Рукописи и документы

Бюллетень информационный № 7


Бюллетень информационный № 7 "Alarmleuchtzeichen (Световой сигнал тревоги)" отдела заграждения и разминирования штаба железнодорожных войск 1-го Белорусского фронта. Украина, г. [Ковель]. Действующая армия. 14.08.1944 г. Обл.+ 5 л. Бумага, карандаш, машинопись, рукопись. 245х175 мм.

«По предварительным расчетам Генштаба, для обеспечения операции «Багратион» в войска надлежало направить до 400 тысяч тонн боеприпасов, 300 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, до 500 тысяч тонн продовольствия и фуража. Нужно было сосредоточить в заданных районах 5 общевойсковых армий, 2 танковые и одну воздушную армии, а также соединения 1-й армии Войска Польского. Кроме того, Ставка передала фронтам из своего резерва 4 общевойсковые армии, 2 танковые армии, 52 стрелковые и кавалерийские дивизии, 6 отдельных танковых и механизированных корпусов, 33 авиационные дивизии, более 210 тысяч человек маршевого пополнения, 2849 орудий и минометов» (Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. В 2 т. Т. 2. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002).

Выполнить столь огромный объем перевозок было возможно только при бесперебойно работающем железнодорожном транспорте. В связи с чем этому вопросу в Наркомате Путей Сообщения (НКПС) и Главном Военно-Восстановительном Управлении (ГУВВР) уделялось самое пристальное внимание.

На 1-м Белорусском фронте восстановление и техническое прикрытие железных дорог было возложено на железнодорожные войска Управления военно-восстановительных работ № 1 (УВВР-1) генерал-майора Ф.Н. Доронина. Для железнодорожного обеспечения фронта были выделены магистрали Гомель – Жлобин – Калинковичи – Лунинец – Брест и линии Ковель – Брест, Ковель – Хэлм и Калинковичи – Овруч общей протяженностью более 750 км. Восстановительные работы на этих направлениях выполняли 3-я, 5-я и 45-я отдельные железнодорожные бригады, усиленные 1-й Гвардейской и 29-й отдельными железнодорожными бригадами. Противник успел произвести здесь значительные разрушения верхнего строения пути, мостов и связи. Земляное полотно, особенно на подходах к мостам, было заминировано. На подступах к железнодорожному узлу Ковель и на участке Ковель – Брест минёры железнодорожных войск сняли 22558 различных мин, на участке Калинковичи – Городец более 20 тыс. мин. А всего на этом направлении было обезврежено свыше 57 тыс. мин (инженер-полковник в отставке М.Н. Гриценко. Железнодорожные войска в операции «Багратион» // Железнодорожный транспорт. – 1992. - № 5).

Информационный бюллетень отдела заграждения и разминирования штаба железнодорожных войск 1-го Белорусского фронта описывает устройство и принципы разминирования светового сигнала тревоги, обнаруженного в конце июля – начале августа 1944 г. перед немецкими траншеями, в проволочных заграждениях, при разминировании Ковельского железнодорожного узла. Этот сигнал устанавливался противником для обнаружения работы советских саперов в ночное время при преодолении инженерных сооружений. Сигнал имел взрыватель, срабатывающий от натяжения проволоки и вызывающий воспламенение горючего состава, что давало яркое свечение в течение 20-30 секунд.