Вооружение

Тяжелый танк ИС-3


Стремление повысить уровень защищенности советских тяжелых танков в единоборстве с немецкими «Пантерой-II» и «Королевским Тигром» привело к созданию новой боевой машины «ИС-3», который стал последним советским тяжелым танком прорыва, созданным в период Великой Отечественной войны. На полях сражений второй мировой войны новому танку не довелось участвовать, но именно «ИС-3» определил лицо отечественного послевоенного танкостроения на многие десятилетия вперед.

После окончания Курской битвы на месте танковых боев целенаправленно работала группа научных сотрудников Военной академии механизации и моторизации имени И.В. Сталина (ВАММ), под руководством инженер-полковника А. Завьялова, изучавшая характер повреждений бронетехники, вызванных попаданиями снарядов в танки. Выяснилось, что не все части башни и корпуса поражаются одинаково. Наиболее высокую вероятность поражения имели лобовые части башни и корпуса, при этом число попаданий в башню было наибольшим. Результатом этих исследований явилось Постановление ГКО № 5583 от 8 апреля 1944 года «Об изготовлении опытного образца тяжелого танка на Кировском заводе». Основные требования предъявлялись к повышению защищенности танка. Работы над проектом по созданию нового тяжелого танка начались в конце лета 1944 года в Челябинске в СКБ-701 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), возглавляемого Н.Л. Духовым. Опытный образец танка «Кировец-1 («ИС-3» образец № 1), разработанный СКБ-701 (руководитель проекта — М.Ф. Балжи), имел лобовую часть бронекорпуса — спрямленную, как у Т-34. Основной особенностью этого проекта стала разработанная конструктором Г.В. Крученых новая оригинальная обтекаемая башня, представлявшая собой единую отливку в виде полусферы, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. Большие углы наклона броневых стенок башни способствовали рикошету бронебойных снарядов, а удачная внутренняя компоновка обеспечивала минимальные ее размеры, что позволило без излишнего утяжеления машины повысить толщину лобовой брони до 250 мм, против 100 мм на тяжелом танке ИС-2. Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25Т и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни был установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Курсовой и кормовой пулеметы были изъяты. В конце октября 1944 года первый образец танка «ИС-3» образец № 1 вышел из ворот завода и подвергся заводским испытаниям, а уже с 18 по 24 декабря на НИБТ полигоне состоялись его войсковые испытания. В отчете по испытаниям указывалось: «Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км — не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете». В то же время, параллельно с работами над танком «ИС-3» в КБ Опытного танко-моторного завода № 100 (созданного в марте 1942 года на базе Челябинского Кировского завода) под руководством Ж.Я. Котина и А.С.Ермолаева и ЦНИИ-48 проводились работы по модернизации броневой защиты танка «ИС-2». Этот проект КБ завода № 100 базировался на предыдущих разработках Опытного завода — опытных образцах танков «объект 244», «объект 245» и «объект 248». Опытный танк, спроектированный в КБ Котина, имел необычную форму носовой части корпуса. Конструкторы Г.Н. Москвин и В.И. Таротько предложили составить всю верхнюю лобовую часть корпуса из двух соединенных сваркой и сильно наклоненных к вертикальной плоскости 110-мм броневых листов, повернутых в плане под большим углом. Сверху эти листы накрывались треугольной крышей, наклоненной к горизонту под углом 7°. В этой крыше прямо над головой механика-водителя имелся люк, через который он мог садиться в танк и покидать его (на танках «ИС-1» и «ИС-2» подобный люк отсутствовал). Подобная форма носовой части бронекорпуса позволила снизить не только его массу, но и значительно повысить стойкость броневых деталей в случае обстрела танка спереди. Такой двухскатный нос получил у конструкторов название «нос с горбинкой» (хотя прижилось другое название — «щучий нос»). После изучения результатов испытаний обеих машин были сделаны следующие выводы: конструкция носовой танка ОКБ завода № 100 — имеет преимущества перед аналогичной конструкцией танка ЧКЗ; в то же время, использованное Кировским заводом корытообразное днище дает возможность значительного уменьшения массы бортовой брони без уменьшения ее толщины; принципы заложенные в конструкцию башни ЧКЗ могут привести к созданию башни высокой снарядной стойкости при ее относительно малой масса. После длительного рассмотрения обоих проектов Нарком танковой промышленности В.