В годы Великой Отечественной войны проводились масштабные реформы системы народного образования и воспитания. Заменяли раскритикованные педагогами учебники на новые, увеличивали число часов на важнейшие для становления личности предметы — историю, географию, литературу и русский язык, а в автономных и союзных республиках — ещё и на национальные языки. Вводили в школьные программы новые предметы, способствующие развитию личности, умению общаться с окружающими, — логику и психологию. Экспериментально, в нескольких столичных школах, — даже латынь, язык исчезнувшей цивилизации, для размышлений о причинах её гибели. Поддерживали развитие краеведения, прививающего через любовь к малой родине любовь к большой, великой стране. Возрождалось многое полезное из дореволюционного опыта — раздельное обучение для мальчиков и девочек, школьная форма, пятибалльная система оценок, аттестат зрелости, золотые и серебряные медали лучшим выпускникам. Была восстановлена система обязательных экзаменов (тогда их называли испытаниями) по окончании учебного года с
Из коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны.