ФРАГМЕНТЫ СРЕДНЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА ЮНКЕРС JU-88 (ГЕРМАНИЯ)
Экипаж - 4 человека
Двигатель – Jumo 211 В-1
Мощность - 1200 л.с.
Размах крыла - 18,4 м
Площадь крыла – 52,5 кв. м
Масса пустого самолета – 7700 кг
Масса максимальная взлетная – 10 400 кг
Максимальная скорость на высоте/у земли - 450 / 350 км/ч
Практический потолок – 9800 м
Максимальная дальность – 1690 км
Вооружение: 3x7,92-мм пулемета МG 15
Максимальная бомбовая нагрузка - 2400 кг.
Германский средний бомбардировщик Юнкерс Ju 88 относится к наиболее известным самолетам Второй мировой войны. Этот самолет создавался как один из важнейших инструментов ведения германской «молниеносной» войны (блицкрига).
В октябре 1935 года Министерство авиации Германии выдало техническое задание самолетостроительной фирме Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG на разработку скоростного двухмоторного бомбардировщика с экипажем из трех человек. Самолет должен был развивать максимальную скорость полета 500 км/час и нести бомбовую нагрузку в 500 кг на дальность до 2000 км. Предполагалось, что его оборонительное вооружение будет состоять из двух 7,92-мм пулеметов, одного неподвижного - в носовой части фюзеляжа и одного турельного - в кабине. Все работы по созданию нового бомбардировщика проводились конструкторами фирмы Junkers под руководством Э. Цинделя.
Первый полет бомбардировщика Юнкерс Ju 88V1 состоялся 15 декабря 1936 года, однако на вооружение Люфтваффе он поступил только в сентябре 1939 года. Его конструкция за три года работы была существенно усовершенствована, поэтому бомбардировщик Юнкерс обладал очень высокими для своего времени летно-техническими характеристиками. При его проектировании был использован богатейший опыт, наработанный конструкторами фирмы Junkers при создании бомбардировщиков Ju 86 и Ju 87. Так, фюзеляж Юнкерса Ju 88, по аналогии с Ju 87 собирался из верхней и нижней половин. В передней части фюзеляжа располагалась закрытая фонарем кабина, где размещался весь экипаж самолета: пилот, штурман-бомбардир, нижний задний стрелок и стрелок-радист. Подобное размещение экипажа позволяло производить замену выбывшего из строя члена экипажа и оказывать взаимную помощь. В кабине монтировалась броневая защита, общий вес которой составлял примерно 110 кг: летчик имел сзади броневую спинку из шести плоских стальных плит толщиной 4 -10 мм, и бронированное сиденье. Нижний стрелок, обслуживая в положении лежа пулеметную установку, смонтированную в гондоле под фюзеляжем, располагался в броневом поддоне, состоявшем из отдельных 4-мм бронепластин. Кроме того, над пулеметом монтировался еще один щиток из пулестойкого бронестекла. Перед задним верхним стрелком (стрелком-радистом), располагавшимся спиной к летчику, была установлена шарнирно соединенная составная 7-мм бронеплита. В задней части фонаря стрелка над пулеметом монтировалось пулестойкое бронестекло толщиной 50 мм. Справа от стрелка на откидном борту фонаря крепилась дополнительная 4-мм бронеплита, а его сиденье защищала броневая чашка, собранная из пяти отдельных 5-мм пластин. В металлическом крыле полукессонного типа на задней плоскости монтировались элероны и закрылки щелевого типа. К силовым элементам крыла крепились моторные гондолы цилиндрической формы. В их передней части устанавливались двигатели, а сзади них в полете убирались стойки шасси. На большей части серийных самолетов монтировались двигатели жидкостного охлаждения Jumo-211 различных модификаций мощностью от 1200 до 1400 л.с., однако некоторая часть самолетов Юнкерc Ju 88 получила также двигатели DB-801 (1700 л.с.) и Jumo-213 (1750 л.с). В зависимости от типа двигателя максимальная скорость составляла от 470 до 570 км/час. Запасы топлива также зависели от модификации самолета. Так, у Ju 88А-5 они составляли 3580 литров, размещенных в четырех крыльевых и двух фюзеляжных протектированных топливных баках. Вооружение самолетов Ju 88 постоянно совершенствовалось - от модели к модели. Если серийный бомбардировщик Юнкерc Ju 88А-1 в качестве оборонительного вооружения имел три 7,92-мм пулемета МG 15 с магазинным питанием, то уже первый опыт его боевого использования, полученный в небе Англии в 1940 года, показал, что мощность огня установленного стрелкового вооружения недостаточна и он слабо защищен от атак истребителей противника. Поэтому для усиления вооружения