«Ленинград в открытках блокадного периода»
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
СССР, Ленинград. Воениздат НКО. 1943
Бумага, печать типографская
(1703—1943).
СССР, Ленинград, издательство «Искусство». 1943
Бумага, печать типографская
(1703—1943).
СССР, Ленинград, издательство «Искусство». 1943
Бумага, печать типографская
(1703—1943).
СССР, Ленинград, издательство «Искусство». 1943
Бумага, печать типографская
1943
Бумага, печать типографская
Площадь Воровского
Бумага, печать типографская
У Нарвских ворот
Бумага, печать типографская цветная
У Исаакиевского собора
Бумага, печать типографская цветная
Аничков мост
Бумага, печать типографская цветная
Проспект 25-го Октября
Бумага, печать типографская цветная
Город готовится к обороне
Бумага, печать типографская
Огневой налет врага
Бумага, печать типографская
Враг над городом
Бумага, печать типографская
После вражеского налета
Бумага, печать типографская
На передовые позиции
Бумага, печать типографская
Бумага, печать типографская
Бумага, печать типографская
Площадь Урицкого
Бумага, печать типографская
Проспект 25 Октября
Бумага, печать типографская
Сохраним памятники русской культуры!
Бумага, печать типографская
Очистка улиц от снега и льда
Бумага, печать типографская
На площади Декабристов
Бумага, печать типографская
Разборка на топливо деревянных строений (1942 г.)
Бумага, печать типографская
Ленинградцы на огородах
Бумага, печать типографская цветная
С дровами
Бумага, печать типографская цветная
Игра в мяч
Бумага, печать типографская цветная
Пожар Госнардома
Бумага, печать типографская цветная
Зимняя стоянка
Бумага, печать типографская цветная
На страже города
Бумага, печать типографская цветная
Морозов Виктор Васильевич
(1904—1961)
Советский художник, график, иллюстратор. Родился в Перми, после службы в армии переехал в Ленинград, где поступил на графический факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
Во время блокады В. В. Морозов подготовил серию работ, посвя-щенных героям-летчикам, защищавшим Ленинград, участвовал в создании блокадных открыток в технике литографии, занимался оформлением книг. Ряд иллюстраций к произведению Н. Тихонова «Ленинградский год» стал основой для выпуска почтовых карточек. Каждое изображение серии показывает город в период с мая 1942-го по апрель 1943 года.
Архитектурные пейзажи Морозова, представленные в открытках, отличаются особым взаимодействием городской среды и природы. Состояние погоды задает общее настроение работ. Почти на всех изображениях небо затянуто тучными и хмурыми облаками, погру-жающими город в сумрак и создающими ощущение тяжести.
Погода фактически олицетворяет все то ненастье, которое обрушилось на Ленинград. Особое внимание мастер уделяет архитектуре и различным повреждениям город-ского убранства. Стоит отметить, что в изображениях практически не присутствуют люди. Редкие фигуры на отдельных карточках фактически сливаются с окружа-ющим пространством и становятся заметными лишь при внимательном рассмотрении.
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
(1871—1955)
Народный художник РСФСР, гравер, акварелист, мастер пейзажа. Родилась и всю жизнь проживала в городе на Неве, обучалась в Академии Художеств у К. А. Савицкого, И. Е. Репина, П. П. Чистякова, В. В. Матэ.
Петербург стал главной темой творчества Остроумовой-Лебедевой. Она находила прекрасным любое его состояние, тонко чувствовала мощь и лиричность города, его эстетику и переносила свои ощущения в работы.
Когда началась вой на, Анне Петровне было уже семьдесят лет. К тому моменту Остроумова- Лебедева была признанным художником, мастером гравюры. Несмотря на предложения эвакуироваться, она не оставила родной город и вместе с ленинградцами переживала все трудности блокады.
В 1942 году художница создала серию работ, посвященных Ленин-граду. Эти произведения стали основой для издания комплекта открыток, выпущенных в 1943 году. Также ко дню 240-летия Петербурга- Ленинграда при участии Анны Петровны была подго-товлена специальная серия почтовых карточек.
В работах Остроумовой-Лебедевой Ленинград показан поэтичным и музыкальным, несмотря на военное положение. Любование городом, восхищение им ощущается в каждой работе Анны Петровны: основной акцент мастер делает именно на эстетике ленинградских видов в целом и отдельных элементов городской среды в частности.
Каменский Валентин Александрович
(1907—1975)
Советский архитектор. Уроженец Тулы, переехал в Ленинград для обучения в Ленинградском политехническом институте. В годы вой ны Валентин Александрович занимался работами по маскировке города, возглавлял оставшееся в Ленинграде отделение Союза архитекторов. С 1943 года занимался восстановлением Кировского района. А с 1951 по 1971 год был главным архитектором Ленинграда.
