Изобразительные материалы

Григорьев А.И. - Защитник Москвы летчик Жатьков. 1942. Голова. Бронза, литье. 48,5х22х26 см


Григорьев А.И. - Защитник Москвы летчик Жатьков. 1942. Голова. Бронза, литье. 48,5х22х26 см


Из воспоминаний скульптора А.И. Григорьева: «Политическое управление направило меня в авиационный гарнизон, расположенный под Москвой. В военный автофургон погрузили всё необходимое – стан, материалы, инструменты. Так как стояли трескучие январские морозы, выдали валенки и овчинный полушубок. Было поручено запечатлеть героическую историю обороны столицы в портретах отличившихся в боях лётчиков, артиллеристов, зенитчиков. Работать приходилось с перерывами, потому что в любой момент раздавался сигнал тревоги и тот, кто позировал, должен был мчаться к своему самолёту или орудию». В круг портретируемых  попал и защитник Москвы летчик Жатьков.

Анатолий Владимирович Жатьков окончил вечерний рабочий  университет (1932), 14-ю авиационную школу летчиков (1934, г. Энгельс), Академию им. Жуковского (1940). В 1934–1938 годах был младшим  летчиком, командиром бомбардировщика 34-й тяжелой бомбардировочной бригады Белорусского военного округа. С 1940 года Жатьков – командир 1-й авиационной эскадрильи 95-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Приказом командующего ВВС от 25 сентября 1941 года 95-й скоростной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в истребительный авиационный полк. Тем же приказом его включили в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, прикрывавшего подступы к Москве. Спустя несколько дней шестерка Пе-3 под командованием капитана А. Жатькова вылетела на первое боевое задание в новой роли истребителей сопровождения. Группа прикрывала на маршруте транспортные С-47 английской военной делегации, направлявшейся из Вологды в Москву. Двухмоторные истребители отбили три попытки немцев атаковать самолеты делегации и без потерь вернулись на свой аэродром. В ноябре 1941 года Жатьков был назначен командиром 95-го истребительного авиационного полка. Под его руководством осенью на нескольких «тройках» в носовой части фюзеляжа установили пушку ШВАК и заменили пулемет штурмана ШКАС на крупнокалиберный БТ. Часть самолетов оснастили реактивными орудиями РО-82 (по 8 штук), а на некоторые, кроме того, смонтировали еще по два РО-132. Стрелять можно было сериями залпов по 2 или 4 реактивных снаряда. Около 10 машин доработали, установив на них аэрофотоаппараты АФА-Б. Пе-3 несли напряженную боевую службу в системе ПВО Москвы вплоть до марта 1942 года. В первую декаду октября 1941 года экипажи полка принимали участие в штурмовках и бомбардировках немецких войск. Базируясь на аэродроме Инютино (между Наро-Фоминском и Малоярославцем), они совместно с летчиками 120-го истребительного авиационного полка атаковали немецкие колонны фугасными бомбами ФАБ-100 и ФАБ-50. Только за эти два месяца самолеты полка сбросили на головы врага более полутора тысяч бомб. Кроме того, часть привлекалась для ведения авиационной разведки. Приказом Наркома обороны от 1 марта 1942 года 95-й истребительный авиационный полк был передан в состав ВВС Северного флота. 5 марта большая группа летчиков и штурманов полка получила ордена (в том числе командир полка майор А. Жатьков и его штурман капитан Н. Морозов — ордена Ленина). Спустя еще два дня полк вылетел на Север. С мая 1944 года Жатьков был командиром 14-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота. За время Великой Отечественной войны Жатьков воевал на Смоленском направлении, участвовал в битве под Москвой, с марта 1942 года защищал Заполярье на Мурманском направлении, участвовал в Петсамо-Киркенесской наступательной операции, а также был организатором обеспечения авиационного прикрытия северных конвоев. Награжден орденом Ленина (1942), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1944, 1952), орденом  Ушакова II степени (1944), Нахимова II степени (1944), Красной Звезды (1947) и др.


Григорьев Анатолий Иванович (1903–1986).

Скульптор. Член Союза художников, член МОСХ

Учился в художественных мастерских села Кудымкар (Пермская губерния), на Едином художественном рабфаке (1923–1925), во ВХУТЕМАСЕ-ВХУТЕИНЕ у И. Ефимова, В. Мухиной, М. Родионова, В. Фаворского, И. Чайкова.

Участник художественных выставок с 1934 года.

В годы Великой Отечественной войны работал на аэродромах, создал галерею портретов летчиков – защитников Москвы.