из выставленных на Балтике. Потери тральщиков составили 70 единиц. По мере появления на вооружении неконтактных тралов и совершенствования системы размагничивания кораблей потери в корабельном и судовом составе сокращались, а эффективность траления возрастала. Так, в 1944 году тральщики флота прошли с тралами 286 000 миль и вытралили 2813 мин, т. е. примерно в 2 раза больше, чем за первые три года войны. При этом наиболее напряженно и эффективно использовались катера-тральщики, которые прошли с тралами 210 000 миль (68,6 %) и вытралили 93,5 % мин. Общие потери Балтийского флота на морских минах за годы Великой Отечественной войны составили 151 корабль и катер, или 63 % всех потерь ВМФ на минах.
На Черном и Азовском морях минная угроза была значительно меньше, чем на Балтике. Мины ставились противником в западной части Черного моря, в районе военно-морских баз, портов Крыма и Кавказа, в Керченском проливе и Азовском море. Борьба с минной опасностью на Черном море началась с первых дней Великой Отечественной войны. Были выработаны и успешно применялись все существующие средства и способы борьбы с неконтактными минами: баржа с металлом, глубинное бомбометание со сторожевых катеров, маневрирование сторожевых катеров на переменных скоростях, подводные взрывы фугасов, магнитно-акустическое траление. С 7 апреля по 12 мая 1942 года в Керченском проливе авиация противника произвела самую большую минную постановку на Черном море — более 360 неконтактных мин. Из этого количества — 110 мин удалось уничтожить, в том числе бомбометанием со сторожевых и торпедных катеров — 87 мин и переменными ходами катеров — 3. Плавание по фарватерам не закрывалось. С целью минной блокады портов и баз Черноморского флота авиация противника выставила более 830 неконтактных мин, из них силы и средства противоминной обороны уничтожили 242 мины, или 29 %, в том числе глубинными бомбами — 177, шумами катеров — 21, электромагнитной баржей — 36, тралами — 2. Для неконтактного траления, из-за отсутствия тральных сил и средств, было характерно широкое применение для подрыва мин сторожевых и торпедных катеров. Наиболее эффективным оказалось глубинное бомбометание. Из 423 неконтактных мин, уничтоженных силами флота, 161 вытралили и 236 уничтожили контрвзрывами. Кроме того, на подходах к Феодосии, Одессе, Очакову вытралили 762 якорных мины и минных защитника. Исключительно трудоемкой и опасной была очистка от мин освобожденных портов и баз. Всего в 1943 — 1944 годах советские тральщики на Черном море уничтожили 207 донных неконтактных мин противника.
На Севере противник в годы Великой Отечественной войны выставил около 10 000 мин, что создало серьезную минную опасность в ряде районов. Опасность представляли и плавающие мины, сорванные штормами с якорей. Организация противоминной обороны осложнялась колоссальными размерами театра военных действий, наличием сильных течений, недостатком тральных сил и отвлечением тральщиков для дозорной службы и конвоирования. В организации противоминной обороны Северного флота главное внимание уделялось фарватерам на подходах к базам и в горле Белого моря, летом 1943 года и 1944 года — в проливах Арктики, а с октября 1944 года — и в Варангер-фьорде. При появлении реальной минной угрозы на наиболее важных фарватерах осуществлялось контрольное траление. В 1944 — 1945 годах случаев подрыва на минах не было. Потери кораблей от подрывов на минах на Северном флоте за годы войны составили 3 % всех подобных потерь ВМФ.
В ходе послевоенного боевого траления в 1945 — 1947 годах было вытравлено и уничтожено более 14 000 контактных и 800 неконтактных мин. На Балтике траление вели 100 тральщиков и 178 катеров-тральщиков Краснознаменного Балтийского флота. Общая площадь протраленных районов составила до 20 000 морских миль.
Установленный на стилизованной палубе эсминца макет рубки-надстройки на базовом тральщике типа «Фугас» предназначался для размещения командных постов, боевых постов, систем и приборов управления кораблем и техническими средствами корабля. Он состоит из командирского мостика, двух кубриков и мачты.
Водоизмещение полное — 494 т
Скорость хода наибольшая — 18,45 узлов
Скорость хода с тралом — 13 узлов
Дальность плавания — 7200 миль
Вооружение:
Тралы — 2 ед.
Бомбосбрасыватели — 2 ед.
Мины заграждения образца 1936 года — 31 ед.
Глубинные бомбы М-1 — 20 ед.
Экипаж — 66 человек