Кирпичникова Т.С. - Краснофлотец. 1942. Композиция. Гипс тонированный, металл, лепка. 52х22х22 см
Ленинград в годы Великой Отечественной войны подвергся страшным испытаниям. Все разрушительные силы, которыми располагали фашисты, были брошены на него, но он выдержал и голод, и холод, и артиллерийские обстрелы, и воздушные налеты, и пожары. Ленинградцы, голодные и измученные, самоотверженно защищали свой бессмертный город. Несокрушимая ненависть к врагу и горячая любовь к своему городу жили в их сердцах, и этим они были сильны. Ленинградские скульпторы с первых же дней войны принимали участие в работах, связанных с обороной города. Упаковывали бесценные сокровища Эрмитажа и Русского музея, готовя их к эвакуации. Осуществляли маскировку жизненно важных промышленных и военных объектов, состояли в отрядах МПВО и в сандружинах. Убирали улицы города и выращивали овощи в скверах Ленинграда и его пригородах, мужественно переносили голод и холод, вражеские бомбардировки и обстрелы. Но, участвуя в обороне города, они не переставали быть творцами. Так как скульптура – наименее оперативный вид изобразительного искусства, скульпторы были несколько «в тени», да и было их немного. К сожалению, многие скульптурные работы, созданные в блокированном Ленинграде, безвозвратно погибли (так как выполнялись в основном из гипса и пластилина), об иных сохранились лишь беглые упоминания. Мало рассказывают и сами скульпторы о себе. Как все ленинградцы, они не считают своей особой заслугой, что оставались в городе, что продолжали работать как художники, что жили и боролись вместе с согражданами против ненавистного врага. В их скупых рассказах все выглядит сурово, обыденно и просто. Возможно, поэтому творческая биография скульптора Т.С. Кирпичниковой малоизвестна…
В пластических образах, выполненных в период блокады, Т.С. Кирпичникова создала своеобразную летопись жизни и обороны города на Неве. Скульптурная композиция «Краснофлотец» была создана скульптором, превосходно знавшим, что такое блокадный Ленинград, человеком, запечатлевшим виденное собственными глазами и пережитое собственным сердцем. В небольшом эскизе скульптор вылепила хорошо знакомую сцену фронтовой жизни, то, чем жил в те годы город-воин. Работа пронизана мощным патриотическим чувством. «Краснофлотец» является уникальным, неоценимым документом героической обороны города, рассказывающем о суровых буднях и труде ленинградцев.
Кирпичникова Татьяна Сергеевна (1899–1981).
Скульптор. Член Союза художников СССР
В 1918–1924 годах училась во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе на скульптурном факультете в Ленинграде, дипломная работа – «Девушка», руководитель – В.В. Лишев.
Участница выставок с 1924 года. Член Союза художников СССР.
В годы Великой Отечественной войны Т.С. Кирпичникова находилась в блокадном Ленинграде, где пережила все испытания и лишения, выпавшие на долю защитников осажденного города. Ее ловкие, умелые руки бережно упаковывали бесценные сокровища Государственного Эрмитажа, готовя их к эвакуации, плели маскировочные сети, скалывали лед на улицах города весной 1942 года, оказывали помощь более слабым товарищам и всегда неудержимо тянулись к любимому делу. Ко времени блокады Ленинграда относятся ее скульптурные композиции «Дети – помощники партизан», «Два Максима», «Девочка с кошкой», «После бомбежки», «Юный водопроводчик», а также «Матрос на оборонной стройке». Так как композиция «Краснофлотец» передавалась в 2000 году из РОСИЗО, можно предположить, что другое ее название – «Матрос на оборонной стройке», что еще требует уточнений, поскольку фотографий упомянутой выше работы в архивах пока не удалось найти.