433,5-мм большой морской бомбомет БМБ-2


Калибр – 433,5 мм
Масса – 355 кг
Угол возвышения – 45°

Дальность бомбометания – 40, 80, 120 м

Глубина поражения – 330 м
Скорострельность – 4 выстрела за 24 сек.
Сила отдачи – 15 тонн
Габариты – 1,65х0,65х0,65 м

Число бомб в залпе – 1

Тип бомбы – ББ-1 или БПС.

Работы по совершенствованию отечественного торпедного, противолодочного и минно-трального оружия возобновились в Советском Союзе в начале 1920-х годов. Для организации и координации этих работ уже в 1921 году был создан Научно-технический комитет Управления военно-морских сил РККА (НТК УВМС РККА) и Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро). С 1927 года Остехбюро приступило к проектированию первых советских глубинных бомб и средств для их сбрасывания. Уже в 1930 году была создана первая советская малая противолодочная глубинная бомба 4В-М, имеющая два пояса установки глубины взрыва – 12 м и 24 м, и большая глубинная бомба 4В-Б, имеющая четыре фиксированных глубины взрыва – 12, 24, 36 и 48 м. В 1933 году были разработаны и приняты на вооружение ВМФ две новые глубинные бомбы – большая ББ-1 и малая БМ-1. Основными требованиями при создании этих глубинных бомб были увеличение глубины взрыва до предельной глубины погружения подводных лодок и обеспечение возможности их использования с боевых кораблей различных классов. Глубинная бомба ББ-1 представляла собой цилиндрический стальной контейнер массой 165 кг, с зарядом взрывчатого вещества (тротил) массой 135 кг, в донной части которого монтировался взрыватель с часовым механизмом ВГБ. Глубина погружения бомбы составляла до 100 м, скорость погружения – 2,3-2,5 секунд. Эффективный радиус взрыва составлял от 8 до 20 м. Гидростатический взрыватель ВГБ с часовым механизмом обеспечивал установку глубины взрыва глубинных бомб в интервале от 10 до 100 м. Для удобства сбрасывания и хранения этих бомб на кораблях были созданы бомбосбрасыватели стационарные и подвижные в виде тележек, а также тележки для хранения бомб на верхней палубе кораблей. Однако взрыватель ВГБ оказался недостаточно надежным и безопасным в использовании. В 1940 году на вооружение ВМФ был принят новый взрыватель для глубинных бомб К-3, разработанный на заводе им. М.И.Калинина. Он позволял производить установку глубины взрыва бомб от 10 до 210 м. Создание этого взрывателя, простого по конструкции, безопасного и надежного в действии, обеспечило успешное использование советских глубинных бомб во время всей войны без его модернизации, в то время как иностранные флоты (британский и американский) в связи с увеличением глубины погружения подводных лодок были вынуждены модернизировать свои взрыватели глубинных бомб или создавать новые.

