Прицепной грейдер Д-241А (СССР)




Грейдеры используются для подготовки и выравнивания поверхности под дорожное полотно, а также для создания грунтовых дорог. В СССР первые автогрейдеры и прицепные грейдеры стали появляться в середине 1920-ых годов. Это были иностранные автогрейдеры шведской фирмы «Bitvargen» и прицепные грейдеры американской фирмы «Caterpillar».

В 1929 году начался выпуск первых прицепных грейдеров в СССР «Патруль» и «Беджер». Эти грейдеры были созданы на базе американских. Они имели механизмы управления наклоном, подъемом и поворотом ножа, откосники для создания канавы вдоль дороги. Прицепные грейдеры использовались совместно с тракторами.

В 1937 году начался выпуск новых грейдеров типа Д-20. Эти грейдеры им ели возможность управления ножом с места оператора. Нож мог поворачиваться вплоть до 75 °. Однако управление поворотом ножа было возможно лишь вручную. В 1949 году на основе грейдера Д-20А был создан грейдер Д-241. Это был средний грейдер меньшего размера, с меньшей длиной ножа, а также отсутствием механизмов для наклона передних колес и для перемещения рамы по задней оси. Такие грейдеры могли применяться и на косогорах, и на гористой местности. Эти машины использовались с тракторами СХТЗ-НАТИ и ДТ-54.

Этот грейдер был передан в техникум для обучения учащихся и находился на производственной базе техникума. С годами он технически устарел и руководством колледжа было принято решение передать его в Музей Победы.