Самоходная артиллерийская установка СУ-100 (СССР)


Год выпуска – 1944 - 1947

Всего выпущено - 3037 ед.

Масса в боевом положении, т – 31,6

Мощность двигателя, л.с. – 500

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 54

Запас хода по шоссе, км  - 310

Экипаж, чел. -  4

Вооружение: 100-мм пушка

Боекомплект, выстр. -  33

Бронирование: лоб рубки/лоб корпуса, мм – 75/45


К середине 1944 года стало окончательно ясно, что в бронетанковые войска Красной армии не имеют средств для эффективной борьбы с новейшими немецкими танками – Pz. Kpfw.V «Пантера» и Pz. Kpfw.VI «Тигр». Состоявшие на вооружении противотанковые самоходные артиллерийские установки СУ-85, созданные на базе танка Т-34 и имевшие 85-мм пушку Д-5С конструкции Ф. Ф. Петрова, не стали реальным выходом из сложившейся ситуации. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей РККА, причем войскам требовалась новая самоходная артиллерийская установка с более мощной, чем у танка, пушкой. Вопрос усиления огневой мощи был решен за счет установки на САУ орудия с баллистикой 100-мм морской пушки Б-34. 27 декабря 1943 года ГКО принял постановление №4851 о вооружении средней САУ 100-мм орудием. Для исполнения этого постановления Наркомат танковой промышленности обязал Уральский завод тяжелого машиностроения (УЗТМ) (г. Свердловск) с 15 января по 25 февраля 1944 года спроектировать и изготовить среднюю САУ базе агрегатов танка Т-34 и вооружить ее 100-мм пушкой С-34 конструкции ЦАКБ, а также произвести заводские испытания и передать машину на госиспытания. В соответствии с этим заданием для замены СУ-85 КБ завода «Уралмаш» под общим руководством Л.И. Горлицкого приступило к созданию на базе узлов и агрегатов танка Т-34-85 и САУ СУ-85 самоходной установки «Объект 138» (СУ-100). Ведущим инженером машины был Г.С. Ефимов.

Начав работать с чертежами пушки С-34 конструкторы КБ «Уралмаша» пришли к выводу, что это орудие не подходит для самоходной установки, поскольку имеет большие размеры по ширине (не позволяя разместить люк механика-водителя). Его установка также повлекла бы за собой изменения в корпусе САУ, что в свою очередь вызвало бы переделку стендов для сварки и сборки. В условиях продолжающейся войны это было не возможно. Кроме того, для размещения орудия С-34 потребовалось бы перейти на торсионную подвеску, сместить рабочее место механика-водителя и все агрегаты управления машиной на 100 мм влево, расширить верхнюю часть корпуса до габаритов гусениц (а это влекло увеличение массы САУ на 3,5 тонны по сравнению с СУ-85). В ЦАКБ отказались менять танковую пушку С-34, требуя использовать ее без изменений, при этом настаивали на приспособлении САУ к пушке. Поэтому руководству  «Уралмаша» пришлось обратиться на завод № 9, где в КБ под руководством Ф.Ф. Петрова к концу февраля 1944 года была сконструирована новая 100-мм пушка Д-10С на основе морского зенитного орудия. Орудие Д-10С было легче С-34 и могло быть смонтировано в серийном корпусе САУ СУ-85 без существенных изменений и излишнего увеличения массы машины. Все основные агрегаты танка Т-34 - двигатель, трансмиссия, ходовая часть - оставались без изменений. Почти удвоенная толщина лобового листа (75 мм СУ-100 против 45 мм у Т-34 и СУ-85) и мощное орудие существенно перегрузили подвеску передних катков. Проблему попытались решить, увеличив диаметр проволоки пружин с 30 до 34 мм, однако целиком решить эту проблему так и не удалось, сказывалось конструктивное наследие отсталой подвески танка Кристи. Рубка, заимствованная у СУ-85, подверглась немногочисленным, но весьма важным изменениям: наряду с увеличенной толщины лобовой брони, была введена командирская башенка и смотровые приборы типа MK-IV, а также установлены два вентилятора для интенсивной очистки боевого отделения от пороховых газов. В целом же 72% деталей были заимствованы от танка Т-34, 4% - от САУ СУ-122, 7,5% - от САУ СУ-85 и лишь 16,5% - проектировались заново.

Первый опытный образец самоходной  установки был изготовлен УЗТМ совместно с заводом № 50 НКТП в феврале 1944 года. В марте он успешно прошел заводские и полигонные испытания на Гороховецком артиллерийском научно-исследовательском полигоне. По результатам этих испытаний в мае - июне был изготовлен второй опытный образец, который и стал головным образцом серийного производства. Выбор пушки для вооружения самоходной установки оказался весьма удачным: в ней прекрасно сочетались скорострельность, высокая начальная скорость снаряда, дальнобойность и меткость. СУ-100 обладала исключительно высокой огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня. Приемная комиссия  в своем заключении указала, что СУ-100 после внесения некоторых изменений может быть принята на вооружение Красной армии, отметив при этом,  что: «тактико-технические показатели СУ-100 обеспечивают успешное поражение современных бронетанковых средств противника на дистанциях 1500 метров для танков «Тигр» и «Пантера» вне зависимости от точки попадания снаряда, а для артсамохода «Фердинанд» - только бортовой брони, но с дистанции 2000 метров».

