Вооружение

Стилизованная палуба эскадренного миноносца


Воспроизведение надводной части эсминца в экспозиции вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны было обусловлено необходимостью размещения отдельных конструктивных элементов (носовой и кормовой частей, рубки, мачты, дымовой трубы) и вооружения (артиллерийских установок, пятитрубного торпедного аппарат, бомбомета, прожектора и дальномера). При этом рубка-надстройка была взята от базового тральщика типа «Фугас», а дымовая труба — от сторожевого корабля типа «Ястреб». Расположение 130-мм артиллерийских установок в два яруса заимствовано от эсминца. В целом сооружение длиной 65 м дает визуальное представление о советском боевом корабле такого класса, как — эсминец. Идея воспроизведения надводной части эсминца, осуществленная на практике в 1995 году, принадлежит заместителю главнокомандующего Военно-Морским Флотом по вооружению вице-адмиралу М.К. Барскову и осуществлена совместно с Управлением ракетно-артиллерийского вооружения Главного штаба ВМФ, возглавляемого контр-адмиралом Г.К. Еремеевым.

На стилизованной палубе эсминца установлены две носовые 130-мм артиллерийские установки главного калибра Б-13; кормовая 100-мм артиллерийской установки Б-34; две 37-мм спаренные зенитные автоматические установки В-11; две 25-мм спаренные зенитные автоматические установки 2М-3МВ-11; пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53; бомбомет БМБ-2; боевой прожектор МПЭ-э9,0-3 и корабельный стереодальномер ДМ-3.

В годы Великой Отечественной войны эсминцы являлись наиболее многочисленной группой надводных кораблей. Эскадренный миноносец (эсминец) — относится к классу многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, авиацией и надводными кораблями противника, а также для охранения и обороны соединений кораблей или конвое судов при переходе морем. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной служб, артиллерийской поддержки при высадке морского десанта, для постановки минно-взрывных заграждений и решения других задач. После первой мировой войны эсминцы стали многоцелевыми боевыми кораблями, способными выполнять широкий круг задач. Основными из них являлись противовоздушная и противолодочная оборона своих военно-морских сил, поскольку в 1930-х годах, наряду с подводными лодками, важную роль в море стала играть и военно-морская авиация. Для борьбы с новыми видами вооружений противника эсминцы стали оборудовать зенитными орудиями, радарами, бомбометами, в дополнение к уже установленному легкому артиллерийскому вооружению, глубинным бомбам и торпедам. Теперь эсминцы представляли собой боевые корабли водоизмещением 1500 — 4500 тонн, обладающие скоростью до 40 узлов, вооруженный 2 — 4 орудиями главного калибра до 130 мм, артиллерийскими зенитными установками и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Из средств обнаружения подводных лодок на них устанавливались поисковые приборы — эхолоты (сонары). Для борьбы с подводными лодками использовались бомбометы. К началу Великой Отечественной войны эсминцы превратились из относительно дешевых кораблей для защиты основных сил в крупные многоцелевые корабли, которые сами стали ценными целями для противника.

В 1941 году в состав ВМФ СССР входили как устаревшие эсминцы типа «Новик», вступившие в строй еще в годы первой мировой войны и затем модернизированные, так и новые — построенные в 1930-х годах, не уступавшие по своим тактико-техническим характеристикам иностранным кораблям этого класса. В Советском Союзе в 1938 году был спущен на воду первый современный эсминец «Гневный» (головной корабль серии эскадренных миноносцев проекта 7), спроектированный В. А. Никитиным, имевший стандартное водоизмещение — 1855 тонн и скорость — 38 узлов. В 1937 году этот проект был пересмотрен, и корабли, находящиеся на раннем этапе постройки, достраивались уже по новому проекту 7-У, предусматривавшему эшелонированное расположение энергетической установки с целью улучшения живучести. В 1938 году был спущен на воду лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» (полное водоизмещение — 2693 тонн, скорость — 43 узла, запас хода — 2100 миль), головной корабль проекта 1 (проекта 38), всего было построено 6 кораблей. В 1940 году для Черноморского флота был построен в Италии лидер эскадренных миноносцев «Ташкент» (водоизмещение — 4175 тонн, скорость хода — 44 узла, дальность плавания — 5030 миль).

