100-мм артиллерийская установка Б-34-У-1 (СССР)
Годы выпуска – 1940–1950-е
Калибр – 100 мм
Масса в боевом положении – 12500 кг
Длина ствола – 5795 мм
Длина нарезной части – 4625 мм
Расчет – 9-12 человека
Скорострельность – 15 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы – 22 000 м
Максимальная досягаемость по высоте: 10 000 м
Углы наведения:
по горизонтали – 360°
по вертикали – 5,5° +85,5°
Скорость наведения установки:
по вертикали – 25 град/с
- по горизонтали – 20 град/с.
Об усилении опасности для флота с воздуха начали говорить еще в конце Первой мировой, начавшаяся Вторая мировая война вопросы противовоздушной обороны кораблей в море, наряду с защитой от подводных лодок, вывела в разряд самых приоритетных. Противовоздушная оборона стала строиться эшелонировано из расчета поражения самолетов-торпедоносцев и высотных бомбардировщиков еще до сброса ими своего оружия. Такую задачу могли решить только артиллерийские системы калибра 76 мм и более. Однако, в случае использования зенитного оружия не только для самообороны, но и в интересах охраняемых кораблей, т. е. по воздушным целям, летящим на удалении 8–10 км, то здесь уже требовались орудия калибра 100-120 мм. Из кораблей охранения наиболее приемлемой платформой для такого оружия могли быть только эсминцы или специальные крейсера ПВО. Но в обоих случаях эти артиллерийские системы являлись главным калибром, а значит, должны были обеспечить, еще и поражение морских целей. Кроме этого, в советском ВМФ существовало требование, согласно которому артиллерийские системы калибра более 100 мм должны были поражать и береговые цели, причем под ними подразумевались цели, невидимые с корабля. Все это предопределило появление универсальной артиллерии.
Работы над подобными артиллерийскими системами в СССР были запущены еще в начале 1930-х годов. Однако в связи с неудачными испытаниями опытной 100-мм зенитной пушки Б-14 в октябре 1935 года было принято решение о создании новой 100-мм морской зенитной пушки. Постановлением Совета Труда и Обороны от 13 марта 1936 года ленинградскому заводу «Большевик» было поручено изготовить к 10 октября того же года две опытные 100-мм одноорудийные палубные зенитные установки Б-34 без силовой синхронной передачи. Артиллерийская установка Б-34 была спроектирована в КБ завода «Большевик» под руководством И.И. Иванова. Первый опытный образец Б-34 был изготовлен на заводе «Большевик» в 1937 году. Он имел ствол длиной 56 калибров, начальную скорость снаряда – 900 м/с, максимальный угол возвышения – 85°, дальность стрельбы – 22 000 м, максимальный потолок стрельбы – 10 000 м. Первые установки Б-34 монтировались на крейсерах проекта 26 («Киров») без электродвигателей системы синхронной силовой передачи (СССП), под которую они проектировались, и имели только ручные приводы – т.е. управлялись вручную, в результате чего, эффективный огонь по воздушным целям вести было невозможно. Отслеживание вручную скоростных воздушных целей столь тяжелым орудием было практически невозможно, и приходилось вести огонь завесами по сигнальной дальности. Испытания этой артиллерийской системы продолжались несколько лет, за это время в ее конструкцию был внесен ряд изменений. Лишь к 1940 году эта система была окончательно доведена и в том же году 100-мм универсальную одноорудийную палубную артиллерийскую установку Б-34 принимают на вооружение ВМФ СССР.
Ствол артиллерийского орудия установки Б-34 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор – горизонтальный клиновой, механизм полуавтоматики первоначально пневматического действия, впоследствии заменен на пружинный. Досылание первого унитарного патрона производилась принудительно пневматическим досылателем с расходом сжатого воздуха или действием досылателя вручную на всех углах возвышения. Скорострельность при механической досылке достигала 15 выстр/мин. Компрессор гидравлический одноцилиндровый. Орудие имело два накатника гидропневматического типа с воздушными резервуарами. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки обеспечивали скорость наведения до 12 град/с. Живучесть стволов (с флегматизаторами) достигала 1500 выстрелов. Установка Б-34 имела щит из противопульной брони и подвижной щит оригинальной конструкции, закрывающий амбразуру. Управление стрельбой 100-мм орудий осуществлялось системой морских приборов управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) «Горизонт», состоящей из двух стабилизированных по углу крена постов наводки (СПН) с трехметровыми дальномерами типа ДМ-3, зенитным автоматом стрельбы (ЗАС) и СССП. Крейсера проекта 26 («Киров») оборудовались МПУАЗО «Горизонт-1» с ЗАС СО-26 и гировертикалью «Газон», и стабилизированными постами наводки; на крейсере проекта 26 («Ворошилов») устанавливался стабилизированный пост наводки СПН-200. Он располагался в барбете и служил для ручной стабилизации СПН (помимо гировертикали). Зенитный автомат стрельбы СО-26 обеспечивал только прицельную наводку (угол прицеливания и целик) с выработкой значений установки дистанционной трубки. Гировертикаль использовалась лишь применительно к стабилизации самого СПН. В боекомплект орудия входили унитарные выстрелы с фугасным; ныряющим; осветительным беспарашютным снарядом или дистанционной гранатой.
