Изобразительные материалы

Плакат Дени В.Н. "На суд всего мира фашистского изувера­-вампира!"


Автор: Дени В.Н. "На суд всего мира фашистского изувера­вампира!" 1944 г. Бумага. 500х407 мм.

Дени (настоящая фамилия Денисов) Виктор Николаевич (родился 24 февраля 1893 г. – умер 3 августа 1946 г. в г. Москва) – советский график, один из основоположников советского политического плаката, карикатурист. В 1932 году Дени было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Учился у Николая Павловича Ульянова. В 1910­х годах сотрудничал в юмористических журналах "Будильник", "Сатирикон", "Солнце России". С 1921 года ­ сотрудник газеты "Правда".

Для плакатов и карикатур Дени характерны политическая острота, сатирически жанровое решение темы, четкий контурный рисунок с заливкой пятнами локального цвета.

Из книги Ю.М. Забродиной «Виктор Николаевич Дени» (Л.: Художник РСФСР, 1970):
«С первых же дней войны Дени разоблачает звериную сущность фашизма, попирающего международное право порабощенных им стран, честь, совесть, мораль. Плакат «Лицо гитлеризма» (1941) по своему решению напоминает более ранние работы художника (например, «Лицо фашизма»). В плакате «Зачем свинье культура и наука» (1941) Дени вскрывает органическую враждебность фашизма культуре: сапог со шпорой­свастикой топчет таблички с надписями «университет, школы, курсы», а из голенища сапога высовывается свиное рыло, в котором можно безошибочно узнать Гитлера. Художник вновь обращается к портретной характеристике сатирического героя, в результате чего усиливается эмоциональное воздействие его работ. Гитлер становится главным объектом изображения художника. Через эволюцию этого образа показывает Дени, как рушились планы фашистской Германии на мировое господство, как под ударами Советской Армии катились назад фашисты. На плакате «На Москву! Хох! От Москвы: ох!» (1941) художник запечатлел первое поражение фашистов. Дени использует здесь прямое противопоставление двух листов, что у него встречалось уже а карикатурах 20­х годов. На первом ­ Гитлер марширует на Москву. Он полон самых радужных надежд, его нос задран вверх, сапоги со шпорами начищены до блеска, волосы и те воинственно поднялись. Фюрер бодро выбиваетдробь на барабане с надписью «молниеносная война». Крушение планов Гитлера показано на другом листе: от неожиданного удара прорван барабан и брошен ему вдогонку, Гитлер с физиономией, выражающей злобу и недоумение, пустился наутек. Он потерял разлетевшийся сапог и только часть голенища болтается на босой ноге. Нос и волосы Гитлера уныло повисли.

Дени создает ряд плакатов подобного типа ­ «Фашистская ставка. Красноармейская поправка!» (1943), «Для немцев страшные вещи «мешки» и «клещи» (1943), «На Восток! На Запад!» (1944). Основная тема в творчестве Дени 1941­1945 годов ­ обличение жестокости и зверства фашистов. Его плакаты зовут к отмщению. «Убей фашиста­изувера» ­ взывает лист, где над телом замученной девушки изображена страшная физиономия фашиста, роняющего от плотоядного восторга слюни. Художник обличает злодеяния фашистов, его задача ­ вызвать у зрителя отвращение к ним, поэтому Дени усиливает экспрессивную выразительность рисунка, прибегает к резким контрастным сопоставлениям (красота, юность девушки и звериный облик фашиста), к натуралистическим деталям (волосы в ушах фашиста, слюни, капающие изо рта и прочее).

О неизбежности возмездия за кровавые злодеяния говорят плакаты: «Что посеял, то и пожнешь. От суда не уйдешь!» (1944). «Узнал фашистский стервятник, что у нас не ягнятник!» (1944).

Одновременно с темой возмездия в работах 1943-­1945 годов все чаще начинают звучать радостные ноты предчувствия победы. Появляются листы. «С праздником на нашей улице» (1943), «Разная картина ­ вид Москвы и вид Берлина» (1944) и один из последних плакатов Дени ­ «Красной Армии метла нечисть вымела дотла» (1945).

В отличие от скупой, сдержанной гаммы плакатов первого периода войны в этих плакатах краски звучат в полную силу. Смертельно больной художник выразил в них радость победы своей страны, разгромившей в тяжелом поединке страшного врага.

Осенью 1946 года Дени не стало. Ушел из жизни художник, чье искусство было неразрывно связано с историей нашей страны и являло собой яркий пример сознательного и беззаветного служения ей.»

Подпишитесь
на рассылку

Получайте новости о последних событиях музея