152-мм артиллерийская установка МУ-2 (СССР)
Годы выпуска – 1940–1950
Калибр – 152 мм
Масса в боевом положении – 50940 кг
Длина ствола – 8950 мм
Длина нарезной части – 6980 мм
Расчет – 20 человек
Скорострельность – 6-8 выстр/мин
Наибольшая дальность стрельбы – 29280 м
Углы наведения:
по горизонтали – 1900°
по вертикали – 2° +40°
Скорость наведения установки:
по вертикали – 8,8 град/с
по горизонтали – 7,9 град/с.
В марте 1939 года АНИМИ разработал тактико-техническое задание на проектирование новой 152-мм открытой палубной и береговой артиллерийской установки (позднее получившей обозначение МУ-2), которая относилась к классу сверхдальних морских орудий среднего калибра. В соответствии с техническим заданием предполагалось, что новая установка будет иметь ствол и баллистические данные 152-мм пушки Б-38, уже использовавшейся в артиллерийских установках МК-5 крейсеров проекта 68, а также станок штыревого типа с коробчатым щитом. Приказом Наркома ВМФ от 21 сентября 1939 года проектирование 152-мм установки с качающейся частью Б-38 было возложено на Артиллерийское Особое техническое бюро (АОТБ) НКВД СССР (с 1942 года – ОКБ-172 НКВД СССР). Артиллерийские установки МУ-2 были выполнены в двух вариантах: корабельном и береговом, причем второй вариант предусматривал размещение орудия на стационарных, заранее подготовленных позициях.
Ствол установки МУ-2 состоял из лейнера, моноблока, втулки затвора и казенника. Затвор поршневой, двухступенчатый, двухтактного действия, открывался вправо. Привод затвора только ручной. Досылка снаряда и полузарядов производилась вручную. Время досылки снаряда составляло около 2 секунд и заряда также около 2 секунд. Противооткатные устройства орудия состояли из двух гидравлических тормозов, смонтированных в нижней части люльки и пневматического накатника, установленного сверху на казеннике пушки. Люлька представляла собой стальную отливку в виде открытой с обоих концов трубы с муфтами внизу для монтажа цилиндров тормозов отката. С правой стороны люльки на задней муфте крепился сектор вертикального наведения, а на переднем конце люльки – качающийся щит. Наведение установки МУ-2 на цель осуществлялось как с помощью центральной, так и прицельной наводки, при этом установка оснащалась прицелами Б-13-1 и ЛБ-13-1 и прибором управления стрельбой «Москва». Заряжание производились только вручную. Все приводы подачи боеприпасов также были только ручными. Для стрельбы из 152-мм артиллерийской установки МУ-2 использовались выстрелы раздельного заряжания со снарядами: бронебойными; полубронебойными; осколочно-фугасными; осветительными парашютными, а также дистанционные гранаты. Масса снаряда составляла 55 кг. Уже в марте 1940 года Артуправление Наркомата ВМФ заключило с АОТБ договор на разработку техпроекта и сразу же Ленинградскому заводу «Большевик» была заказана головная партия из 20-ти установок МУ-2. Первая батарея из шести береговых артиллерийских установок МУ-2 была и представлена на полигонные испытания на НИАП 26 июня 1941 года, которые прошли с 4 по 11 июля того же года. А в сентябре там же прошла испытания и 152-мм система МУ-2, смонтированная на железнодорожном транспортере Б-64. Перевод системы из одного варианта в другой (т.е. из морской артиллерийской установки в береговую установку) допускался без существенных переделок путем использования фундаментального кольца и анкерных болтов. Изготовленные в 1940–1941 годах артиллерийские установки МУ-2 приняли активное участие в годы Великой Отечественной войны в обороне Ленинграда, и использовались в боевых действиях вплоть до конца войны. Осенью 1944 года установки МУ-2 (в железнодорожном варианте) в составе батарей № 1118 и №1120 под командованием старшего лейтенанта В.А. Дегтяря и капитана В.В. Лачина во взаимодействии с авиацией Краснознаменного Балтийского флота приняли активное участие в блокаде порта и военно-морской базы германских Кригсмарине в г. Мемель (Клайпеда) на Курляндском полуострове. В ноябре батарея № 1118 обстреляла транспорт противника, пытавшийся прорваться в порт. В результате попадания снарядов транспортное судно потеряло ход и было потоплено советскими самолетами. Батарея № 1120 нанесла огневые удары по причалам порта, что существенно затруднило погрузочно-разгрузочные работы. За время блокады порта до конца января 1945 года противник потерял еще два транспортных судна.
В то же время, в связи с блокадой Ленинграда и эвакуацией АОТБ НКВД в г. Пермь все работы по производству установки МУ-2 были приостановлены, и только в 1944 году ОКБ-172 вернулось к этому проекту, в частности, была проведена корректировка рабочих чертежей МУ-2 перед ее запуском в промышленное производство. В 1945–1946 годах на заводе «Большевик» была изготовлена головная серия МУ-2 в береговом варианте. В 1947 году ОКБ-172 провело работы по усовершенствованию установки МУ-2 по итогам изготовления головной партии. В конструкцию установки был внесен ряд конструктивных и технологических изменений: кованый казенник заменен литым; вместо клепаного боевого стола введен сварной; большинство деталей теперь выпускались методом штамповки и т. д. После этого, установки, изготовленные по измененным чертежам выпуска 1947 года, получили наименование «152-мм артиллерийские установки МУ-2 II серии». В 1946–1950 годах завод «Большевик» изготовил 82 установки МУ-2. На 1 января 1991 года на вооружении береговой обороны ВМФ СССР продолжали находиться 15 артиллерийских установок МУ-2 II серии.