45-мм морская палубная артиллерийская установка “21-К” образца 1939 года (СССР)
Годы выпуска – 1934–1947
Калибр – 45 мм
Масса в боевом положении – 507 кг
Длина ствола – 2072 мм (21-К); 3087 мм (21-КМ)
Длина нарезной части – 1650 мм (21-К); 2660 мм (21-КМ)
Расчет – 3 человека
Скорострельность – 25-30 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы – 9200 м
Максимальная досягаемость по высоте – 6000 м
Углы наведения:
по горизонтали – 360°
по вертикали – 10° +85°
Скорость наведения установки:
по вертикали – 20 град/с
по горизонтали – 18 град/с.
Воссоздание в 1920-х – начале 1930-х годов советского военно-морского флота и введение в строй большого количества новых кораблей и судов потребовало обеспечения их надежными средствами для противовоздушной обороны в ближней зоне, а также для стрельбы по морским целям, в частности – для использования в противокатерной обороне. В первую очередь, в подобном вооружении нуждались подводные лодки. Так, малые и средние советские подводные лодки типа «М» и «Щ» введенные в строй в начале 1930-х годов оказались вообще без артиллерии, они имели пустые фундаменты под артиллерийские орудия. Срочный выход был найден в установке на морском станке 45-мм противотанковой полуавтоматической пушки 19-К образца 1932 года. Ее конструкция представляла собой глубоко модернизированный образец лицензионной 37-мм противотанковой пушки германской фирмы Rheinmetall AG (закупленной в Германии в начале 1930-х годов), с наложенным новым 45-мм стволом. Артиллерийская установка, спроектированная в 1932 году в КБ завода № 8 имени М.И. Калинина (пос. Подлипки Московской области), получила обозначение 21-К. Заводские испытания установки 21-К были проведены в июне-июле 1933 года, а полигонные – на Морском артиллерийском полигоне под Ленинградом месяцем позже. После успешных морских испытаний, проводившихся на Черноморском флоте в марте 1934 года на подводной лодке типа «М» VI серии, эта установка была передана для войсковых испытаний. В том же году система была принята на вооружение советского ВМФ.
Артиллерийская установка 21-К представляла собой приспособление 45-мм противотанковой пушки образца 1932 года к морскому станку. Так как до 1935 года полуавтоматика орудия заводом № 8 так и не была до конца доведена, все орудия, произведенные вплоть до 1935 год, не имели полуавтоматического затвора. Закрывание затвора происходило при досылке очередного патрона, а открывание производилось вручную. Артиллерийские орудия 21-К, изготовленные после 1935 года, получили полуавтоматику инерционного типа. Пушка 21-К имела полуавтоматический клиновой вертикальный затвор, обеспечивающий надежное запирание канала ствола при выстреле и выбрасывание (экстракцию) стреляной гильзы при открывании. Ствол артиллерийского орудия состоял из трубы и кожуха, надетого на нее в горячем состоянии и составляющего с казенником орудия одно целое. На орудиях более позднего производства монтировался ствол-моноблок. Станок орудия представлял собой тумбу, не имеющую щитового прикрытия. Установка 21-К комплектовалась прицелом ШБ-1М. В боекомплект пушки входили унитарные выстрелы с осколочно-трассирующими, осколочно-трассирующими облегченными, фугасными и бронебойно-трассирующими снарядами; осколочными гранатами, а также унитарные выстрелы с картечью.
Серийное производство 45-мм пушек 21-К было освоено на заводе № 8 имени М.И. Калинина в 1934 году. За отсутствием других зенитных орудий пушки 21-К устанавливались на все классы кораблей советского ВМФ – от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линейных кораблей. В 1934 году было произведено 213 орудий (в том числе 137 – для кораблей ВМФ и 76 – для плавсредств НКВД). В следующем, 1935 году завод изготовил 357 орудий. К началу 1941 года в ВМФ СССР имелось 1617 штук 45-мм артиллерийских установок 21-К (из них 322 – на Балтийском, 290 – на Тихоокеанском, 284 – на Черноморском, 194 – на Северном флотах, 83 орудия – на Каспийской, 25 – на Амурской и 14 – на Пинской флотилиях). К 22 июня 1941 года в ВМФ насчитывалось уже 2156 орудий этого типа. Однако как средство ПВО 45-мм артиллерийская установка 21-К оказалась малоэффективной из-за низкой скорострельности (практическая скорострельность не превышала 25 выстр/мин.), отсутствия дистанционного взрывателя у снаряда (цель могла быть поражена только прямым попаданием), а также примитивности прицела. Для стрельбы же по надводным целям ее снаряды также были слишком маломощны. И все-таки, несмотря на то, что это орудие не отвечало требованиям ПВО, из-за прекращения работ с началом Великой Отечественной войны по более совершенным типам зенитных автоматических орудий, производство артиллерийской установки 21-К продолжалось в годы войны, а также и после ее завершения, вплоть до 1947 года. Так в 1942 году завод № 235 (г. Воткинск) изготовил 388 установок 21-К, в 1943 году – 345, в 1944 году (уже в модификации 21-КМ) – 486, в 1945 году – 373, в 1946 году – 140 и в 1947 году – 50. Всего в 1934–1947 годах было изготовлено 4500 установок 21-К (21-КМ).
В годы войны установка 21-К претерпела модернизацию. Все работы по ее модернизации орудия проводились в ОКБ-172 в 1942–1943 годах под индексом ВМ-42. Головная серия из 25 орудий прошла успешные испытания в сентябре 1943 года, по окончании которых орудие 21-КМ пошло в массовое производство. Усовершенствованная артиллерийская установка 21-КМ отличалась от своего прототипа увеличенной до 68 калибров длиной ствола, более надежной копирной полуавтоматикой затвора (вместо инерционной) и наличием щита. Кроме того, в новой установке был упрочен ствол и противооткатные устройства, что позволило использовать больший заряд. 45-мм полуавтоматическая универсальная корабельная пушка 21-КМ, состояла на вооружении Военно-Морского Флота СССР вплоть до конца 1950-е годов. Орудия 21-КМ и в настоящее время используются на кораблях российского ВМФ в качестве салютационных пушек.