Тем самым государством подчеркивалась огромная роль железнодорожного транспорта в обороне страны и восстановлении разрушенного врагом народного хозяйства на освобожденных территориях.
Знак являлся «наградой для особо выдающихся работников путевого хозяйства железнодорожного транспорта» и вручался лицам начальствующего и рядового состава служб пути железнодорожного транспорта за высокие показатели в воинской дисциплине и эксплуатации техники, бережном уходе за путевым хозяйством и его охране, обеспечении безопасности продвижения поездов по графику, выполнении и перевыполнении плана ремонтно-путевых работ, владении инструментом с высоким качеством и производительностью труда, за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
Право награждения знаком предоставлялось Народному комиссару путей сообщения, начальникам главных и центральных управлений НКПС, начальникам дорог, начальникам управлений военно-восстановительных работ фронтов и начальникам служб железных дорог.
О награждении знаком объявлялось в приказе с занесением в трудовую книжку награждаемого.