В период блокады Каменский создал серию акварельных рисунков, которые впоследствии были напечатаны и на почтовых карточках. Работы Валентина Александровича отличаются художественной доку-ментальностью. Главным героем акварелей Каменского является сам город — непостоянный и живой, со своей величавой архитектурой.
Он предстает перед зрителем в своем естественном состоянии — с потоком транспорта, трудящимися ленинградцами, в туманной дымке. Ленинград Каменского может быть безлюдным и опустошенным, динамичным и даже суетливым, но неизменно наполненным чувством тревоги, ощущением хрупкости представленных минут затишья.
Павлов Николай Александрович
(1899—1968)
Выдающийся рисовальщик, гравер, педагог. Николай Александрович родился в Саратове, а в 1920-е годы переехал в Петроград. Павлов прошел обучение в Высшем художественно- техническом институте (бывшей Академии Художеств), а позднее работал там как преподаватель. В годы вой ны мастер оставался в Ленинграде. Павлов активно работал, создавая как портреты бойцов, так и архитектурные пейзажи блокадного города, зарисовки на бытовые темы.
Работы художника отличаются своей динамичностью. Герои портретов зачастую изображены в движении, в деле: дежурные принимают сообщения, летчики спешат к боевым машинам, командный состав активно обсуждает текущие задачи и т. п. Ленинград в графике Павлова также представлен оживленным, наполненным движением.
В период блокады Николай Александрович создал серию работ «Ленинград в дни Отечественной вой ны», где главными героями в равной степени становятся и памятники архитектуры, и сами ленинградцы. Типичным для данной серии является изображение бытовых сцен или моментов вражеских бомбардировок на фоне известных видов. При этом сам город представлен непоколе-бимым, статичным, массивным, во всем своем величии. Ленин-градцы и защитники города показаны на контрасте — в движении, суете, делах. Люди спешат в бомбоубежище при воздушной тревоге, поднимают воду, очищают улицы… Таким образом, каждая работа данной серии словно говорит зрителю, что город не пал, он стоит как и прежде, он наполнен жизнью.
Фитингоф Георгий Петрович
(1905—1975)
Советский художник, график, иллюстратор книг и журналов. Прошел обучение в Академии Художеств у известного мастера А. Эберлинга. В период блокады Георгий Петрович находился в Ленинграде, где создал лирическую серию акварелей на тему блокадного быта. Работы мастера были напечатаны на почтовых карточках, имели большой успех, издавались дополнительным тиражом.
Главными героями акварелей Фитингофа становятся ленинградцы, геро-ически преодолевающие невзгоды блокады. Персонажи предстают перед зрителем в привычных для того времени сценах: поднимают воду из невской проруби, перевозят дрова на санках, ожидают выдачу хлеба. Работы Георгия Петровича эмоциональные, трогательные, передают ощущение жизни, продолжающейся вопреки всему. Это чувство рождается благодаря противопоставлению сценам жизни видов самого Ленинграда. Город высту-пает в роли фона основного действия, однако именно этот фон дает пред-ставление о тяжелом положении: заклеенные или заколоченные окна зданий, разрушения, повреждения окружают ленинградцев. Но жизнь продолжается.
Шепилевский Модест Анатольевич
(1906—1982)
Известный ленинградский архитектор, художник, профессор. Прошел обучение в Институте Гражданских инженеров и Академии Художеств. В годы вой ны оставался в Ленинграде, работал над проектами восстановления и реставрации зданий, создал эскизы орденов адмирала Нахимова и адмирала Ушакова (I и II степени).
Шепилевский — автор графического цикла, посвященного Ленин-граду и изданного в открытках в 1943 году. В работах художника город представлен воинствующим, готовым к сражению. Ленин-град показан во всем своем величии и мощи. Благодаря светопере-даче, выбранным ракурсам и обилию резких штрихов усиливается ощущение общего напряжения.
Васильев Александр Викторович
(1913—1976)
Ленинградский архитектор, художник, плакатист. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры (Академию художеств). В годы вой ны по состоянию здоровья Алек-сандр Викторович не мог пойти на фронт, однако он активно работал как художник: создавал плакаты, сатирическую графику, участвовал в мероприятиях по маскировке города. Авторству Васильева принадлежит серия акварелей, посвященная военному Ленинграду. На фоне городских видов мастер показывает страж-ников города. Фигуры бойцов расположены на переднем плане. Защитники способны в любой момент вступить в бой с врагом: они решительны и смелы, их оружие устремлено в небо.
После вой ны Васильев активно работал как архитектор, в том числе совместно с Е. А. Левинсоном создал проект мемориального комплекса на Пискаревском кладбище.