Глубинные бомбы являлись основным видом противолодочного оружия, применяемого советским ВМФ в годы Великой Отечественной войны. Малые бомбы   БМ-1 использовались для предупредительного (профилактического) бомбометания, большими бомбами ББ-1 производилось бомбометание для уничтожения обнаруженных подводных лодок. Однако запас самих глубинных бомб на флотах к началу войны был недостаточен, и составлял всего 68615 штук. Так, на 22 июня 1941 года на Северном флоте из требуемых 44642 глубинных бомб в наличии  имелось только 6834 (27,8 %), на Балтийском флоте из 47210 – 19564 (41,4 %), на Черноморском флоте из 49006 – 13625 (27,8 %). По состоянию на 1 августа 1942 года обстановка коренным образом не изменилась: на Севере обеспеченность глубинными бомбами составила 52,8 %, на Балтике – 25,6 %, на Черном море – 65 %. Только в 1943 году Северный и Черноморский флоты получили необходимое количество глубинных бомб, Балтийский флот удовлетворен не был, но бомбы в то время там практически не были востребованы. К концу войны, не смотря на массовое применение глубинных бомб, их запас возрос до 123921 шт. По своему устройству бомбы были просты и могли производиться на многих промышленных предприятиях. Общий боевой расход глубинных бомб за войну составил около 88000. Наибольший их расход пришелся на 1944 год – 32 %, а из флотов – на Черноморский –   38 %, где в основном глубинные бомбы израсходовали для траления неконтактных мин противника контрвзрывами. Наиболее эффективно глубинные бомбы использовались на Северном флоте, где 3 немецкие подводные лодки были уничтожены именно этим оружием с кораблей, имевших гидролокаторы. В начале 1942 года вышло первое «Наставление по борьбе с подводными лодками надводных кораблей». Оно предусматривало атаку подводной лодки одиночным кораблем или группой из 2-х – 3-х кораблей. В том же году были изданы «Правила бомбометания кораблей» (ПБК-42). В зависимости от тактической ситуации и наличия бомб на корабле Правила предусматривали три вида бомбометания: большой серией глубинных бомб – 6 бомб, малой – 3 бомбы и сковывающей – одна - две бомбы. Однако, несмотря на колоссальные усилия советских моряков и неоднократные обнаружения и атаки на германские подводные лодки, первый успех к надводным кораблям пришел только на четвертый год войны, когда в Выборгском заливе малый охотник МО-103 (командир гвардии старший лейтенант А.П. Коленко) потопил подводную лодку U 250. Это произошло 30 июля 1944 года. В этот день U 250 торпедировала в проливе Бьёркезунд советский дозорный катер. На ее поиск по тревоге срочно вышел малый охотник МО-103. С приходом в район дозора он вскоре установил контакт с подводной лодкой противника. После трех последовательных атак глубинными бомбами – на поверхности воды появилось 6 человек в спасательных жилетах; подняв руки, плавали немецкие подводники. Во время Великой Отечественной войны это был единственный случай взятия в плен членов экипажа потопленной подводной лодки. Как рассказали пленные, лодка получила повреждение от первых же взрывов глубинных бомб, но двигатели работали и командир надеялся оторваться от преследования. Однако одна из бомб второй серии взорвалась непосредственно у корпуса лодки. В пробоину хлынула вода. Дизельный отсек оказался затопленным, из аккумуляторов начал выделяться хлор, люди теряли сознание. Связь с отсеками прервалась. Поэтому остатки экипажа вынуждены были эвакуироваться из затонувшей подводной лодки. Всего с использованием противолодочного и минно-торпедного оружия надводные корабли и подводные лодки ВМФ СССР уничтожили 18 подводных лодок Германия и ее союзников: из них – 9 подорвались на минах, 7 – были потоплены глубинными бомбами надводными кораблями, 2 – торпедировали подводные лодки. Советская военно-морская авиация потопила 5 подводных лодок, а береговая артиллерия уничтожила 1 субмарину. Еще 12 подводных лодок противника получили повреждения в результате атак надводных кораблей и налетов авиации. Из 5 подводных лодок, уничтоженных на Северном флоте, 4 потопили глубинными бомбами надводные корабли, одну торпедировала подводная лодка. На Северном флоте с применением глубинных бомб ББ-1 и БМ-1 было выполнено 275 атак. В результате, по оценке флота, было повреждено и уничтожено 8 подводных лодок (успешность – 2,9%). На Балтийском флоте из 15 уничтоженных немецких подводных лодок: 9 – подорвались на минах, 3 – уничтожили глубинными бомбами надводные корабли, 1 – торпедировала подводная лодка, 1 – уничтожила авиация и 1 – береговая артиллерия. На Черном море характер противолодочных действий флота определялся малочисленностью противника – до 1943 года здесь действовало всего 8 немецких, одна румынская и несколько малых итальянских подводных лодок. За годы Великой Отечественной войны черноморские корабли израсходовали 1973 глубинные бомбы. При этом ни одной подводной лодки они не потопили. Весь успех достался на долю авиации – ВВС флота потопили одну итальянскую подводную лодку в Ялте в 1943 году и три немецкие – при налете на румынскую Констанцу 20 августа 1944 года.

Тип глубинной бомбы – фугасная

Масса глубинной бомбы – 165 кг

Масса заряда ВВ – 135 кг

Тип ВВ – тротил

Длина глубинной бомбы – 710 мм
Диаметр глубинной бомбы – 430 мм

Марка взрывателя – ВГБ, К-3

Глубина погружения – до 100 м

Скорость погружения – 2,3 – 2,5 сек

Эффективный радиус взрыва – 8 - 20 м.


Основным средством поражения подводных лодок в погруженном положении в годы Второй мировой войны продолжали оставаться глубинные бомбы. Большинство советских надводных боевых кораблей были приспособлены для использования корабельного противолодочного оружия, которое к началу Великой Отечественной войны было представлено в основном большими и малыми глубинными бомбами, сбрасываемыми с кормы или бомбометами БМБ-1.

В 1930-х годах основным недостатком глубинных бомб считалась малая зона поражения, размер которой определялся количеством сброшенных бомб. Для увеличения площади поражения Специальное конструкторское бюро № 4 (СКБ-4) на Ленинградском артиллерийском заводе № 7 «Арсенал» им. Фрунзе, которым руководил выдающийся советский конструктор Б.И. Шавырин, получило тактико-техническое задание на разработку бортового бомбомета, обеспечивающего выстреливание бомб ББ-1 по траверзу корабля. При полном отсутствии опыта в проектировании таких установок группа конструкторов под руководством Б.И. Шавырина с задачей справилась в рекордно короткий срок. Чертежи бомб ББ-1 СКБ-4 получило в июле 1939 года, а уже через месяц опытный образец бомбомета поступил на испытания. В ноябре 1939 года на морском артиллерийском полигоне НИАПе из бомбомета были сделаны первые выстрелы. Заводские и государственные испытания успешно прошли в июне - августе 1940 года на тральщике «Штаг». Приемная комиссия в своем заключении зафиксировала, что: «Бомбомет портативен, удобен в обращении и может применяться на кораблях малого тоннажа». С помощью штока и лотка бомбомет позволял выстреливать большие глубинные бомбы ББ-1 на дистанцию 40, 80 и 110 м, чем обеспечивалось увеличение поражаемой площади бомбометания. В том же году на вооружение советского Военно-Морского Флота был принят бомбомет шточного образца под обозначением «Большой морской бомбомет БМБ-1».