дополнительно были установлены четыре 7,92-мм пулемета МG 15 по бокам фюзеляжа, предназначенных для обстрела верхней и нижней частей задней полусферы, и, кроме того, еще один пулемет предназначался для обстрела нижней части передней полусферы. Таким образом, немецким конструкторам удалось добиться, что у бомбардировщика Юнкерc модели Ju 88А-4 (получившего 7 огневых точек, установленных по принципу «огневого ежа») значительно уменьшилось не простреливаемое пространство, особенно по бокам. Наряду с усовершенствованием размещения вооружения, этот самолет получил новые 7,92-мм пулеметы МG 81 с ленточным питанием. Однако, большие потери во время боевых действий, которые продолжали нести германские бомбардировщики Юнкерc Ju 88 доказали, что и этих мер оказалось явно недостаточно. Установка крупнокалиберного артиллерийско-стрелкового авиационного вооружения на истребителях противника и усиление их бронирования требовали установки аналогичного оборонительного оружия и на Ju 88. Поэтому в Ju 88А-6 было усилено вооружение - в носовой части фюзеляжа в нижней плоскости в неподвижной установке монтировался 15-мм крупнокалиберный пулемет МG 151/15, а в верхней плоскости - на подвижной установке - 13-мм пулемет МG 131. Еще более мощное вооружение устанавливалось на Ju 88C-4, предназначавшемся для использования в качестве штурмовика, так, в его носовой части монтировались три 20-мм пушки Эрликон МG FF и три 7,92-мм пулемета МG 17, а для обстрела верхней части задней полусферы он получил два 7,92-мм пулемета МG 81. Но и это вооружение оказалось малоэффективным в борьбе с бронетанковой техникой, поэтому вскоре появляются различные варианты Юнкерсов Ju 88, доработанных в качестве «истребителей танков» (например, модификация Ju 88 Р – Panzerjager), и вооруженных подвешенными в подфюзеляжных обтекателях противотанковыми пушками калибра от 37 до 75 мм. Бомбардировочное вооружение в Юнкерсах Ju 88 массой до 2000 кг размещалось как во внутрифюзеляжных бомбовых отсеках, так и на наружных бомбодержателях. Так, на бомбардировщике Юнкерc Ju 88А-5 (у которого в бомбовых отсеках монтировались топливные баки), авиабомбы подвешивались на четырех бомбодержателях ЕТС-500/IХ или двух бомбодержателях 1000, установленных под консолями крыла, что позволяло подвешивать авиабомбы общим весом до двух тонн: 4х500 кг; 4х250 кг;1х1800 кг; 2х1000 кг и 2х500 кг. Поскольку самолет Юнкерc Ju 88 полностью соответствовал концепции «молниеносной войны», то он мог производить бомбометание как с горизонтального полета, так и с пикирования. Причем, для обеспечения бомбометания с пикирования под консолями крыла монтировались аэродинамические тормоза (решетки), автоматически отклоняемые для ввода и вывода из пике и аппаратура для автоматического управления полетом при пикировании. При бомбометании с горизонтального полета использовались прицелы Lotfe-7а; Lotfe-7b; ВZG-2L; ВZG-2Е или GV-219d, а бомбометание с пикирования производилось с помощью прицелов ВZА-1, Stuvi-5, Revi-с12.
Для обеспечения полетов и боевого использования на бомбардировщиках Юнкерс устанавливалось необходимое радиопереговорное, навигационное и прицельное оборудование. Например, на бомбардировщиках Ju 88А-5 были установлены: бортовая приемно-передающая радиостанция FuGX; радиопеленгатор РеilG-5; аппаратура для слепой посадки FuВl-1 и бортовое переговорное устройство ЕiV.
Первый серийный вариант бомбардировщика Юнкерс Ju 88А-1 был освоен в производстве в 1939 году. В августе того же эти самолеты поступили в специально созданную авиационную бомбардировочную группу 1/КG 30, которая уже через месяц, 26 сентября 1939 года, впервые была использована для налета на английские корабли. Ко времени немецкого вторжения в Норвегию в апреле 1940 года уже семь групп из состава авиационных эскадр LG 1, КG 30 и КG 51 получили бомбардировщики Ju 88А. Они хорошо зарекомендовали себя при разгроме Франции в мае того же года, а вскоре эти самолеты приняли самое активное участие в «Битве за Англию». Производство Юнкерc Ju 88 на заводах фирмы Junkers Flugzeug – und Motorenwerke AG в Шенебеке, Гальберштадте, Ашерслебене к этому времени достигло 300 машин в месяц (из них - 50 штук в виде запасных частей), причем для выполнения столь колоссального заказа, были задействованы еще 36 основных авиационных и мотостроительных заводов, а также более 3500 предприятий-поставщиков комплектующих изделий.