Эсминцы были наиболее массовыми универсальными надводными кораблями второй мировой войны и успешно действовали практически во всех значительных морских сражениях на всех морских театрах военных действий. Они блокировали побережье противника, высаживали десанты, обстреливали укрепления и скопления войск противника, конвоировали транспорты, охотились за подводными лодками. Ярким примером боевой эффективности советских эсминцев в годы Великой Отечественной войны стала героическая оборона Одессы в июле — октябре 1941 года. Военный совет Черноморского флота принял решение поддержать наступление наших войск в восточном секторе высадкой десанта в тыл противника в районе Григорьевки с крейсеров «Красный Кавказ» и «Красный Крым». Эсминцы: «Бойкий», «Беспощадный» и «Безупречный» оказывали эффективную помощь десантникам метким артиллерийским огнем, который корректировался с берега. Морской десант был высажен ночью 22 сентября. Утром войска Одесского оборонительного района перешли в наступление. В результате согласованных ударов морского десанта, сухопутных войск, авиации и кораблей Черноморского флота к исходу дня фланговая немецко-румынская группировка, состоявшая из двух пехотных дивизий, была разгромлена. Противник потерял убитыми, ранеными и пленными около 6000 солдат и офицеров.

Великая Отечественная войны характеризовалась массовым применением минного оружия, поэтому противоминная оборона на всех морских театрах военных действий (особенно в мелководных районах) была одной из наиболее сложной проблем для советского военно-морского флота.

Базовые тральщики предназначались для обнаружения и уничтожения морских мин с помощью тралов и для проводки кораблей за тралами.

Постройка тральщиков в 1930-х годах являлась одной из приоритетных задач создания надводных сил советского ВМФ. В Советском Союзе перед Великой Отечественной войной по проекту 3 было построено 8 кораблей, по четыре — в Ленинграде и Севастополе. Но еще до их сдачи началось строительство кораблей по несколько откорректированному проекту, получившему № 53. Корректировка в основном учитывала опыт проектирования и технологии постройки первых кораблей этого проекта, кроме этого, в его конструкции был учтен ряд новых требований ВМФ. Всего по этому проекту построили еще 10 кораблей, четыре — в Ленинграде и шесть — в Севастополе. Из них все ленинградские корабли через — Панамский канал и два севастопольских тральщика — через Суэцкий канал ушли на Дальний Восток, для вооружения Тихоокеанского флота, что позволило, как минимум на год, сократить их вступление в строй на Тихом океане, чем если бы они по существовавшей в то время схеме перевозились секциями по железной дороге или на транспортах морем — с последующей сборкой на одном из дальневосточных судостроительных заводов. Выявленный ряд недостатков в сторожевых кораблях проектов 3 и 53 был учтен при постройке новых кораблей существенно модернизированного проекта 53-у с «уширенным» корпусом. Эта серия стала самой большой и включала уже 17 кораблей. До войны советский ВМФ успел получить 13 из этих сторожевиков, два из них вступили в строй — уже в ходе войны, а еще два — в 1946 году. Однако севастопольцы на кораблях проекта 3 смогли решить проблемы модернизации корабля с меньшими затратами. По этой причине корабли проекта 53-у строили только в Ленинграде, а в Севастополе приняли решение строить тральщики с «нормальным» корпусом, с учетом мероприятий, проведенных с кораблями проекта 3. Таким образом, после всех изменений, проведенных в Севастополе, получился еще один новый проект 58, по которому было заложено 9 единиц. Два корабля этого проекта перешли из Севастополя на Дальний Восток, еще два так и не успели спустить на воду до начала осады Севастополя осенью 1941 года, а оставшиеся воевали на Черноморском флоте