Советские шточные бомбометы БМБ-1 в годы Великой Отечественной войны проявили себя самым лучшим образом в боевых условиях, но в то же время в отчетных документах того времени отмечалось, что наличие штоков, централизованное снабжение которыми воевавших флотов отсутствовало, значительно затрудняло их использование. Так, например, в сложившейся тяжелой ситуации командованию Северного флота пришлось организовать производство деревянных штоков для бомбометов БМБ-1 силами местной промышленности. В то же время, в отчетах отмечалось, что американские бесшточные бомбометы Мк 6, устанавливавшиеся на фрегатах, тральщиках «AM» и больших охотниках «БО-1» (которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны), несколько сложнее по своей конструкции, но вместе с тем, значительно проще в применении. Однако из-за ограниченности запасов импортных глубинных бомб все ленд-лизовские корабли подлежали перевооружению отечественными бомбометами.

Первый отечественный бесшточный бомбомет БМБ-2 («большой морской бомбомет 2») калибра 433 мм был разработан уже после войны в СКБ-101 («КБ Машинстроения») под руководством Б.И. Шавырина и принят на вооружение советского ВМФ в 1951 году. Он предназначался для стрельбы глубинными бомбами по подводным лодкам и торпедам. Бомбомет БМБ-2 позволял выстреливать по траверзу корабля большие глубинные бомбы ББ-1 и БПС на дальность 40, 80 и 110 м, с одновременным использованием кормовых бомбосбрасывателей для расширения поражаемой площади бомбометания. Бомбомет БМБ-2 входил в состав противолодочного вооружения кораблей различных проектов. Так, на эсминцах проекта 56 бомбометы БМБ-2 устанавливались в корме по три на борт. К моменту принятия на вооружение БМБ-2, данный вид вооружения уже морально устарел, поэтому они постепенно были заменены более современными реактивными бомбометами РБУ-2500.

Наибольшее значение противолодочная оборона в годы Великой Отечественной войны имела на Баренцевом, Белом и Карском морях, где в операционной зоне Северного флота в годы войны действовало от 6 до 30 подводных лодок противника. Для противолодочной обороны привлекались советские боевые корабли от эсминцев до катеров типа «МО», а также союзные британские корабли. В среднем на Севере для целей противолодочной обороны использовалось в 1941 году 120 кораблей и катеров, в 1943 году – 100, в 1944 году – 160, а в 1945 году – 218. Не смотря на рост количества кораблей противолодочной обороны, их все равно не хватало, особенно в периоды арктической навигации. Кроме того, сами по себе противолодочные корабли из-за малочисленности и несовершенства гидроакустических средств имели недостаточные поисковые возможности. Однако именно надводные корабли стали основой противолодочных сил Северного флота. Во время войны они произвели 430 обнаружений подлодок противника, по которым было произведено 334 атаки, в результате чего два из них были потоплены достоверно и еще одна – вероятно. Кроме этого, повреждено было еще примерно 10 подлодок, из которых минимум 2 – тяжело. На долю советских подводников и авиаторов приходилось всего около 5 % обнару­жений и 15 % атак подлодок противника. В основном надводные корабли применяли глубинные бомбы (272 атаки), в 59-ти случаях использовались реактивные бомбометы, а три атаки начинались с тарана подводной лодки противника с последующим сбрасыванием в месте ее погружения глубинных бомб. Как правило, бомбы сбрасывались с кормы, что требовало прохождения корабля над лодкой, а это всегда приводило к потере контакта. Систематические поиски подводных лодок с использованием гидроакустики и радиолокации производились в 40-мильной зоне от побережья Кольского полуострова. Первоначально наиболее эффективным способом применения глубинных бомб первоначально считалась атака одиночным кораблем по данным гидроакустической станции (ГАС). Установив курс, скорость и приблизительную глубину погружения подводной лодки (она определялась исходя из расстояния, на котором терялся контакт из-за того, что цель оказывалась под лучом ГАС), корабль проходил над ней на догоняющем курсе, после чего брал упреждение, соответствовавшее времени погружения глубинных бомб и скорости подводной лодки, и сбрасывал серию бомб. Она, в зависимости от типа и вооружения корабля, в начале Великой Отечественной войны состояла из 2-6 глубинных бомб. В дальнейшем использовался еще один метод атаки, который заключался во взаимодействии двух противолодочных кораблей, один из них поддерживал с подводной лодкой гидроакустический контакт и наводил второй корабль, производивший атаку с использованием кормовых бомбосбрасывателей и бортовых бомбометов. Эсминцы вели поиск группой из 2-х–3-х кораблей, большие охотники из 3-х – 5-ти кораблей или 2-х охотников и 2-х торпедных катеров. Наиболее эффективно осуществляли поиск подводных лодок эсминцы, оборудованные гидроакустическими и радиолокационными станциями. Использование больших охотников ограничивалось состоянием моря до 4-х–5-ти баллов. Сторожевые катера типа «МО» могли использоваться только на рейдах и в прибрежных районах в благоприятную погоду.