Рапопорт Н.Я. Зоя Космодемьянская 1945-1946 Фигура по пояс. Бронза, литье. 85х76х31 см.
27 января 1942 года в газете «Правда» была опубликована фронтовая корреспонденция Петра Лидова и фото: запрокинутая прекрасная голова замученной оккупантами комсомолки-партизанки, назвавшейся Татьяной. В ней сообщалось о подвиге и геройской гибели партизанки в деревне Петрищево Верейского района Московской области. Тема подвига советской партизанки проникла во все виды искусства. О Зое Космодемьянской слагали песни: «Песня о партизанке Тане» (слова М. Кремера, музыка В. Желобинского), «Песня о Зое Космодемьянской» (слова П. Градова, музыка Ю. Милютина). О ее подвиге В. Дехтерев написал оперу «Таня», а Н. Макарова сочинила оркестровую сюиту и оперу «Зоя». Известны музыкально-драматическая поэма «Зоя» В. Юровского, балет «Татьяна» А. Крейна. Из наиболее ярких работ в живописи можно выделить - «Зоя Космодемьянская» Д. Мочальского, «Таня» (Подвиг Зои Космодемьянской) (1942-1947) Кукрыниксов, «Последняя ночь (Зоя Космодемьянская)» (1948-1949) К.Н. Щекотова, «Казнь Зои Космодемьянской» Г. Ингера; в скульптуре «Зоя Космодемьянская» (1942), «Зоя-партизанка» М.Г. Манизер, памятники Зое Космодемьянской скульпторов О. Иконникова, В. Федорова и др.
Возможно, в качестве отправной точки скульптор взял момент ведения Зои на казнь. Скульптор запечатлел Зою живой, в последние предсмертные минуты [на эшафоте]. Зоя Космодемьянская изображена в разорванной рубашке. Вокруг шеи партизанки наброшена веревка с висящей внизу в районе пояса табличкой с надписью «Партизан».
Образ Зои Космодемьянской стал подлинно народным. Скульптор обобщил в нем высокое представление о патриотическом подвиге комсомолки. Героическое и лирическое, мужественное и обаятельно-женственное, волевое и трогательно-детское – всё это соединено воедино в глубоко содержательном образе Зои скульптора Рапопорта. Формально, не будучи монументом, данная работа воспринимается как подлинный памятник русской нации.
Рапопорт Натан Яков (1911 – 1987) Скульптор-монументалист В 1931—1936 гг. учился в Академии изящных искусств в Варшаве под руководством Тадеуша Бреера, по ее окончании проходил обучение в Италии и в Высшей Школе Искусств в Париже. Участник выставок с 1936 года. С 1939 по 1945 годы жил и работал в Советском Союзе: в Ташкенте, затем в Новосибирске. В начале советско-германской войны проходил службу в строительном батальоне Красной армии. В СССР занимался портретной скульптурой. Создал портреты советского дирижера Е. Мравинского и А. Рубинштейна, затем приступил к созданию монументальной скульптуры. В середине 1946 года вернулся в Польшу, в 1950 — выехал во Францию, затем эмигрировал в Израиль. В 1959 переселился в США.