Средний танк М4А2 (США)


Год выпуска – 1944 - 1947

Всего выпущено – 49 234 танков М 4 всех модификаций (из них 10968  - М4А2).

Масса в боевом положении, т – 31,87

Мощность двигателя, л.с. – 420

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45

Запас хода по шоссе, км  - 240

Экипаж, чел. -  5

Вооружение: 75-мм пушка, 2х7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А4, 1х12,7-мм пулемет «Браунинг» М2НВ  

Боекомплект, выстр/патр (12,7/ 7,62-мм) -  97/300/4750

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 90/76


Средний танк М 4 «Шерман», разработанный в 1941 году арсеналом Рок Айленд, оказался самым удачным американским танком Второй мировой войны, ставшим не только основной боевой машиной, но и самым распространенным танком бро­нетанковых войск армий США и Великобритании (по массовости он был вторым после советского танка Т-34).  В июле 1940 года Департамент вооружений Армии США утвердил тактико-технические требования к новому среднему танку М 3, известному также, под обозначением «Генерал Ли». Средний танк М3, создававшийся американцами в большой спешке, оказался неудачным. Но, такая машина нужна была армии, и за неимением другого среднего танка ее запустили в производство. И одновременно с этим, в марте 1941 года начались работы по конструированию другого нового танка, предназначенного для замены М3, в котором предполагалось устранить недостатки последнего, в частности неудачное размещение 75-мм пушки, с максимальным использованием существующих узлов и агрегатов. В нем шасси М3, включая нижнюю часть корпуса, двигатель, трансмиссию и подвеску, сохранялось почти без изменений. Использовался тот же двигатель R-975-ЕС2. Моторный отсек, был расширен для размещения в нем более мощных и более крупногабаритных двигателей Wright G100 или G200. Корпус же получил совершенно новую форму с наклонным расположением лобовой брони, а главное – вооружение (75-мм пушка и спаренный пулемет) было установлено во вращающейся башне с диаметром погона 1753 мм и толщиной лобовой брони 76 мм.  Верхнюю часть корпуса предполагалось изготавливать литой или сварной, с максимальным применением деталей от М3 для удешевления производства. Башня была спроектирована с литой лобовой деталью, крепившейся к ней болтами и допускавшей возможность установки различных комбинаций вооружения. На крыше башни размещалась заимствованная у М3 командирская башенка с 7,62-мм пулеметом, установка которого допускала зенитную стрельбу. Подобно М3 в лобовой плите корпуса устанавливались два курсовых пулемета, обслуживаемых механиком-водителем.

Экипаж, по сравнению с М3, был уменьшен до 5 человек, а его размещение стало стандартным для американских танков многие годы вперед: наводчик и командир - справа от пушки; заряжающий - слева. Еще два члена экипажа - механик-водитель и его помощник, он же стрелок из курсового пулемета, смонтированного в шаровой установке в правой части лобового листа, находились в передней части корпуса танка, соответственно слева и справа от коробки передач. В июне 1941 года был изготовлен полноразмерный деревянный макет танка, получившего обозначение «Т 6». Затем в Абердине началась сборка прототипа с литой верхней частью корпуса. Одновременно в арсенале Рок-Айленд создавалась аналогичная машина со сварным корпусом, но без башни. Абердинский прототип был готов ко 2 сентября 1941 года и продемонстрирован представителям командования танковых войск и Департамента вооружений. Танк Т6 для посадки экипажа имел двери, расположенные в бортах корпуса, как на М3. Спаренная установка Т48 обеспечивала угол возвышения орудия от +20° до - 12°. Размещение 75-мм пушки во вращающейся на 360° башне давало танку Т 6 значительные преимущества по сравнению с МЗ. Установленный на танке гиростабилизатор по своей конструкции был подобен применявшемуся на 37-мм пушке танка М3. После проведенных испытаний было решено под маркой «М 4» немедленно запустить танк в серийное производство на тех же заводах, что выпускали и М3, с постепенным переводом их на новую машину. Производство среднего танка М4А1 в феврале 1942 года начала фирма Lima Locomotive Works, в марте - Pressed Steel Car Company, а в мае - Pacific Car and Foundry Company. Вскоре к выпуску М 4 вскоре присоедини­лись другие американские фирмы. С января 1943 года их производство было освоено фирмой Baldwin Locomotive Works, с февраля American Locomotive Company, с мая Pullman Standard Car Company, с aвгуста Detroit Tank Arsenal, и с декабря Federal Machine and Welder Compa­nу.  Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года американцы изготовили  49 234 танков М4  «Шерман» (включая 1332 танка, выпущенные в Канаде), в семи основных модификаций: М4, М4А1 - М4А6, различавшихся двигателями, ходовой частью, вооружением, формой и способом изготовления корпуса и башни. Это зависело от технических возможностей и традиций того или иного завода-изготовителя. Танки М 4 первых выпусков имели сварной корпус, носовая деталь которого собиралась на болтах из трех частей, в дальнейшем эта деталь стала целиком литой, а еще позже ее сваривали из литой и катаной частей.

