Изобразительные материалы

Вентцель Н.К. - Военврач Туменюк Л.Л. 1942. Бюст. Гипс, лепка. 68х42х27 см


Вентцель Н.К. - Военврач Туменюк Л.Л. 1942. Бюст. Гипс, лепка. 68х42х27 см

Работа была выполнена с натуры в 1942 году, когда Московский Союз художников организовал из оставшихся в Москве художников, скульпторов и графиков подшефную бригаду и направил ее в сортировочный эвакуационный госпиталь № 290 (СЭГ № 290), который находился в здании Петровского военного госпиталя в Лефортово. Шефы-художники приходили в госпиталь чуть ли не ежедневно. С огромным рвением они приступили к работе, словно боясь, что не успеют закончить ее в срок. Выполняя зарисовки из жизни госпиталя, они вовлекли в свой круг немалое количество сестер, раненых, врачей общественниц и дружинниц. Стоит напомнить, что именно в это время (30 сентября 1941 – 20 апреля 1942) Москва жила напряженной жизнью прифронтового города. В дни тяжелых боев за столицу крепла непреклонная решимость и вера в победу. «Стоять насмерть!» – стало девизом каждого. Все понимали, что битва за Москву – это битва за судьбу Родины. Ожесточенные бои на фронте продолжались. О больших потерях можно было судить по усилившемуся притоку раненых. Во время кровопролитных боев на подступах к Москве госпиталь превратился в центр, где сосредоточивались, сортировались, оседали и откуда эвакуировались вглубь страны и распределялись по другим госпиталям огромные массы раненых с различных фронтов. Количество раненых не уменьшалось. Перед персоналом госпиталя стояла задача – скорее восстановить здоровье бойцов, скорее возвратить их на фронт на защиту Родины. «Разительные перемены произошли во внешнем облике наших людей за несколько месяцев войны. Теперь уже нельзя встретить врача с расстегнутым воротом или с болтающимся где-то ниже пупа поясным ремнем. И речь стала менее многословной, уплотненной до предела. Все время, все мысли, все желания и стремления были подчинены одному – помощи раненым». Одним из врачей, прошедшим с СЭГ весь «боевой» путь от Вязьмы до Кенигсберга, был начальник второго хирургического отделения, врач 2-го ранга, хирург Леонид Леонидович Туменюк. О его личностных и должностных качествах в своей книге «Во имя жизни» пишет его непосредственный начальник – военврач 1-го ранга, начальник сортировочного эвакуационного госпиталя № 290 (СЭГ № 290) Западного, а затем 3-го Белорусского фронта Вильям Ефимович Гиллер: «Больше всех, пожалуй, любил я Леню Туменюка, прощая ему все слабости за широту души, за веселый нрав, за постоянное стремление к новому. Туменюк – самый обыкновенный советский человек, и, как в каждом советском человеке, у него уйма необыкновенных качеств. Во всем его поведении, в манере разговаривать с ранеными, оперировать, выхаживать их после операции – видна огромная любовь к человеку. Работяга он редкий, неутомимый, отзывчивый, бесстрашный. Раненые в нем души не чают. Шумливый и веселый в быту и на работе, говорун, запевала и плясун, остряк и шутник, Туменюк был душой нашего дружного коллектива.

Для своих сорока пяти лет Туменюк хорошо сохранился, на вид ему можно было дать не более тридцати пяти. Коренастый, с тяжелой походкой, сильно развитой мускулатурой и коротко остриженной головой на массивной шее, он обладал неиссякаемым источником украинского остроумия». Именно таким и предстает Л.Л. Туменюк на скульптурном портрете Вентцель.


Вентцель Надежда Константиновна (1900–1998).

Скульптор. Член Союза художников СССР, член МОСХ

В 1924–25 годах занималась рисованием в студии художника К. Юона. Училась в Одесском художественном институте (1926–1930).

С 1929 года – участник художественных выставок.

В 1942 году работала в сортировочном эвакуационном госпитале № 290, где создала ряд натурных скульптур, повествующих о военных буднях медперсонала.