К началу Великой Отечественной войны всего в составе советского ВМФ находилось 38 тральщиков проекта 3, проекта 53, проекта 53-у и проекта 58. Из них 17 воевали на Балтийском флоте, 13 — на Черноморском флоте, и 8 — входили в состав Тихоокеанского флота. 1941 год оказался самым трагичным для этих кораблей: погибли 10 балтийских и один черноморский, причем все от подрыва на минах. В это же время в строй был введен только один корабль этого типа. В последующие годы войны потери составили еще два тральщика — на Балтике и четыре — на Черном море. Правда, балтийский тральщик Т-210 впоследствии подняли и вернули в строй, а в 1944 году ленинградцы сдали флоту еще один тральщик — Т-219. Всего в годы Великой Отечественной войны советский ВМФ потерял 17 тральщиков этого типа, т. е. 53 % от участвовавших в боевых действиях.

За время войны на морях Советского Союза противник выставил более 77 000 контактных мин и минных защитников и около 6500 неконтактных мин. Минная опасность на всех театрах военных действий, особенно на Балтике, потребовала большого напряжения тральных сил, которые, несмотря на их пополнение, были по составу недостаточными, а по качеству тральных средств не могли полностью обеспечить безопасность плавания кораблей и судов. Наибольшую опасность и сложность при тралении представляли неконтактные мины с магнитными, акустическими и гидродинамическими взрывателями, с приборами кратности, срочности и другими противотральными устройствами. Массовые постановки мин с воздуха, наряду с постановками подводными лодками, увеличили минную опасность в удаленных от линии фронта районах (Карское море, р. Волга и др.). В годы Великой Отечественной войны потери советских боевых кораблей на минах от общих потерь составили: на Балтийском флоте — 49 %, на Черноморском флоте — 24 %, на Северном флоте — 22 %. Всего на минах противника погибло 47 % из всех погибших эсминцев ВМФ. Расход тралов составил в 1941 году — 877, в 1942 — 1943 годах — 415, в 1944 — 1945 годах — 256; всего же — 1548 комплектов.

На Балтике основным видом противоминной обороны являлась проводка за тралами (в 1941 году — 50 % всей работы тральщиков). Всего за годы войны за тралами было проведено более 1000 кораблей, судов и плавсредств. Безопасность плавания по протраленным фарватерам достигалась проводкой за контактными тралами размагниченных кораблей (2 — 3 ряда тралов), а также организацией противоминного наблюдения и охраной фарватеров. В ходе Великой Отечественной войны советскими моряками была выработана новая тактика тральных сил, сущность которой состояла в комбинированном тралении с использованием различных неконтактных тралов. Всего с 1941 — по 1945 год (включительно) на Балтике провели за тралами 170 подводных лодок, до 250 надводных кораблей, около 300 конвоев общей численностью более 970 кораблей, судов и плавсредств. За время войны тральщики Краснознаменного Балтийского флота прошли 1 200 000 миль, из них с тралами — 782 000 миль, или 60 %, вытралив около 5000 мин, или более 8 %, в том числе 300 неконтактных, или 5 % из выставленных на Балтике. Потери тральщиков составили 70 единиц. По мере появления на вооружении неконтактных тралов и совершенствования системы размагничивания кораблей потери в корабельном и судовом составе сокращались, а эффективность траления возрастала. Так, в 1944 году тральщики флота прошли с тралами 286 000 миль и вытралили 2813 мин, т. е. примерно в 2 раза больше, чем за первые три года войны. При этом наиболее напряженно и эффективно использовались катера-тральщики, которые прошли с тралами 210 000 миль (68,6 %) и вытралили 93,5 % мин. Общие потери Балтийского флота на морских минах за годы Великой Отечественной войны составили 151 корабль и катер, или 63 % всех потерь ВМФ на минах.