На танках М4 монтировался двигатель «Райт-Континентал R-975» воздушного охлаждения. У танков М4А1 был тот же корпус, но с литой верхней частью и тот же двигатель, М4А2 оснащались двумя дизелями GMC6046.

В американской армии наибольшее распространение получили танки М4А3, для них специально сконструировали двигатель «Форд» GAA-V8 и литой корпус. Танки М4А4 имели удлиненный корпус для размещения силового агрегата из пяти двигателей «Крайслер», а корпус у М4А6 был такой же, как и у танка М4А4, но в качестве двигателя использовался радиальный дизельный двигатель «Катерпиллер RD-1820».

Под маркой М4А5 выпускались в Канаде по лицензии танки RAM. Они отличались более слабым вооружением: на танках RAM I устанавливалась 40-мм пушка, на RAM II - 57-мм. Танки американского производства вооружались 75-мм, 76,2-мм пушками или 105-мм орудиями. В общем, М 4 был удачным танком, надежным, простым в производстве и обслуживании. Кроме того, на базе танка М4 создано и несколько образцов самоходных артиллерийских  установок: истребители танков М10А1; М18; М36; самоходные 155-мм пушка М40 и 203-мм гаубица М43, а также ряд саперных вспомогательных машин. Во время второй мировой войны танки «Шерман» в рамках программы ленд-лиза поставлялись Соединенными Штатами своим союзникам и состояли на вооружении многих стран антигитлеровской коалиции. Ве­ликобритания и страны Британского Содружества получили 17181 танк, Франция - 713, а СССР - 4065 танков (М4А2, М4А4). Танки М4А2 составляли более трети всех танков, полученных нашей страной от союзников по ленд-лизу во время войны. Всего танков М4А2 всех вариантов было произведено с апреля 1942 по май 1944 года 10968 штук, из них 8053 – с 75-мм пушкой и сухой боеукладкой.  

Компоновка среднего танка М4А2 классическая, с передним расположением трансмиссии. Внутренняя часть корпуса разделена на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное. Отделение управления находилось в передней части танка. В нем располагались: механик-водитель и его помощник, рычаги управления, агрегаты трансмиссии, щиток контрольных приборов, курсовой пулемет и его боекомплект. Боевое отделение размещалось в средней части танка. Здесь располагались: командир танка, наводчик и заряжающий, боекомплект. Над боевым отделением на шариковой опоре устанавливалась башня с пушкой и спаренным пулеметом, прицелом и приборами наблюдения, частью боекомплекта, механизмом поворота башни, подъемным механизмом пушки, гиростабилизатором и радиостанцией. В кормовой части танка в моторном отделении располагались силовая установка. Между моторным отделением и боевым имелась перегородка. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов. Его лобовая часть состояла из массивной литой детали (на танках первой серии - сварной, разъемной из трех частей), служащей одновременно крышкой трансмиссионного люка и картером механизма поворота, и верхнего листа, располагавшегося под углом 56° к вертикали. Литая лобовая деталь крепилась к верхнему листу, бортовым листам и днищу болтами. С наружной стороны к ней с боков крепились картеры бортовых передач. Верхний лобовой лист приваривался к бортам и крыше корпуса. В нижней его части справа монтировалась шаровая установка пулемета, правее -находилось цилиндрическое гнездо антенного ввода (на случай, если танк оснащался двумя радиостанциями).  В верхней части лобового листа имелись два выступа, со смотровыми щелями и триплексами. Со второй половины 1942 года к выступам приваривались броневые накладки, а затем литые колпаки; а вместо смотровых щелей устанавливались перископические приборы наблюдения М6.

