Боевая рубка подводной лодки Щ-307 (СССР)


Наибольшая длина – 58,8 м

Ширина корпуса – 6,2 м

Осадка – 3,9 м

Надводное водоизмещение – 593 тонны

Подводное водоизмещение – 705,7 тонн

Скорость полного хода над водой – 13,5 узлов

Скорость полного хода под водой – 8,5 узлов

Мощность: дизельный двигатель – 1370 л.с., электромотор – 800 л.с.

Дальность хода надводная – 5250 миль

Дальность хода подводная – 150 миль

Вооружение:

Артиллерия – 2х45-мм универсальных орудия 21-К

Торпедно-минное вооружение – носовые торпедные аппараты – 4х533

                                                      – кормовые торпедные аппараты – 2х533

Боекомплект – 1000 выстрелов кал. 45 мм; 10 торпед  

Предельная глубина погружения – 90 м

Рабочая глубина погружения – 75 м

Автономность плавания – 20 суток

Экипаж – 37 человек.


Головная средняя дизель-электрическая подводная лодка «Щука» V-бис 2-й серии «Щ-307» (главный конструктор Техбюро № 4 Балтийского завода Б.М. Малинин) была заложена 6 ноября 1933 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде. При постройке лодка получила собственное имя «Треска». 17 августа 1935 года подводная лодка «Щ-307» вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 

Конструкция средней подводной лодки V-бис 2-й серии была максимально упрощена. Для повышения производительности труда и снижения себестоимости ее сборка велась блочным способом. Она имела полуторакорпусную форму. Все поперечные переборки были сделаны плоскими, рассчитанными на давление до 6 кг, кв. см. Цистерны главного балласта, средняя, уравнительная и быстрого погружения, размещались внутри прочного корпуса. Продувание главного балласта осуществлялось дизельными двигателями, работавшими в режиме компрессора. Главные двигатели типа 38-В-8 представляли собой бескомпрессорную модификацию 8-цилиндровых дизелей. За счет приспособления бортовых цистерн главного балласта для хранения топлива была существенно увеличена дальность плавания под дизелями. Лодка «Щ-307» могла принимать на борт 30 тонн груза, или 45 тонн топлива, или 50 – 60 человек с личным оружием. В крейсерском положении лодка хорошо держалась при волнении на море до 10-ти баллов, а в позиционном – при состоянии моря до 4-х баллов. Всего было построено 14 подводных лодок «Щука» V-бис 2-й серии, Все они приняли участие в Великой Отечественной войне (на Краснознаменном Балтийском флоте – 5 ед., на Черноморском флоте – 4 ед. и на Тихоокеанском флоте – 5 ед.)

