Изобразительные материалы

Вентцель Н.К. - Медсестры (Кровь для фронта). 1942 - Двухфигурная композиция. Гипс, лепка. 25х19,5х17,5 см


Вентцель Н.К. - Медсестры  (Кровь для фронта). 1942 - Двухфигурная композиция. Гипс, лепка. 25х19,5х17,5 см

Работа была выполнена с натуры в 1942 году, когда Московский Союз художников организовал из оставшихся в Москве художников, скульпторов и графиков подшефную бригаду и направил ее в сортировочный эвакуационный госпиталь № 290 (СЭГ № 290), который находился в здании Петровского военного госпиталя в Лефортово. Шефы-художники приходили в госпиталь чуть ли не ежедневно. С огромным рвением они приступили к работе, словно боясь, что не успеют закончить ее в срок. Выполняя зарисовки из жизни госпиталя, они вовлекли в свой круг немалое количество сестер, раненых, врачей-общественниц и дружинниц. Стоит напомнить, что именно в это время (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942) Москва жила напряженной жизнью прифронтового города. В дни тяжелых боев за столицу крепла непреклонная решимость и вера в победу. «Стоять насмерть!» – стало девизом каждого. Все понимали, что битва за Москву – это битва за судьбу Родины. Ожесточенные бои на фронте продолжались. О больших потерях можно было судить по усилившемуся притоку раненых. Во время кровопролитных боев на подступах к Москве госпиталь превратился в центр, где сосредоточивались, сортировались, оседали и откуда эвакуировались в глубь страны и распределялись по другим госпиталям огромные массы раненых с различных фронтов. Количество раненых не уменьшалось. В условиях войны резко возросла потребность в донорской крови для нужд фронта и тыла. Из книги «Во имя жизни», написанной военврачом 1-го ранга, начальником сортировочного эвакуационного госпиталя № 290 (СЭГ № 290) Западного, а затем 3-го Белорусского фронта Вильямом Ефимовичем Гиллером: «Приток раненых у нас был так велик, что возникла необходимость в создании собственного донорского пункта по заготовке крови, которую в основном должны были поставлять наши товарищи – врачи, сестры, санитары и общественницы госпиталя. Мы все время считали себя гостями столицы и поэтому все расчеты строили, учитывая, главным образом, собственные силы. Вот тогда-то, оторванные от столицы в весеннюю распутицу, когда полевые аэродромы превращаются в затопляемые места и поступление крови из Москвы могло задержаться, мы обязаны были иметь резерв крови для переливания. Через несколько дней мне передали список пятнадцати девушек с первой группой крови, желающих стать донорами, а на ближайшей врачебной конференции на стол были поставлены первые десять пол-литровых банок в специальной упаковке с полноценной кровью. Когда Шур стал зачитывать знакомые имена наших товарищей, раздался гром аплодисментов». В композиции Вентцель удалось передать то упорство, с каким медсестры выполняли свою будничную, требующую большой самоотдачи работу.


Вентцель Надежда Константиновна (1900–1998). Скульптор. Член Союза художников СССР, член МОСХ

В 1924–25 годах занималась рисованием в студии художника К. Юона. Училась в Одесском художественном институте (1926–1930).

С 1929 – участник художественных выставок.

В 1942 году работала в сортировочном эвакуационном госпитале № 290, где создала ряд натурных скульптур, повествующих о военных буднях медперсонала.