В конце 1943 года был введен цельный верхний лобовой лист без смотровых щелей, располагавшийся под углом 47° к вертикали. Борта корпуса вертикальные. На танках выпуска 1943 - 1944 годов, до переноса боеукладки на пол боевого отделения, к верхнему правому бортовому листу приваривались две броневые накладки и одна - к верхнему левому бортовому листу. Кормовая часть корпуса состояла из двух наклонных листов - верхнего и нижнего. В передней части крыши корпуса над отделением управления находились посадочные люки механика-водителя и его помощника, со встроенными в крышки люков приборами наблюдения М6. По обе стороны от люков устанавливались два вентилятора. С конца 1943 года люки располагались поперек корпуса, была изменена конструкция крышек, сохранен один вентилятор, размещенный между люками. В средней части крыши корпуса крепился неподвижный погон башни, вокруг которого был приварен защитный броневой козырек. В кормовой части крыши имелся большой надмоторный люк, закрытый двустворчатой решетчатой крышкой. Башня литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей. В передней части башни крепилась маск-установка М34А1. На крыше башни имелись посадочный люк, вентиляционный люк боевого отделения, закрытый броневым колпаком, два лючка приборов наблюдения и антенный ввод. Посадочный люк закрывался двустворчатой крышкой, закрепленной на петлях во вращающейся турели зенитного пулемета.

С декабря 1943 года на крыше башни появился овальный люк заряжающего. В левом борту башни был лючок для стрельбы из личного оружия, закрываемый откидной крышкой. В период с февраля по декабрь 1943 года башни танков М4А2 выпускались без таких лючков. Пол башни крепился к вращающемуся погону башни с помощью стоек. В полу имелся люк, закрытый крышкой и служащий для доступа к агрегатам. Башня приводилась во вращение гидроэлектрическим поворотным механизмом или вручную. Механизм имел дополнительный привод к командиру танка, при включении которого отключался привод наводчика. С мая 1944 года танк  получил  новую литую башню увеличенного размера, но с тем же диаметром башенного погона. Вооружение монтировалось в маск-установке М62. На крыше башни имелись командирская башенка с шестью стеклоблоками триплекс и перископическим прибором наблюдения М6, овальный люк заряжающего, лючок прибора наблюдения, кронштейн зенитного пулемета и антенный ввод. В левом борту башни находился лючок для стрельбы из личного оружия, на корме монтировался вентилятор боевого отделения. На М4А2 устанавливалась 75-мм танковая пушка М3 с горизонтальным клиновым затвором, полуавтоматикой копирного типа и со стволом длиной 37,5 калибра. 75-мм пушка М3 имела начальную скорость бронебойного снаряда 620 м/с и до появления на поле боя германских тяжелых танков Pz. Kpfw. V «Пантера» Pz. Kpfw. VI «Тигр» была способна поражать все типы немецких танков. Вертикальная наводка осуществлялась в пределах от - 10° до +25°. В танке устанавливались два 7,62-мм пулемета «Браунинг» М1919А4, один спаренный с пушкой, другой - курсовой. На крыше башни монтировался зенитный 12,7-мм крупнокалиберный пулемет «Браунинг» М2НВ. Для ведения стрельбы из пушки М3 использовались телескопический прицел М55 и перископический прибор М4 со встроенным телескопическим прицелом М38. Пушки были стабилизированы в вертикальной плоскости наведения. В башне танков М4А2 устанавливался 50,8-мм дымовой гранатомет МЗ. Боекомплект танка М4А2 состоял из 97 унитарных артиллерийских выстрелов, 300 12,7-мм и 4750 7,62-мм патронов, 12 дымовых гранат. 

На танке М4А2 монтировалась силовая установка «GMC 6046» модели 71, состоявшая из двух 6-цилиндровых двухтактных рядных дизельных двигателей, расположенных параллельно и соединенных в один агрегат мощностью 420 л.с. Низкооборотный ди­зель обеспечивал М4А2 хорошую про­ходимость на местности и значитель­но больший, чем у своих карбюратор­ных собратьев, запас хода.  Емкость топливных баков 580 - 590 л. Пуск двигателей осуществлялся электростартерами. Для облегчения зимнего пуска использовались две факельные форсунки с запальными свечами на каждый двигатель. Трансмиссия состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения (по одному на двигатель), поперечной соединительной передачи, карданного вала, коробки передач, механизма поворота и бортовых передач. Коробка передач  механическая, пятискоростная (5 вперед, 1 назад), с синхронизаторами на всех передачах, кроме 1-й и заднего хода. Механизм поворота - двойной дифференциал типа «Клетрак». Бортовые передачи - одноступенчатые. Ходовая часть танков М4А2 (применительно к одному борту) состояла из шести одинарных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в три балансирные тележки, подвешенных на двух вертикальных буферных пружинах каждая; трех поддерживающих катков; направляющего колеса; ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Гусеница состояла из 79 двухгребневых траков шириной 420,6 мм. Траки металлические или резинометаллические.