22 июня 1941 года «Щ-307» встретила под командованием капитан-лейтенанта Н.И. Петрова в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок КБФ в Ораниенбауме. В середине июля субмарина перешла в Таллинн, откуда 24 июля 1941 года вышла в свой первый боевой поход. 10 августа в районе Либавы «Щ-307» обнаружила всплывшую немецкую подводную лодку U-144 и дала двухторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов. Вражеская подлодка была потоплена. Это была первая удачная атака балтийских подводников в Великой Отечественной войне. 12 августа 1941 года «Щ-307» вернулась в Таллинн, а 28 августа в составе конвоя № 1 приняла участие в Таллиннском прорыве. Все время перехода советская подводная лодка шла в надводном положении, в пути огнем своих 45-мм универсальных орудий отбивая атаки вражеской авиации. Благополучно достигнув Кронштадта 29 августа, «Щ-307» доставила в базу 4-х человек, спасенных с потопленных советских транспортных судов. В декабре 1941 года командиром «Щ-307» был назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3-го ранга) Н.О. Момот. Зимой 1941–1942 года, в блокадном Ленинграде был проведен заводской ремонт «Щ-307». Следующий успех пришел к подводной лодке «Щ-307» только через год. В составе группы советских подводных лодок «Треска» оперировала в районе Аландских островов. Уже 2 октября 1942 года лодка безрезультатно атаковала финский конвой. После нескольких недель поисков только 26 октября «Щ-307» удалось двухторпедным залпом потопить финский транспорт «Бетти Х», однако вечером того же дня «Треска» подверглась атаке финской подводной лодки «Ику Турсо», но смогла оторваться от противника. На базу «Щ-307» прибыла 6 ноября. По результатам похода подводной лодке было засчитано потопление одного транспорта и трех малых вспомогательных судов противника. В 1943 году лодка в море не выходила. 24 февраля 1944 года командиром лодки был назначен капитан-лейтенант М.С. Калинин. В июле 1944 года «Щ-307» совершила один учебный выход в Ладожское озеро. С выходом Финляндии из войны и перебазированием подводных лодок КБФ на финские порты и базы в Хельсинки, Турку и Ханко, их выходы на коммуникации противника возобновились. В результате сокрушительных ударов осенью 1944 года фашистские захватчики были выброшены за пределы советской Прибалтики. Лишь между Либавой и Тукумсом осталась зажатая в клещи крупная курляндская группа противника. Красная армия с боями вошла на вражескую территорию в Восточную Пруссию. Район портов Либава –Виндава стал ареной оживленных морских перевозок фашистской Германии. Караваны вражеских транспортов шли в сильном охранении. Начиная с октября 1944 года и до окончания войны, практически ежедневно, в средних и южных районах Балтики действовали советские подводные лодки, наращивая силу своих ударов. 4 октября 1944 года «Щ-307» в составе третьей группы подводных лодок («Щ-307», «Щ-309» и «С-4») вышла на боевую позицию в район Виндавы. 16 октября, подойдя к Виндаве, М.С.Калинин обнаружил четыре судна противника, стоявших на якоре. Войдя в рейд, «Щ-307» атаковала их четырехторпедным залпом. В результате этой атаки были потоплены два вражеские транспортных судна и один танкер, после чего советская подводная лодка двое суток подвергалась преследованию немецких противолодочных катеров. Но лодке удалось от них оторваться и уйти. Перезарядив торпедные аппараты, лодка попыталась повторить маневр и прорваться на рейд Либавы, но силы противолодочной обороны противника не дали ей этого сделать, и «Щ-307» снова вернулась к Виндаве. В этом боевом походе советская  подводная лодка атаковала еще один конвой в составе трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей противника. М.С. Калинин обнаружил вражеский конвой по перископу и приказал готовиться к атаке. В результате были потоплены транспорт и сторожевой корабль. В дальнейшем этот конвой, уклоняясь от атак, отвернул от берега, а подводная лодка оказалась по корме конвоя. Командир лодки принял решение атаковать врага кормовыми аппаратами. И еще один транспорт противника пошел на дно. В ходе последней атаки немецкие корабли стали жестоко бомбить «Щ-307». От близких разрывов глубинных бомб подводная лодка получила повреждения, кроме того, 5 ноября на ней вышло из строя управление вертикальным рулем. Ночью лодке удалось всплыть. В течение шести часов рулевой старшина 2-й статьи Чернышов, трюмный машинист старшина Танин и артиллерист Карев, работая в ледяной воде в легководолазных костюмах, исправили повреждение, и 7 ноября «Щ-307» благополучно вернулась на свою базу в г. Турку. Во время этого похода лодка потопила шесть судов противника. Следующий выход «Щ-307» состоялся 4 января 1945 года. 9 января на позиции юго-западнее Либавы подводная лодка провела атаку на транспорт, следующий в составе конвоя. Был уничтожен немецкий транспорт «Марие Фердинанд». После атаки германский сторожевик за два часа сбросил на советскую подводную лодку 70 глубинных бомб, но успеха не добился. 16 января «Щ-307» вновь провела атаку по конвою противника. Торпедное попадание получило транспортное судно «Штайнбург», который загорелся и утром следующего дня затонул на мелководье, у южного мола Мемеля. 6 марта того же года подводная лодка «Щ-307» была награждена Орденом Красного Знамени, ее командир М.С. Калинин – удостоен звания Героя Советского Союза, а экипаж – орденами и медалями СССР.

23 апреля 1948 года подводная лодка «Щ-307» была выведена из боевого состава ДКБФ, разоружена и переформирована в плавучую зарядную станцию «ПЗС-5», а 8 апреля 1957 года исключена из списков плавсредств ВМФ СССР и сдана на слом. До 1993 года рубки двух лодок – Краснознаменной «Щ-307» и Гвардейской «Л-3» – стояли в Лиепае, у штаба Краснознаменной дивизии подводных лодок, входя в Мемориальный комплекс «Боевой славы подводников Балтики в Великой Отечественной войне». Однако, после распада Советского Союза и вывода Российских вооруженных сил из вновь образованных Прибалтийских государств в 1993 году, ценой героических усилий командования и личного состава Балтийского флота рубка «Щ-307» была эвакуирована в Россию и в канун 50-летия Победы установлена в разделе экспозиции боевой техники и вооружения Военно-Морского Флота СССР на открытой площадке боевой техники и вооружения Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.