К началу Великой Отечественной войны удалось освоить валовое производство 100-мм универсальных одноорудийных палубных артиллерийских установок Б-34. К этому времени ВМФ СССР получил 42 установки Б-34 (из них Балтийский флот – 12, Черноморский флот – 12, Тихоокеанский флот – 6, Северный флот – 6, Каспийская флотилия – 4). В апреле-мае 1941 года были проведены полигонные испытания усовершенствованной установки Б-34-У, которая отличалась от штатной Б-34 наличием пружинной полуавтоматики, вместо пневматической, а также рядом мелких конструктивных изменений в досылателе и спусковом устройстве. В 1940 году производство установок Б-34 на заводе «Большевик» было прекращено и начата подготовка к производству на Кировском заводе улучшенного образца артиллерийской установки Б-34-У. Однако, в связи с началом Великой Отечественной войны и, последовавшей за этим, блокадой Ленинграда, Кировский завод к производству Б-34-У так и не приступил. Оно было перенесено на завод № 4 им. Ворошилова в г. Красноярске. В годы Великой Отечественной войны 100-мм универсальные одноорудийные палубные артиллерийские установки Б-34 размещались на крейсерах проекта 26 («Киров»), сторожевых кораблях проекта 29-К («Ястреб») и специальных железнодорожных платформах для создания мобильных артиллерийских группировок и в фортах на подступах к главной Ленинградской военно-морской базе – Кронштадту. В 1944 году на основе Б-34 было создано мощное 100-мм противотанковое орудие БС-3. В период с 1946 года по 1950 год завод № 4 изготовил 213 артиллерийских установок Б-34-У. МПУАЗО для них создавались на заводе «Электроприбор», руководил разработкой С.А. Изенбек. В 1948 году ЦКБ-34 модифицировало установку Б-34-У с целью сопряжения с прибором управления стрельбой «Зенит-42» и новой системой синхронной силовой передачи МИСС-42. В название артиллерийской установки ЦКБ-34 добавило буквы своего индекса – «СМ», таким образом, модифицированная артиллерийская установка получила обозначение «Б-34-УСМ». В 1949–1951 годах установки Б-34-УСМ производились заводом № 4, а с 1951 года их производство было перенесено на завод № 75 в г. Юрге. Всего в период с 1948 г. по 1953 г. было произведено 114 установок Б-34-УСМ. Они поступила на вооружение строящихся сторожевых кораблей проекта 42, а также для замены установок Б-34 на крейсерах проекта 26 («Киров»). Кроме того, в 1951–1952 годах было изготовлено 30 установок Б-34-УСМ для береговых батарей. В 1953 году все ранее выпущенные орудия Б-34 подверглись очередной модернизации (в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 214-129сс от 14 февраля 1955 года «О принятии на вооружение Военно-Морских Сил 100-мм одноорудийной универсальной артиллерийской установки Б-34-УСМА-1»). Изменения в артиллерийских установках Б-34-УСМА коснулись только механизмов управления, сопряженных с новым прибором управления стрельбой «Сфера-50». 43 подобные установки поступили на вооружение сторожевых кораблях проектов 50 и 52 и береговых батарей. Вскоре их дополнили установки Б-34-УСМ-1 (монтировавшиеся на крейсерах проекта 26-бис («Молотов») и для береговых батарей), а также Б-34-УСМА-1 – устанавливавшиеся на сторожевых кораблях проекта 50. Кроме этих кораблей, впоследствии разные модификации установок Б-34 устанавливались на сторожевых кораблях проекта 29; плавбазах проекта 310; канонерской лодке Амурской флотилии «Красная Звезда», а также других кораблях.