На Черном и Азовском морях минная угроза была значительно меньше, чем на Балтике. Мины ставились противником в западной части Черного моря, в районе военно-морских баз, портов Крыма и Кавказа, в Керченском проливе и Азовском море. Борьба с минной опасностью на Черном море началась с первых дней Великой Отечественной войны. Были выработаны и успешно применялись все существующие средства и способы борьбы с неконтактными минами: баржа с металлом, глубинное бомбометание со сторожевых катеров, маневрирование сторожевых катеров на переменных скоростях, подводные взрывы фугасов, магнитно-акустическое траление. С 7 апреля по 12 мая 1942 года в Керченском проливе авиация противника произвела самую большую минную постановку на Черном море — более 360 неконтактных мин. Из этого количества — 110 мин удалось уничтожить, в том числе бомбометанием со сторожевых и торпедных катеров — 87 мин и переменными ходами катеров — 3. Плавание по фарватерам не закрывалось. С целью минной блокады портов и баз Черноморского флота авиация противника выставила более 830 неконтактных мин, из них силы и средства противоминной обороны уничтожили 242 мины, или 29 %, в том числе глубинными бомбами — 177, шумами катеров — 21, электромагнитной баржей — 36, тралами — 2. Для неконтактного траления, из-за отсутствия тральных сил и средств, было характерно широкое применение для подрыва мин сторожевых и торпедных катеров. Наиболее эффективным оказалось глубинное бомбометание. Из 423 неконтактных мин, уничтоженных силами флота, 161 вытралили и 236 уничтожили контрвзрывами. Кроме того, на подходах к Феодосии, Одессе, Очакову вытралили 762 якорных мины и минных защитника. Исключительно трудоемкой и опасной была очистка от мин освобожденных портов и баз. Всего в 1943 — 1944 годах советские тральщики на Черном море уничтожили 207 донных неконтактных мин противника.

На Севере противник в годы Великой Отечественной войны выставил около 10 000 мин, что создало серьезную минную опасность в ряде районов. Опасность представляли и плавающие мины, сорванные штормами с якорей. Организация противоминной обороны осложнялась колоссальными размерами театра военных действий, наличием сильных течений, недостатком тральных сил и отвлечением тральщиков для дозорной службы и конвоирования. В организации противоминной обороны Северного флота главное внимание уделялось фарватерам на подходах к базам и в горле Белого моря, летом 1943 года и 1944 года — в проливах Арктики, а с октября 1944 года — и в Варангер-фьорде. При появлении реальной минной угрозы на наиболее важных фарватерах осуществлялось контрольное траление. В 1944 — 1945 годах случаев подрыва на минах не было. Потери кораблей от подрывов на минах на Северном флоте за годы войны составили 3 % всех подобных потерь ВМФ.

В ходе послевоенного боевого траления в 1945 — 1947 годах было вытравлено и уничтожено более 14 000 контактных и 800 неконтактных мин. На Балтике траление вели 100 тральщиков и 178 катеров-тральщиков Краснознаменного Балтийского флота. Общая площадь протраленных районов составила до 20 000 морских миль.

Установленный на стилизованной палубе эсминца макет рубки-надстройки на базовом тральщике типа «Фугас» предназначался для размещения командных постов, боевых постов, систем и приборов управления кораблем и техническими средствами корабля. Он состоит из командирского мостика, двух кубриков и мачты.

Водоизмещение полное — 494 т
Скорость хода наибольшая — 18,45 узлов
Скорость хода с тралом — 13 узлов
Дальность плавания — 7200 миль
Вооружение:
100-мм артиллерийская установка Б-34 — 1 ед.
45-мм артиллерийская установка 21-КМ — 1 ед.
37-мм артиллерийская установка 70-К — 3 ед.
12,7-мм спаренные пулеметы ДШК — 2 — 4 ед
Тралы — 2 ед.
Бомбосбрасыватели — 2 ед.
Мины заграждения образца 1936 года — 31 ед.
Глубинные бомбы М-1 — 20 ед.
Экипаж — 66 человек


Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея