Вещевой фонд

Спасательный круг с Краснознаменной подводной лодки К-21


Спасательный круг с Краснознаменной подводной лодки К-21. Северный флот.

Идея создания мощной отечественной подводной лодки, предназначенной для действий в океане на большом удалении от баз, зародилась у морского инженера Михаила Алексеевича Рудницкого в 1934 году. 15 апреля 1935 года проект подводного крейсера типа «К», первоначально он назывался КР (Крейсер Рудницкого), был утвержден Советом Труда и Обороны. По своим тактико-техническим данным крейсерские лодки типа «К» находились на уровне последних достижений мирового подводного кораблестроения, а по ряду показателей, в том числе по скорости и вооружению, превосходили иностранные образцы. Их надводное водоизмещение с полным грузом составляло 1720 т, подводное — 2100 т, корпус имел длину около 100 м, высоту — 11,5 м, но, несмотря на столь солидные размеры, лодки хорошо управлялись в подводном положении. Два дизеля типа 9 ДКР мощностью по 4200 л.с. позволяли им развивать в надводном положении скорость хода 22 узла. Кроме того, на лодке имелся вспомогательный дизель мощностью 800 л. с. для зарядки аккумуляторных батарей и малого хода. Дальность плавания составляла 15 тыс. миль. Два гребных электродвигателя мощностью по 1200 л. с. обеспечивали подводную скорость до 10 узл. Автономность плавания (возможность непрерывного нахождения в море без пополнения запасов) достигала 50 суток. Главное оружие лодки — 10 торпедных аппаратов (6 в носу и 4 в корме) с общим запасом 24 торпеды калибра 533 мм. Они несли весьма мощный заряд, имели высокую скорость и большую дальность хода. Кроме торпед, в лодке находилось 20 мин заграждения. Артиллерийское вооружение лодки состояло из двух 45-мм полуавтоматов и двух модернизированных 100-мм орудий с боезапасом в 400 выстрелов. Усовершенствование орудий заключалось в увеличении дальности стрельбы по морским и береговым целям, они также могли вести огонь и по самолетам при угле возвышения 45°. Следует упомянуть и о некоторых других элементах оборудования субмарины. Так, на лодке было два перископа большой светосилы, приспособленных, в частности, и для фотосъемок. Коротковолновые радиостанции подводного крейсера обеспечивали устойчивую двустороннюю радиосвязь даже на самых дальних дистанциях. Достаточно сказать, что во время испытаний была установлена уверенная радиосвязь между лодками, одна из которых находилась в Финском заливе, а другая — на Дальнем Востоке. При монтаже субмарины применялись самые передовые для того времени технологические приемы. При сборке наружного корпуса крейсера широко применялась электросварка. Это позволило существенно снизить вес, резко повысить живучесть лодки. При проектировании лодок типа «К» рассматривалось и несколько необычных вариантов их использования. Так, одна из модификаций предусматривала ангар для самолета-разведчика. К сожалению, воплотить этот проект в жизнь не удалось. В боевых действиях Великой Отечественной войны принимали участие только подводные крейсера типа «К».

Из коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны.