Головной катер «Комсомолец» проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи Ленинградского судостроительного завода № 194 им. товарища А. Марти. Спущен на воду 16 мая 1940 года, и вступил в строй 25 октября того же года, а 12 марта 1941 года — зачислен в состав Черноморского флота. Торпедный катер «Комсомолец» предназначался для торпедирования судов противника и для постановки дымовых завес. Еще летом 1940 года, когда «Комсомолец» еще только проходил заводские испытания, его проект подвергся серьезной переделке. За модификацию корабля взялась конструкторская группа ЦКБ-19 В.М. Бурлакова. В первую очередь было усилено зенитное вооружение, вместо одного крупнокалиберного пулемета ДШК на тумбовой установке поставили четыре (по два — в спаренных башенных установках). Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46 — 48. Также был уменьшен калибр торпедных аппаратов с 533 до 450 мм, теперь рассчитанных под торпеды 45-36-НУ. «Комсомолец» представлял собой реданный катер совершенно новой конструкции, существенно отличавшийся от серийных торпедных катеров типа Г-5 и Д-3, и превосходивший их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новый катер имел дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м (разделенный на пять отсеков водонепроницаемыми переборками. По всей длине корпуса проходила полая киль-балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные бортовые кили, уменьшавшие качку. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью 2400 л. с. (взамен ГАМ-34-Ф мощностью по 1000 л.с.) обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов (86 км/ч). Моторы располагались в корпусе продольно, один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого — 10. Основное вооружение составляли два
В ходе Великой Отечественной войны торпедный катер проекта 123 был еще раз доработан. Изменения коснулись, в основном, технологии производства. Была также усилена конструкция корпуса, и проведен ряд мелких усовершенствований. Вместо одного мотора поставили два, и хотя водоизмещение катера выросло на 5 тонн, скорость осталась прежней — 48 узлов. В ноябре 1943 года Тюменская судоверфь (судостроительный завод № 639) сдал флоту головной катер типа «Комсомолец» нового проекта, получившего обозначение
Новые торпедные катера прибрежного действия типа «Комсомолец» успели принять активное участие в заключительных боях на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Действия маневренных и быстрых «Комсомольцев» против немецких конвоев оказались весьма успешными. Свои высокие боевые качества эти торпедные катера в полной мере проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь как можно дольше сохранить порты в Восточной Пруссии для эвакуации отступающих войск, немецкие войска предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти меры существенно обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ был переброшен
В 1995 году на судостроительном «Морском заводе «Алмаз» в г. Санкт-Петербург, специализировавшемся на строительстве и ремонте скоростных катеров для Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России, специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта
Длина — 18,7 м
Ширина — 3,4 м
Осадка — 1,2 м
Водоизмещение стандартное — 20,5 тонны
Водоизмещение полное — 23 тонны
Скорость хода максимальная — 48 узлов
Скорость хода крейсерская — 28,8 узлов
Мощность: бензиновый авиационный двигатель внутреннего сгорания «Паккард» — 2×1200 л.с.
Дальность плавания — 345 миль
Вооружение:
Артиллерия ПВО — 2 спаренные установки
(впоследствии 2 установки
Противолодочное вооружение — 2 лотковых бомбосбрасывателя; 6 глубинных бомб М-1;
аппарат с дымовой смесью ДА-7 емкостью 40 литров
Торпедно-минное вооружение — торпедные аппараты — 2×450
Автономность плавания — 36 часов
Экипаж — 7 человек