533-мм торпедный аппарат ПТА-53 (СССР)
Калибр – 533 мм
Число труб – 5
Высота над палубой – 1000 мм
Масса – 13 100 кг
Длина – 8,6 м
Ширина – 3,56 м
Давление воздуха в баллонах – 150 кг/кв.см
Давление в трубе при выстреле – до 6 атмосфер
Скорость вылета торпеды – 17 м/с.
Первые торпедные аппараты появились в середине XIX века одновременно с созданием самодвижущихся мин сигарообразной формы – торпед. Поскольку торпеды были неуправляемые, то направление движению придавали трубы, оснащенные соответствующими механизмами и приборами. Стрельба торпедами выполнялась только при точном знании элементов движения цели и дистанции до нее. Целями стрельбы могли быть не только надводные корабли, но и подводные лодки, а также прибрежные строения в портах дислокации кораблей и судов противника. К началу Великой Отечественной войны на вооружении надводных кораблей, торпедных катеров и подводных лодок в советском Военно-Морском Флоте находились торпедные аппараты нескольких типов, позволяющие использовать торпеды с различных классов кораблей, обеспечивая при этом выполнение стрельбы различными способами. Наиболее распространены были аппараты, состоящие из одной, трех или пяти совмещенных труб, снаружи которых монтировались устройства для выстреливания; приборы дистанционного ввода данных в торпеду; контрольные приборы; стопорные устройства и зацеп для приведения в действие механизмов торпеды. Торпеды выстреливались сжатым воздухом, находящимся в баллонах, или под действием газов порохового заряда. На надводных кораблях устанавливались неподвижно закрепленные, вращающиеся на фиксированный угол стрельбы или наводящиеся торпедные аппараты. На подводных лодках торпедные аппараты неподвижно монтировались в носовой и кормовой частях корпуса.
Перед Великой Отечественной войной на вооружении советских кораблей дореволюционной постройки (крейсеров и эскадренных миноносцев) продолжали состоять 450-мм трехтрубные палубные торпедные аппараты образца 1913 года. С началом строительства в 1930-х годах в Советском Союзе большого флота началось создание новых типов многотрубных палубных торпедных аппаратов для вооружения надводных кораблей. В 1935 году был принят на вооружение первый советский наводящийся 533-мм четырехтрубный торпедный аппарат Н-7, который предназначался для вооружения лидеров типа «Ленинград». Он, как и аппарат образца 1913 года, снабжался приборами центральной наводки и автомат-коробкой для залповой стрельбы. Но в торпедном аппарате Н-7 все четыре трубы крепились на платформе жестко (без растворения). На этом торпедном аппарате монтировались: прибор установки глубины (ПУГ); прибор установки режима (ПУР) и прибор установки гироскопического прибора Обри (ПУПО). В 1937 году новый торпедный аппарат типа 39-Ю начали устанавливать на эскадренных миноносцах проекта 7 и крейсерах проекта 26. Его конструкция была во многом аналогична аппарату типа Н-7, однако он имел три трубы и возможность растворения крайних труб до 7°. С учетом опыта эксплуатации торпедных аппаратов типа 39-Ю в 1938–1939 годах были разработаны и изготовлены новые торпедные аппараты 1-Н, предназначавшиеся для вооружения крейсеров и эскадренных миноносцев. При их создании были учтены недостатки, выявленные у предыдущих типов торпедных аппаратов, что потребовало внесения ряда конструктивных изменений. Аппарат типа 1-Н – 533 мм, палубный, трехтрубный, наводящийся, с растворением крайних труб до 7°, совковый. Применение специальных вставных решеток позволяло стрелять торпедами калибра 450 мм. На нем устанавливалась комбинированная система стрельбы (пороховая и воздушная). Воздушная установка состояла из баллона – воздухохранителя с боевым и воздушным клапанами и устанавливалась на каждой трубе. Переключение стреляющего устройства на воздушную или пороховую стрельбу производилось специальной рукояткой «стрельба», расположенной в казенной части труб. Использование воздушной системы стрельбы в ночных условиях позволяло уменьшить вероятность обнаружения стреляющего корабля и момента залпа со стороны противника, что повышало эффективность применения торпед. Патронник системы пороховой стрельбы устанавливался с внутренней стороны задней крышки, и пороховые газы при выстреле оказывали меньшее воздействие на торпеду, что позволило увеличить величину порохового заряда до 1400 г черного пороха. Благодаря изменению в расположении системы пороховой стрельбы и увеличению выбрасывающего заряда удалось повысить начальную скорость вылета торпеды из трубы аппарата до 15 - 16 м/с и, следовательно, увеличить углы обстрела. Автоматическая коробка стрельбы обеспечивала залповую или одиночную стрельбу только в секторе обстрела аппарата, а предохранительные устройства не позволяли производить выстрел при незакрытой задней крышке, при незакрытой крышке патронника и вне углов обстрела. Кроме того, в момент выстрела производилось отключение приводного электродвигателя и останавливалось вращение аппарата. Все торпедные аппараты надводных кораблей снабжались приборами центральной полуавтоматической наводки, входящими в состав систем приборов управления торпедной стрельбой (ПУТС). На эскадренных миноносцах проектов 7 и 7-У монтировалась система ПУТС «Мина» 1-й и 2-й очереди, на крейсерах типа «Киров» – система «Молния», на лидерах типа «Ленинград» – система «Меч». Эти приборы управления торпедной стрельбой позволяли с достаточной точностью определять элементы движения цели и элементы торпедной стрельбы, обеспечивали выдачу данных наводки (полного аппаратного угла, угла Обри, угла упреждения) в принимающие приборы, расположенные на торпедном аппарате. Всего за годы Великой Отечественной войны с советских надводных кораблей было выпущено 860 торпед, которыми было потоплено 194 надводных кораблей и судов противника.
