305-мм морская железнодорожная артиллерийская установка-транспортер ТМ-3-12 (СССР)
К началу 1930-ых годов СССР испытывал трудности с военным флотом, поэтому усилия были сосредоточенны на береговой обороне. В 1932 году на Ленинградском металлическом заводе было создано конструкторское бюро, которое под руководством А. Г. Дукельского начало разработку железнодорожных транспортеров с крупнокалиберными орудиями. Установки ТМ-3-12 были разработаны в 1935 году, а уже в начале 1939 году были построены на заводе им. Марти в Николаеве.
Для создания этих артиллерийских систем были использованы 3 орудия с затонувшего линкора «Императрица Мария». Данные орудия калибром 305-мм были созданы на Обуховском заводе в 1907 году. Эти 3 установки вошли в 9-ый отдельный артиллерийский дивизион. Передвигались и воевали артиллерийские системы в составе 5 эшелонов. Это от 60 до 80 вагонов, считая локомотивы. По сути, эти эшелоны образовывали небольшой город, где было все необходимое для автономного ведения боевых действий на продолжительном отрезке времени: кухни, склады для продовольствия, боеприпасов и технических средств, штабы и пункты управления, силовые станции, медицинские вагоны, вагоны для личного состава, мастерские и, даже, баня, клуб. Такие составы тянули паровозы типа «Э», один из которых расположен в экспозиции Музея Победы.
В период Советско-финляндской войны 9-ый дивизион вел обстрел Выборга, выпустив свыше 150 снарядов. После войны дивизион был переброшен на полуостров Ханко, где и встретил начало Великой Отечественной войны. Артиллерийским огнем железнодорожные установки подавляли огневые точки противника, расположенные на близлежащих островах, а также не давали возможность кораблям военно-морских сил Финляндии вести прицельный обстрел полуострова. Из-за наступления финских войск база была покинута, а ТМ-3-12 были разобраны и взорваны. Финская армия смогла восстановить орудия, которые после войны вернулись в строй Советской армии.
До наших дней сохранились все три построенных установки ТМ-3-12. Одна из них находится в нашем музее, вторая – в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге, третья – на территории форта «Красная горка» в Ленинградской области.