Железнодорожный транспорт являлся кровеносной системой народного хозяйства. От его слаженной и бесперебойной работы зависел жизненный ритм страны. В годы войны его значение возросло во сто крат.
Согласно положению знак вручали представителям начальствующего и рядового состава, показавшим образцы дисциплины и отличного выполнения правил технической эксплуатации, быстрого продвижения поездов и точного выполнения графика движения, а также погрузку, выгрузку и передачу поездов.
Право награждения знаком предоставлялось народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог.
О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением соответствующей записи в трудовую книжку.