А.Малышев принял компромиссное решение, максимально использовать преимущества обоих проектов — объединив их в один: от одного танка взять форму носовой части корпуса, а башню от другого, и поручить ЧКЗ на их основе разработать новый тяжелый танк. Так родился проект нового танка прорыва — плод совместных усилий двух кировских конструкторских коллективов. 30 декабря 1944 года Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал «добро» на создание нового тяжелого танка массой до 46 тонн с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой, которую не смогла пробить самая мощная на тот момент немецкая 88-мм противотанковая пушка «образец 43» на курсовых углах до 60°. В январе — феврале 1945 года новый танк был создан на базе проектов ЧКЗ и завода № 100. Он получил обозначение — «Объект 703» («ИС-3» образец № 2). Учитывая положительный опыт войсковой эксплуатации танков «ИС-2», конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на «ИС-3» оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Самой характерной особенностью нового танка стала ее лобовая часть корпуса с двойным наклоном 110-мм бронелистов, что позволило не только обеспечить ее высокую бронестойкость, но и решить вопрос с размещением люка механика-водителя, существенно улучшив обзорность с места водителя в положении «по-походному». Первые 8 танков «ИС-3» образец № 2 были изготовлены на ЧКЗ в том же феврале, а уже с 23 марта по 11 апреля 1945 года они успешно прошли войсковые испытания. В результате, было принято решение о принятии тяжелого танка «ИС-3» на вооружение Красной Армии и организации его производства на Челябинском Кировском заводе. К 1 мая 1945 года ЧКЗ изготовил только 25 танков «ИС-3». Этот танк опоздал на войну — к моменту подписания Акта о капитуляции Германии 9 мая 1945 года все танки «ИС-3» еще находились на заводе, и в боевых действиях Великой Отечественной войны им не довелось принять участия. Не участвовали они и в боях с японцами на Дальнем Востоке в августе — сентябре 1945 года. Лишь 7 сентября 1945 года танки «ИС-3» из состава 71-й гвардейского тяжелого танкового полка 2-й гвардейской танковой армии приняли участие на военном параде союзных войск в честь окончания второй мировой войны в Берлине. Несмотря на завершение войны, танк «ИС-3» находился в массовом серийном производстве с программой 350 танков в месяц. Сначала их выпуск шел параллельно с танками «ИС-2», но с осени «ИС-3» полностью вытеснили своих предшественников из сборочных цехов ЧКЗ. Танки «ИС-3» поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков Советской Армии. Однако спешка, в которой создавался этот танк, выявила уже с самого начала его эксплуатации в войсках целый ряд недостатков, связанных как с конструктивными просчетами и ошибками, так и ужесточением после окончания войны, требований военной приемки как к ресурсу танков в целом, так и отдельных его узлов. Проведенные доработки не дали необходимых результатов, и в середине 1946 года ИС-3 был снят с производства. Всего было выпущено с апреля 1945 по июль 1946 года — 1170 танков ИС-3 (по другим источникам — 2311 ед.) С целью ликвидации выявленных недостатков танка «ИС-3» в 1946 году была создана межведомственная комиссия по анализу дефектов, к которым относились: выход из строя двигателя, коробки передач, ряда элементов бронекорпуса в районе моторно-трансмиссионного отделения и др. В 1948 — 1952 годах 1068 танков ИС-3 прошли модернизацию и подверглись переделкам в рамках программы по устранению конструктивных недостатков, что позволило довести их до состояния пригодности к эксплуатации в мирное время. В частности, были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление коробки передач, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовых передач и опорных катков. Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен — электрический. Радиостанция 10-РК заменена на более совершенную — 10-РТ. Масса танка при этом возросла до 48,8 тонн. В дальнейшем, в процессе капитальных ремонтов, «ИС-3» еще несколько раз модернизировали. Целью этих модернизаций было подтягивание его до уровня боевых машин того периода и максимально возможная унификация его узлов и агрегатов с более современными танками. Во время проведения этих модернизаций в конструкцию танка были внесены следующие изменения: увеличена жесткость корпуса; зенитный пулемет ДШК заменен модернизированным ДШКМ, а спаренный пулемет ДТ — на ДТМ; установлен прибор ночного видения ТВН-2 для механика-водителя; вместо двигателя В-11-ИС-3 установлен — В-54К-ИС с максимальной мощностью 520 л.с. Воздухоочистители типа «Мультициклон» заменены новыми — ВТИ-2 с двумя степенями очистки и эжекционным удалением пыли. Система смазки получила новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем. На корме было предусмотрено крепление двух 200-литровых топливных бочек; усилены подшипниковые узлы опорных катков и направляющих колес, установлены новые радиостанция Р-113 и танковые переговорные устройства Р-120. Все это — в значительной степени повысило надежность танка. Модернизированный танк под обозначением «ИС-3М» использовался в Советской Армии вплоть до 1970-х годов, официально он был снят с вооружения Министерства Обороны РФ только в 1997 году.

Тяжелый танк «ИС-3» имел классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части, боевого отделения — в средней, а отделения управления — в носовой. Экипаж танка состоял из четырех человек: механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира. В отделении по оси машины впереди размещался механик-водитель, органы управления машиной, контрольные приборы и часть боекомплекта. Над сиденьем механика-водителя имелся люк со сдвигающейся в сторону крышкой, в которой устанавливался смотровой прибор кругового обзора МК-4. Перед открыванием люка прибор необходимо было снять. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса танка за отделением управления и в башне. В башне монтировалось вооружение, прицельные приспособления, приборы наблюдения, механизмы наведения, радиостанция и часть боекомплекта. За боевым отделением находилось моторное отделение. По центру моторного отделения на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, располагались: справа — топливный, слева — масляный баки; над ними — масляные радиаторы, а в передней части по бортам моторного отделения — воздухоочистители «Мультициклон». В кормовой части танка в трансмиссионном отделении монтировались: главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Танк «ИС-3» имел совершенную для своего времени форму корпуса и башни с очень мощной и сильно дифференцированной броневой защитой. Броневой корпус танка собирался с помощью сварки из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 20, 30, 60, 90 и 110 мм, причем лобовые бронелисты корпуса толщиной 110 мм были установлены в форме «щучьего носа» с двойным наклоном под углом 56° к вертикали. Каждый из бортов корпуса состоял из двух бронелистов толщиной 90 мм: верхнего, расположенного под углом 60° и образовывавшего бортовую нишу, и вертикального нижнего. Помимо этого, верхняя часть бортов прикрывалась 30-мм экранами, расположенными под углом 30°, которые вместе с небронированными надгусеничными полками, образовывали дополнительные бортовые ниши, доступ к которым осуществлялся снаружи танка. Борта в своей верхней части имели обратный наклон, для размещения широкого погона башни, причем наклонные бронелисты в стыке бортов и днища позволили сократить общую площадь поверхности корпуса и за счет снижения их массы усилить броневую защиту в наиболее ответственных местах. Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи был выполнен откидным. Литая башня имела приплюснутую сферическую форму. В крыше башни находился большой овальный люк, закрываемый двумя крышками. В правой крышке монтировался смотровой прибор заряжающего — MK-4, а в левой — располагался командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой со смотровым прибором МК-4 — командира. Еще один прибор MK-4 — для наводчика, монтировался на крыше башни слева. (Впоследствии во время модернизации в танке «ИС-3М», командирский МК-4 заменили бинокулярным прибором ТПК-1, предназначавшимся для: наблюдения за местностью, определения дальности до цели, для целеуказания и корректировки артиллерийского огня). Башня имела планетарный механизм поворота, с ручным и электрическим приводами, причем электропривод оборудовался системой командирского управления, и командир мог (удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора), нажать на кнопку, установленную на приборе, развернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола башня останавливалась. Вооружение танка «ИС-3» состояло из смонтированных в лобовой части башни на цапфах 122-мм танковой пушки Д-25Т образца 1943 года с длиной ствола 48 калибров и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ. Они устанавливались в литой бронемаске башни толщиной 250 мм. Пушка имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа, электромагнитный и механический спуски и двухкамерный дульный тормоз. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшиеся над стволом орудия слева и справа (соответственно). Практическая скорострельность орудия составляла — 2 — 3 выстр/мин. Боекомплект пушки состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания: 18 — с осколочно-фугасными снарядами и 10 — с бронебойными тупоголовыми и остроголовыми снарядами. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла — 781 м/с. Тупоголовый бронебойный снаряд на дальности 1000 м пробивал броню толщиной 120 мм под углом 60°, и 145 мм — под углом 90°, а на дальности 2000 м — 100 мм и 125 мм (соответственно). Для остроголового бронебойного снаряда эти характеристики составляли — на дальности 1000 м — 140 мм под углом 60°, и 170 мм — под углом 90°, а на дальности — 2000 м — 115 мм и 145 мм (соответственно). Вертикальное наведение орудия на цель осуществлялось в пределах от —2° до +19°. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ-17 составляла 5000 м, а предельная дальность для стрельбы с закрытых позиций осуществлялась с помощью бокового уровня и составляла 15 000 м. На крыше башни на зенитной турели монтировался 12,7-мм крупнокалиберный пулемет ДШК. В танках «ИС-3» устанавливались приемо-передающая телефонно-телеграфная КВ-радиостанция 10-РК-26 (10-Р — на первых выпусках), обеспечивавшая связь в телефонном режиме на дальности до — 35 — 40 км с места и 20 — 25 км — на ходу, а также танковое переговорное устройство ТПУ-4бис-Ф, рассчитанное на четырех абонентов. 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-11-ИС-3 жидкостного охлаждения с максимальной мощностью 520 л.с. монтировался на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса. В топливную систему танка входили четыре внутренних топливных бака общей емкостью 450 л, расположенных по два справа и слева от двигателя. Кроме того, четыре внешние цилиндрические топливные бака, емкостью по 90 л каждый, крепились на наклонных листах корпуса по бортам кормовой части и были подключены — к внутренним. Баки имели механические приспособления для экстренного сброса. Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, воздухоочистители типа «Мультициклон». В состав механической трансмиссии входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения с сервоприводом; механическая 4-х ступенчатая коробка передач с демультипликатором; два планетарных 2-х ступенчатых механизма поворота с блокировочными фрикционами и плавающими ленточными тормозами и два комбинированных бортовых редуктора. Ходовая часть ИС-3 (применительно к одному борту) состояла из: ведущего колеса со съемными венцами, направляющего колеса (которое было взаимозаменяемым с опорными катками), шести сдвоенных литых необрезиненных опорных катков и трех сдвоенных обрезиненных литых поддерживающих катков. Подвеска опорных катков — индивидуальная, торсионная, без амортизаторов. Гусеница стальная мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым металлическим шарниром, состояла из 86 траков шириной 650 мм.

Год выпуска — 1945 — 1946
Всего выпущено — 1170 ед. (по другим источникам — 2311 ед.)
Масса в боевом положении, т — 46
Мощность двигателя, л.с. — 520
Максимальная скорость по шоссе, км/ч — 40
Запас хода по шоссе, км — 185
Экипаж, чел. — 4
Вооружение: 122-мм пушка; 1×7,62-мм пулемета ДТ; 1×12,7-мм пулемет ДШК
Боекомплект, выстр/патр. — 28/2000/300
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм — 110 — 220/110