Torpedo boat of the project 123bis “Komsomolets”


Длина – 18,7 м

Ширина – 3,4 м

Осадка – 1,2 м

Водоизмещение стандартное – 20,5 тонны

Водоизмещение полное – 23 тонны

Скорость хода максимальная – 48 узлов

Скорость хода крейсерская – 28,8 узлов

Мощность: бензиновый авиационный двигатель внутреннего сгорания «Паккард» – 2х1200 л.с.

Дальность плавания – 345 миль

Вооружение:

Артиллерия ПВО – 2 спаренные установки 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК (впоследствии 2 установки 20-мм пушек ШВАК)

Противолодочное вооружение – 2 лотковых бомбосбрасывателя;

      – 6 глубинных бомб М-1;

Аппарат с дымовой смесью ДА-7 емкостью 40 литров

Торпедно-минное вооружение – торпедные аппараты – 2х450

Автономность плавания – 36 часов

Экипаж – 7 человек.


Головной катер «Комсомолец» проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи Ленинградского судостроительного завода № 194 им. товарища А. Марти. Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября того же года, а 12 марта 1941 года – зачислен в состав Черноморского флота. Торпедный катер «Комсомолец» предназначался для торпедирования судов противника и для постановки дымовых завес. Еще летом 1940 года, когда «Комсомолец» еще только проходил заводские испытания, его проект подвергся серьезной переделке. За модификацию корабля взялась конструкторская группа ЦКБ-19 В.М. Бурлакова. В первую очередь было усилено зенитное вооружение, вместо одного крупнокалиберного пулемета ДШК на тумбовой установке поставили четыре (по два – в спаренных башенных установках). Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46–48. Также был уменьшен калибр торпедных аппаратов с 533 до 450 мм, теперь рассчитанных под торпеды 45-36-НУ. «Комсомолец» представлял собой катер совершенно новой конструкции, существенно отличавшийся от серийных торпедных катеров типа Г-5 и Д-3, и превосходивший их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новый катер имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м (разделенный водонепроницаемыми переборками на пять отсеков). По всей длине корпуса проходила полая киль-балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные бортовые кили, уменьшавшие качку. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью 2400 л. с. (взамен ГАМ-34-Ф мощностью по 1000 л.с.) обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов (86 км/ч). Моторы располагались в корпусе продольно, один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого – 10. Основное вооружение составляли два 450-мм торпедных аппарата, которые в отличие от катеров предыдущих типов, были трубными, а не желобными. Серийные катера «Комсомолец» вооружались четырьмя 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами ДШК, смонтированными в двух спаренных установках УК-2 (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на две установки с 20-мм автоматическими пушками ШВАК), а также шестью большими глубинными бомбами. На катере монтировалась дымовая аппаратура (аппарат ДА-7 емкостью 40 л). Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера, он мог использовать свое вооружение и ходить на максимальной скорости при волнении до 3 баллов, включительно. В отличие от других торпедных катеров отечественной постройки катер «Комсомолец» получил бронированную рубку (из листа толщиной 7 мм).

В ходе Великой Отечественной войны торпедный катер проекта 123 был еще раз доработан. Изменения коснулись, в основном, технологии производства. Была также усилена конструкция корпуса, и проведен ряд мелких усовершенствований. Вместо одного мотора поставили два, и хотя водоизмещение катера выросло на 5 тонн, скорость осталась прежней – 48 узлов. В ноябре 1943 года Тюменская судоверфь (судостроительный завод № 639) сдал флоту головной катер типа «Комсомолец» нового проекта, получившего обозначение «123-бис». Он вступил в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились торпедные катера проекта 123-бис на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили собственные наименования, например: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер», «Речник Ангары», «Одесский патриот», «Одесский колхозник», «Одесский комсомолец», «Комсомол Казахстана», «Артемовец», «Трудящийся Артема», «Моряк Дальстроя» и другие. До конца войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошли 30 катеров типа 123-бис, а в 1946–1953 годах на судостроительном заводе № 183 в Феодосии построили еще 205 таких кораблей (50 – проекта 123-бис и 155 – проекта 123-К).

Новые торпедные катера прибрежного действия типа «Комсомолец» успели принять активное участие в заключительных боях на Балтике в годы Великой Отечественной войны. Действия маневренных и быстрых «Комсомольцев» против немецких конвоев оказались весьма успешными. Свои высокие боевые качества эти торпедные катера в полной мере проявили весной 1945 года, когда части Красной армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров. Пытаясь как можно дольше сохранить порты в Восточной Пруссии для эвакуации отступающих войск, немецкие войска предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти меры существенно обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ был переброшен 3-й дивизион торпедных катеров «Комсомолец». Ночью 21 апреля 1945 года поиск кораблей противника в районе косы Хель проводился отрядом катеров, под командованием капитан-лейтенанта П. Ефименко. Советские катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но и требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубь Данцигской бухты – к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась только одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю. Наконец были обнаружены три германские быстроходные десантные баржи (БДБ) с сильным артиллерийским вооружением. В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Однако атаку пришлось отложить, поскольку это мог быть авангард большого конвоя. И в данном случае интуиция и расчет капитан-лейтенанта П. Ефименко оказались верными. В предрассветных сумерках показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении нескольких миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер еще две быстроходные десантные баржи. Распределив цели, командир отряда отдал приказ на атаку. Первым вперед пошел катер ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова и тут же дал залп из обоих торпедных аппаратов. Следом за ним с небольшим запозданием разрядил торпедные аппараты катер ТК-133 «Трудящийся Артема» капитан-лейтенанта В. Солодовникова. Прошли несколько секунд, и позади катеров раздался оглушительный сдвоенный взрыв: торпеды попали в цель – серьезные повреждения получил германский эсминец Z-34. Дальше действия Аксенова и Солодовникова были почти автоматическими – разворот катеров, постановка дымовой завесы и уход на форсаже. Однако на этот раз советским катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек ТК-135 угодил вражеский снаряд, и его двигатели сразу же заглохли. Он лишился хода, но вскоре ему подоспела помощь. Под плотным огнем орудий противника другой катер ТК-131 «Речник Ангары» лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял поврежденный катер на буксир и начал выводить его из боя. Однако немецкий сторожевик, переоборудованный из рыболовецкого судна, стреляя из всех орудий, преградил путь советским торпедным катерам. И сразу же с обоих катеров по противнику был открыт огонь из крупнокалиберных пулеметных установок. Вскоре немецкий сторожевик загорелся, а затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь его обломки. Путь к своей базе торпедным катерам был открыт.

В 1995 году на судостроительном морском заводе «Алмаз» в г. Санкт-Петербурге, специализировавшемся на строительстве и ремонте скоростных катеров для Федеральной пограничной службы и Военно-морского флота России, специально для Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве был построен по подлинным чертежам полноразмерный макет катера проекта 123-бис. Ему присвоили бортовой номер в честь заслуженного торпедного катера «ТК-131».