Изобразительные материалы

Казачок А.Д. - Портрет участницы Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, летчика-командира 587-го женского бомбардировочного авиационного полка майора Расковой М.М.


Бюст. 2012 г.

Бронза, литье. 80×64×40 см

«…Говорят, что не количеством прожитых лет измеряется ценность человеческой жизни. Каждый из нас рождается не для того, чтобы на дармовщину пользоваться плодами, которые выращены другими. Каждому из нас уготовано большое или маленькое дело во имя всеобщего счастья. То, что не совершит один, ложиться добавочной тяжестью на жизни других… Сумел ли ты загрузить до предела отпущенное тебе время?...»

М.М. Раскова

Марина Михайловна Раскова (Малинина) родилась в 1912 году в Москве в семье оперного певца и учительницы. Училась в консерватории. В начале 1930-х годов Марина Раскова устроилась лаборанткой на кафедру аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, где и увлеклась небом. Она стала интересоваться трудами по аэронавигации, высшей математике, астрономии, физике, радиоэлектронике, топографии, метеорологии и аэродинамике. Заочно окончила аэронавигационный факультет Института Гражданского воздушного флота, став первой женщиной-штурманом в стране. С 23 лет преподавала в академии (обучала слушателей штурманскому делу). Раскова, как штурман, участвовала в дальних беспосадочных перелетах. Так, в сентябре 1938 года на самолете «Родина» с В. Гризодубовой и П. Осипенко она совершила перелет по маршруту Москва – Дальний Восток и установила новый мировой рекорд среди женщин в дальности беспосадочного перелета по прямой, за что каждый член экипажа был удостоен звания Героя Советского Союза. С первого же дня Великой Отечественной войны Марина Раскова, как и многие соотечественники, просилась на фронт, но ей категорически отказали. Тогда-то она и выступила с предложением о формировании специальных женских полков. Ее выслушали, обещали подумать. Решение, в конце концов, было принято. 8 октября 1941 года был подписан приказ о формировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии. Весть быстро распространилась: формирование женских полков доверили Марине Михайловне! Ведь кто не знал Марину Раскову!

Многие авиационные командиры не верили в успех дела. Раскову это не остановило. В Москве она начала создавать учебные группы летчиков, техников, штурманов и вооруженцев. Здесь собралось много женщин-авиаторов, приехавших по ее приглашению. Но для того чтобы создать боевой полк, нужны были еще и штурманы, и техники, и вооруженцы. Ими стали сотни девушек от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к самолету и не державших в руках оружия. О первой встрече с прославленным штурманом мы узнаем из воспоминаний старшего летчика 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознаменного полка гвардии лейтенанта Р.Е. Ароновой: «Не скрою, я волновалась, ожидая встречи с прославленной летчицей. Ведь именно она своей яркой биографией зажгла во мне любовь к авиации. Я восхищалась ее рекордными перелетами, а после того как прочла ее "Записки штурмана", твердо решила связать свою жизнь с авиацией.<…> Теперь не могу припомнить, находился ли кто еще в тот момент в комнате. Я видела только ее, сидящую за письменным столом. Свет из-под зеленого абажура настольной лампы неярко освещал хорошо знакомое по фотографиям лицо. Прямой пробор. Гладко зачесанные волосы собраны на затылке в узел. Тонкие черты слегка загорелого лица. Четкий разлет темных бровей. Чистый, высокий лоб. Красивые серые глаза. На гимнастерке – Золотая Звезда Героя. <…> На редкость обаятельная женщина! <…> Мне думается, Раскова из числа тех немногих людей, о которых не бывает двух мнений».

17 октября поздно вечером авиагруппа строем двинулась на вокзал, погрузилась в товарные вагоны и отправилась на восток, в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов (ЭВАШП) близ Саратова. Ехали больше недели, долго стояли на запасных путях, пропуская воинские эшелоны на запад и эшелоны с заводским оборудованием на восток. Из воспоминаний Р.Е. Ароновой: «Майор Раскова часто заглядывала в наш вагон. Она всегда была свежей, аккуратной, энергичной. Ее авторитет, личный пример и просто личное обаяние во многом способствовали укреплению дисциплины и порядка в нашей еще разношерстной воинской части. Рассказы Марины Михайловны о дальних перелетах мы, будущие штурманы, слушали, как завороженные. И если раньше при чтении ее книги интересовала больше приключенческая сторона, то теперь память схватывала и откладывала в свои тайники уже чисто практические и профессиональные детали – на фронте пригодится!».

Семь месяцев девушки провели в летной школе в городе Энгельсе. Сначала всех разделили по группам: летчики, штурманы и техники. Каждая группа изучала необходимые для данной профессии предметы. Раскова привлекала к преподавательской работе известных специалистов и сама делилась своими знаниями в штурманских дисциплинах. Когда теоретический курс был завершен, из всего личного состава сформировали три отдельных авиаполка: 586-й истребительный полк на самолетах Як-1, 587-й полк пикирующих бомбардировщиков на самолетах Пе-2 и 588-й полк ночных легких бомбардировщиков на самолетах По-2. Начались практические занятия, тренировочные полеты, стрельбы, бомбометание. Из книги О. Голубевой-Терес «Птицы в синей вышине» о Расковой: «Она требовала ото всех аккуратности, четкости, организованности и сама подавала пример, вызывая восхищение. <…>В любое время суток Раскову можно было застать на аэродроме. Она проводила разборы, летала, отдавала распоряжения и, конечно, учила подчиненных. Казалось, она никогда не отдыхает. Никто не видел ее усталой. Или она так умела владеть собой. <…> А как она умела носить военную форму, которая удивительно элегантно сидела на ее ладной фигуре и очень гармонировала с гладкой строгой прической. Не каждой женщине, даже в самом нарядном платье, удавалось выглядеть так привлекательно и женственно. Когда Раскова улыбалась или смеялась, в ней смеялось все: ее светлые глаза и ослепительно белые зубы. Такой мы ее запомнили».

Марина Михайловна была замечательным оратором – ее слова шли от души и поэтому легко проникали в сердца. Говорила всегда горячо и страстно, не признавала речей и докладов «по бумажке». Ольга Голубева-Терес вспоминала: «Она стояла перед девушками, красивая и подтянутая, и говорила о том доверии, которое оказало им правительство, – доверии защищать Родину».

Весной 1942 года на фронт отправились первые два сформированных ею полка, а в начале 1943 года во главе 3-го полка – полка пикирующих бомбардировщиков Пе-2 – на фронт вылетела сама Раскова. Так сложилось, что командирами истребительного полка и полка пикирующих бомбардировщиков стали мужчины. Много было мужчин и среди инженерно-технического состава этих полков. Взамен погибших летчиц также приходили мужчины. Но один полк оставался чисто женским от техника до командира. Это знаменитый 588-й бомбардировочный авиационный полк. Ее полк.

Марина Михайловна Раскова погибла 3 января 1943 года, разбившись при перелете на фронтовой аэродром. Ее бюст был выполнен скульптором А.Д. Казачком в 2012 году в рамках работы над скульптурными портретами экипажа самолета «Родина».


Казачок Александр Дмитриевич (1932 г.р.). Скульптор.

В 1948–1956 годах учился в Строгановском училище у В.Е. Егорова, Г.И. Мотовилова, Е.Ф. Белашовой. Дипломной работой выбрал декоративную тему: «Девушка с косулей», получил высшую оценку.

Член Московского Союза художников. В 1966–1977 годах работал в мастерской у С.Т. Коненкова. С 2007 года занимается созданием скульптурных портретов первых Героев Советского Союза. Все они выполнены скульптором по фотографиям.