Летом 1940 года со сборочной линии стали сходить новые серийные машины Ju 88В с более мощными двигателями ВМW 801МА, которые использовались в качестве самолетов - дальних разведчиков, а вскоре был разработан еще один вариант Юнкерcа Ju 88С, снабженный радиолокатором. Он поступил на вооружение группы дальних ночных истребителей II/NJG 1, предназначенной для отражения ночных налетов английских бомбардировщиков на Германию. В том же году в составе групп дальней разведки появляется разведчик Ju 88D, получивший взамен вооружения - автоматические аэрофотоаппараты - Rb -50/30 для работы на высотах до 8500 м и Rb -20/30 для работы на высотах ниже 2000 м. Кроме того, в переднем бомбоотсеке этой модели самолета был установлен дополнительный топливный бак и демонтированы воздушные тормоза.
22 июня 1941 года в операции «Барбаросса» участвовало 7 бомбардировочных эскадр Люфтваффе КG 1, КG 3, КG 30, КG 54, КG 90, КG 91 и КG 92, в составе которых насчитывалось 493 бомбардировщика Юнкерс Ju 88. Высокие скоростные характеристики, хорошая маневренность и большая бомбовая нагрузка позволяли использовать его для выполнения разнообразных боевых задач, причем высокая боевая живучесть этого самолета достигалась за счет герметизации и протектирования топливных баков, дублирования бензопроводов и тяг управления рулями. Уже через месяц после начала войны на Восточном фронте, в июле 1941 года, 130 бомбардировщиков Юнкерc Ju 88, из состава КG 3 и КG 54, совершили первый массированный налет на Москву.
Превосходя другие германские бомбардировщики Дорнье Dо-17 по грузоподъемности, а Хенкель Не 111 - по скорости, Юнкерc Ju 88 вскоре стал самым массовым бомбардировщиком Люфтваффе. Наряду с боевыми действиями на Восточном фронте, в большом количестве эти самолеты из состава авиационных бомбардировочных эскадр КG 26 и КG 30 использовались в 1941 -1942 годах для атак союзных конвоев в Арктике, в общей сложности ими было потоплено 27 торговых судов и 7 боевых кораблей. Однако уже в 1943 году Юнкерc Ju 88 стал существенно уступать по скорости не только не истребителям противника, но и многим другим двухмоторным бомбардировщикам. К этому времени германская авиационная промышленность свои основные усилия направляла на увеличение производства истребителей и освоить массовый выпуск нового бомбардировщика была уже не в состоянии. Поэтому конструкторы фирмы Junkers пошли на компромисс: ради повышения скорости в новой модификации самолета Ju 88S, они пожертвовали другими летно-техническими качествами. Коренным образом модернизированный Юнкерc Ju 88S лишился воздушных тормозов и автомата ввода и вывода из пике и мог использоваться только для ударов с горизонтального полета. Его экипаж был уменьшен до трех человек; из вооружения остался только один 13-мм пулемет МG 131 для стрельбы назад; убрали всю броню, кроме бронеспинки пилота и бронестекла у воздушного стрелка.
Для улучшения аэродинамики плоские панели остекления носовой части, не дающие оптических искажений, заменили обтекаемыми стеклами двойной кривизны и ликвидировали внешние бомбодержатели. На внутренней подвеске могли крепиться 18 бомб калибра 50 кг. Самолет Ju 88S получил более мощные двигатели ВМW 801 с системой впрыска закиси азота для форсирования мощности на высоте. В результате масса пустого самолета уменьшилась с 9870 до 8290 кг, а максимальная скорость возросла до 545 км/ч (при форсаже – до 605 км/ч).
Постоянно совершенствуя конструкцию этого самолета, усиливая вооружение и устанавливая новое бортовое оборудование, немецким конструкторам удалось поддерживать производство Ju 88 на достаточно высоком техническом уровне вплоть до самого конца войны, однако уже в 1944 – 1945 годах в Германии на базе Юнкерса выпускались, в основном, ночные истребители и разведчики. Всего же в конструкцию этого бомбардировщика в период с 1937 по 1944 год было внесено более 3000 изменений, позволивших создать шесть основных модификаций и более 60 вариантов, из которых наиболее массовым был бомбардировщик Ju 88А-4, а общее количество выпущенных самолетов этого типа превышало 15100 штук.
В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет кабины бомбардировщика Ju 88А-1, в котором использованы подлинные фрагменты Юнкерса, обнаруженные поисковым отрядом «Авиа-Мурман» в Мурманской области. По бортовому номеру этого самолета было установлено, что этот бомбардировщик из состава 51-ой эскадры «Эдельвейс» КG 51, был сбит советской истребительной авиацией в районе Мурманска в мае 1942 года. Фрагменты самолета Юнкерс Ju 88А-1 были переданы музею 25 мая 2002 года. Реставрационно-восстановительные работы проводились в 2005 году ООО «Авиационно - реставрационная группа».