В ноябре 1942 года начались поставки танков М4А2 в СССР. Первой эти танки получила 5-я гвардейская танковая бригада, но в массовых количествах этот танк появился в Красной армии только в конце 1943 года. Начиная с весны 1944 года, танки «Шерман» принимали участие практически во всех сражениях на всех фронтах Великой Отечественной войны. Советские танкисты приняли американские танки хорошо, особенно отмечалось удобство работы экипажа по сравнению с советскими танками, а также очень высокое качество приборного оборудования и средств связи. Зимой 1943 года выявились некоторые недостатки M4A2, специфичные для зимних российских условий. Так, танки М4А2, поставленные СССР, имели гладкий резиновый протектор траков гусениц, что вызывало достаточно серьезные проблемы при движении по обледенелым зимним дорогам. Недостаточное сцепление гусениц с грунтом усугублялось высоким центром тяжести, и танк довольно часто переворачивался. Однако очень скоро «Шерманы» получили новую гусеницу - необрезиненную, но с резинометаллическим шарниром, повышавшим ее живучесть. К гусеницам стали прилагаться шпоры-грунтозацепы. В целом танк практически полностью соответствовал советскому Т-34, и также применялся, без каких-либо особых отличий. Часто использовалась намного меньшая шумность «Шерманов», по сравнению с советскими танками, а также практиковался огонь пехоты с брони во время движения, что обеспечивалось мягкой подвеской.

В составе 233­-й танковой, 2­-й и 45-й механизированных бригад, 156-гo и 252-гo танковых пол­ков 6­-й армии, например, они хорошо зарекомендовали себя в Уманской, Белорусской, Вильнюсской, Варшавской наступательных операци­ях. Отлично показали себя «Шерма­ны» 259­-гo Черкасского отдельного танкового полка в боях под Варшавой против танковой дивизии СС «Ви­кинг». Советские танкисты дали весьма высокую оценку американским машинам. Так, по завершении Уманско-Батошанской операции в марте 1944 года командование 6-й армии, например, докладывало: «Опыт проведения марша в условиях труднопроходимых дорог и проведения бо­евых действий в поле показал, что танк М4А2 зарекомендовал себя как хорошо проходимая, быстроходная боевая единица».  Или еще один боевой пример, изложенный во фронтовой прессе. 26 июля 1944 года танкисты 44-гo гвардейского танкового полка завязали бои на окраинах Шауляя. Танковые экипажи гвардии лейтенанта Георгия Милькова, Владимира Силыш и Александра Сафо­нова сокрушительным огнем своих пу­шек истребляли гитлеровцев. Командир 1-й танковой роты гвардии капитан  Вол­ков, находившийся на одной из машин, умело руководил боем. Рушились стены домов, и под их обломками умолка­ли вражеские орудия и пулеметы. 3a­горались неприятельские автомашины и рвались находившиеся в их кузовах ящики с боеприпасами. Дом за домом, улицу за улицей очищали отважные советские воины от сопротивляющегося врага.

В РККА танки, полученные по ленд-лизу, старались объединять в отдельные части (на уровне танковых батальонов или бригад), для упрощения подготовки экипажей и снабжения. Большое количество поступавших в СССР танков «Шерман» позволило создать и целые корпуса (например, 1-й гвардейский механизированный корпус, 9-й гвардейский танковый корпус), вооруженные только этим типом танка. По условиям ленд-лиза, техника, не поврежденная в ходе военных действий, впоследствии подлежала оплате или возврату. По этой причине, особенно в конце войны, при наличии выбора между вводом в бой советских или американских танков приоритет подчас отдавался последним, как бесплатному расходному материалу, с целью экономии собственных ресурсов. Американская  бронетанковая техника находилась на вооружении Советской армии и некоторое время после окончания Второй мировой войны.

 Средний танк М4А2 «Шерман» был передан музею в 2000 году Ленино-Снегиревским       во­енно-историческим музеем Истринского района Московской области в порядке обмена. Реставрационно-восстановительные работы были проведены в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).