Рукописи и документы

Билет пригласительный от редакции армейской газеты "За Родину" - ст. лейтенанту Телингатер С.Б.


Билет пригласительный старшему лейтенанту Телингатеру С.Б. от редакции ежедневной красноармейской газеты «За Родину» на офицерский вечер в честь пятилетия газеты (1939 – 1944) и трехлетней ее деятельности в составе 49-й армии (1941–1944). Сентябрь 1944 г. 1 л.

Бумага, чернила, печать типографская, рукопись. 16х10,5 см.

Телингатер Соломон Бенедиктович – советский живописец и график, мастер иллюстрации и шрифтового искусства, представитель стиля конструктивизма, создатель ряда наборных акцидентных и заголовочных шрифтов.

Родился в Тифлисе в 1903 г. Учился изобразительному искусству сначала в художественных мастерских Наркомпроса в Баку (1919–1920), затем в московском Вхутемасе (1920–1921). В 1922 г. выпустил в Баку поэму «Двенадцать» А.А. Блока с собственными иллюстрациями. Создал плакат к выборам в бакинский Совет (1925). Выполнил множество журнальных и книжных обложек; оформил более 600 книг, среди которых: «Комсомолия» А.И. Безыменского (1928), «Во весь голос» В.В. Маяковского (1931), «Двенадцать стульев» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова, «В.И. Ленин. Альбом фотографий и документов» (1939), «Василий Теркин» А.Т. Твардовского (1947), «Буря» И.Г. Эренбурга (1950) и другие. Сотрудничал в различных бакинских и московских издательствах («Новая Москва», «Земля и фабрика», Московское театральное издательство), газетах «Труд», «Молодой рабочий», «Юношеская правда», журнале «Искусство кино».

Во время Великой Отечественной войны Телингатер работает во фронтовых газетах. Вместе с 49-й армией 2-го Белорусского фронта он прошел Белоруссию, Польшу, Германию. Боевой путь армия завершила в ходе Берлинской операции, к концу которой вышла на реку Эльба.

Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, четырьмя медалями. На фронте Телингатер написал свою единственную картину масляными красками – карикатурный портрет Гитлера. Его установили на нейтральной полосе между нашими и немецкими позициями. Под портретом было крупно написано по-немецки: «Стреляйте в него. Он посылает вас на смерть».

В конце 40-х – начале 50-х гг. Телингатер подвергся репрессиям в связи с обвинениями в космополитизме и формализме и был уволен из Воениздата, где работал после войны. Имя его не упоминалось даже в тех изданиях, где публиковались его работы. С начала 1952 г. по указанию заместителя начальника Главиздата все издательства прекратили сотрудничество с художником. 6 мая 1952 г. он был исключен из рядов ВКП(б).

Только в 1953 г. Соломон Бенедиктович был реабилитирован. Он вернулся к своему опыту фотомонтажа. Виртуозно комбинировал кадры из отечественных и зарубежных художественных и научных фильмов, фотографии выдающихся кинематографистов. Заголовки статей и рубрик были написаны оригинальным шрифтом Телингатера. Яркий, характерный стиль оформления выделял «Искусство кино» среди других журналов того времени.

В 60-е годы Телингатер оформлял и xyдoжecтвeнную литературу. Одна из лучших работ этого периода – книга Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы». Продолжением работы над произведениями русской классики было и оформление книги «Житие протопопа Аввакума», отмеченное на конкурсе книги советских издательств 1960 г. как одна из лучших работ. В эти годы работы Телингатера были показаны на тринадцати отечественных и международных выставках, причем он принимал участие в организации многих из них, входил в состав жюри. А в августе 1963 г. он получил от обер-бургомистра Лейпцига письмо: «Имею честь сообщить Вам, что Совет города Лейпцига принял решение присудить Вам премию Гутенберга… за лучшее достижение в искусстве оформления книг и шрифтов». Телингатер стал первым советским художником, получившим премию имени немецкого просветителя и гуманиста Иоганна Гутенберга, напечатавшего первую в Европе книгу.