После войны в Советском Союзе параллельно с созданием новых и модернизацией действующих образцов торпед создавались и новые усовершенствованные торпедные аппараты и приборы управления торпедной стрельбой (ПУТС). Уже в 1948 году на вооружение надводных кораблей советского Военно-морского флота поступил 533-мм пятитрубный торпедный аппарат ПТА-53, разработанный КБ машиностроения (главный конструктор Н.К. Цикунов). Этот торпедный аппарат первоначально изготавливался в двух вариантах: ПТА-53-30бис и ПТА-53-68бис, которые монтировались на поворотных платформах на эсминцах проекта 30; 30-бис и крейсерах проекта 68-бис (соответственно). В 1951 году на базе пятитрубного торпедного аппарата ПТА-53 Н.К. Цикуновым был создан трехтрубный торпедный аппарат ТТА-53 с автоматическим вводом данных в торпеды и автоматической наводкой по данным центральных приборов. Стрельба торпедами проводилась порохом беспламенно. ТТА-53 устанавливался на сторожевых кораблях проекта 50 в двух вариантах: трехтрубном – ТТА-53-50 и двухтрубном – ДТА-53-50. Для торпедных катеров в 1952 году был создан торпедный аппарат из легких сплавов ТТКА-53Л. В 1957 году началось проектирование новых пятитрубных торпедных аппаратов ПТА-53-1123 и ПТА-53-1134, принятых на вооружение в ВМФ в 1963 году. Они устанавливались на противолодочных крейсерах «Москва» и «Ленинград» проекта 1123, ракетных крейсерах проекта 1134 и на больших противолодочных кораблях проекта 1134 и 1134-Б. В 1970 году поступили на вооружение четырехтрубные торпедные аппараты ЧТА-53-1135 для сторожевых кораблей проекта 1135, с дистанционной автоматической наводкой и воздушной системой стрельбы. В это же время были созданы двухтрубные поворотные торпедные аппараты ДТА-53-1124 для вооружения малых противолодочных кораблей проекта 1124 и 1124-М с дистанционным автоматическим вводом в торпеды текущего угла и воздушной системой стрельбы. Все типы торпедных аппаратов обеспечивали хранение и применение самонаводящихся противолодочных торпед СЭТ-53, СЭТ-53М и СЭТ-65 и противокорабельных торпед 53-65К. Во всех новых торпедных аппаратах применялась более совершенная электромеханическая система стрельбы, разработанная НИИ-3 ВМФ.
Торпедный аппарат ТА-53 предназначен для стрельбы торпедами калибра 533-мм и обеспечивает воздушную и пороховую беспламенную стрельбу. Он состоит из собственно торпедного аппарата, устанавливаемого на палубе в диаметральной плоскости корабля; прибора для дистанционного управления поворотом аппарата; электромагнитного пускателя и комплекта торпедозагрузочных средств, включающего тележку, лебедку, грузовой бугель, хвостовой зацеп и другие приспособления.
Торпедный аппарат ТА-53 относился к модульным торпедным аппаратам и состоял из нескольких одинаковых труб (имеются двух-, трех-, четырех - и пятитрубные модификации – ДТА, ТТА, ЧТА и ПТА соответственно), закрепленных на платформе. Платформа устанавливалась на основании, относительно которого она могла вращаться при помощи электродвигателя или ручного привода. Стрельбы торпедами калибра 533 мм по надводным целям из аппарата ПТА-53 допускались как залпом, так и одиночными торпедами. Труба аппарата предназначалась для размещения торпеды, механизмов и приборов для стрельбы, а также для создания замкнутого объема, обеспечивающего необходимое давление газов при выстреле, и придания торпеде первоначального направления движения. Труба представляла собой свальцованный и сваренный из листов алюминиево-магниевого сплава цилиндрический корпус с приваренными внутри четырьмя направляющими дорожками, одна из которых, верхняя, Т-образная, и двумя обтюрирующими кольцами, расточенными под калибр 533 мм. Она имела переднюю вышибную и заднюю (закрываемую кремальерным замком) крышки. Снаружи крепился патронник, предназначенный для размещения и сжигания порохового заряда. Продукты сгорания пороха выталкивали торпеду, придавая необходимые параметры вылета ее из трубы. Имелся также прибор установки режимов электрических торпед и прибор установки глубины (он отключался от торпеды пороховыми газами, образующимися в патроннике при выстреле). ПТА-53 имел силовую синхронно-следящую передачу, с помощью которой обеспечивалось полуавтоматическое дистанционное и местное наведение торпедного аппарата. Угол прибора курса для каждой торпеды устанавливался с помощью синхронно-следящей передачи с главного командного пункта, но мог устанавливаться и непосредственно с поста наводчика на торпедном аппарате. Система поворота состояла из платформы с основанием, редуктора, механизма ручного поворота, системы центральной смазки, элементов ограничения поворота, прибора дистанционного управления, магнитного пускателя и электродвигателя. Система обеспечивала поворот торпедного аппарата из походного положения (0° от диаметральной плоскости корабля) в боевое (60° правого или левого борта), а также поворот аппарата в сторону правого борта до 150° градусов для загрузки (выгрузки) торпед.