На заводе № 9 осуществили доводку СУ-100: уменьшили ширину люльки орудия на 160 мм; изготовили новые вставные цапфы; новую рамку; поворотный механизм походного крепления; изъяли прилив под спаренный пулемет и установили новый прицел. После проведения новых госиспытаний Постановлением ГКО №6131 от 3 июля 1944 года СУ-100 была принята на вооружение Красной армии. Серийное производство осуществлялось на УЗТМ с сентября 1944 по март 1946 года. Первые выпущенные машины были идентичны второму прототипу, и в дальнейшем в ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились в основном технологические изменения. За время Великой Отечественной войны с сентября 1944 до 1 июня 1945 года «Уралмаш» поставил Красной армии 1560 самоходных установок СУ-100, которые широко использовались в боях на заключительном этапе войны. К производству САУ СУ-100 уже после окончания войны подключился завод № 174 (г. Омск), который в 1947 году изготовил 198 СУ-100, и еще 6 - в начале 1948 года. Всего было выпущено 3037 самоходных установок СУ-100.

 Первые самоходные артиллерийские установки СУ-100 прошли фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили удовлетворительную оценку в войсках  за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Однако с учетом того, что освоение производство бронебойного снаряда  для пушки Д-10С затянулось до октября, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооруженные ими самоходно-артиллерийские полки. Каждый полк имел 21 машину. В конце года были сформированы и три средние самоходно-артиллерийские бригады РВГК: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я (по 65 САУ СУ-100 в каждой бригаде). Полки и бригады СУ-100 принимали участие в боевых действиях заключительного периода Великой Отечественной войны.  Самоходные орудия СУ-100 сыграли важную роль в сражениях на территории стран Восточной Европы, Германии и Австрии. Впервые СУ-100 использовались 8 января 1945 года во время Балатонской операции.

В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки. При этом самоходно-артиллерийские части шли в атаку либо с хода, либо с подготовкой в сжатые сроки. В больших количествах они применялись при отражении немецкого контрнаступления в марте 1945 года. При этом были задействованы 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, а также несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков СУ-100. САУ СУ-100 в ходе Балатонской  оборонительной операции сыграли значительную роль в отражении германских танковых атак и показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжелой бронетехникой, включая тяжелые танки «Тигр-II». Как правило, СУ-100 открывали огонь с дистанции 1000 -1300 метров, причем их снаряды часто накрывали цель с первого раза. Для средних танков Pz. Kpfw. IV это заканчивалось частичным разрушением корпуса, а в броне «Пантер» и «Тигров» возникали большие проломы. По итогам операции СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку советского командования. На остальных участках советско-германского фронта применение САУ этого типа также было успешным. Так, в Словакии, в течение 10-го марта, при отражении контратак противника, существенный урон ему нанесли экипажи 1951-го и 1953-го  самоходно-артиллерийских полков: СУ-100 под командованием командира батареи старшего лейтенанта А. Кочерги, а также боевые машины младших лейтенантов Ворожбицкого и Самарина, подбили и сожгли по три немецких танка и САУ. На другом участке фронта батарея 1952-го полка под командованием капитана Васильева подбила три танка «Королевский Тигр» («Тигр-II») не понеся при этом собственных потерь.

СУ-100 имела для своего времени классическую компоновку, заимствованную у самоходной установки СУ-85. Она относилась к типу закрытых самоходных установок. Экипаж СУ-100 состоял из 4 человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего. В отделении управления в носовой части корпуса слева находился механик-водитель. В боевом отделении слева от пушки размещался наводчик, справа - командир машины. Сиденье заряжающего располагалось сзади сиденья наводчика. В отличие от СУ-85, были значительно улучшены условия работы командира машины, рабочее место которого было оборудовано в спонсоне правого борта боевого отделения. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, располагалось в передней части корпуса, в боевой рубке. В нем размещались органы управления, вооружение с прицельными приспособлениями, боекомплект, радиостанция с танковым переговорным устройством, передние топливные баки и часть ЗИПа.

Броневая защита – дифференцированная противоснарядная с использованием рациональных углов наклона брони. Броневой корпус СУ-100 представлял собой жесткую броневую коробку, сваренную из катаных бронелистов  толщиной 20-мм, 45-мм и 75-мм, и состоял из: передней и задней частей, бортов, днища,  и крыши моторно-трансмиссионного отделения. Носовая часть корпуса имела клиновидную форму и была образована двумя наклонными броневыми листами. В верхнем лобовом броневом листе толщиной 75-мм с углом наклона 50° имелся вырез для установки пушки, а также люк механика-водителя. Он соединялся сваркой с нижним лобовым 45-мм листом, установленным под углом 55°. Первоначально лобовые бронелисты соединялись между собой литой балкой, как на базовом танке Т-34-85. Борта корпуса выполнялись из 45-мм бронелистов. В нижней части они были вертикальными, верхняя же их часть в районе моторно-трансмиссионного отделения, располагалась под наклоном в 40°, тогда как в районе боевого отделения бронелисты, образовывавшие борта рубки, имели наклон лишь в 20°. В вырезе в правой бортовой плите рубки монтировалась командирская башенка цилиндрической формы, также изготовленная из 45-мм бронеплиты. Корма корпуса была образована верхней и нижней 45-мм плитами, располагавшимися под наклоном, соответственно, в 48° и 45°, тогда как 45-мм же корма рубки была вертикальной. Днище и крыша корпуса и рубки, как и надгусеничные полки, изготавливались из 20-мм бронелистов. Маска орудия состояла из литых подвижной и неподвижной частей сложной формы и имела в лобовой части толщину до 110 мм.  В лобовом, правом и кормовом листах броневой рубки имелись отверстия для стрельбы из личного оружий, закрывавшиеся броневыми пробками.

В ходе серийного производства была ликвидирована балка, соединявшая лобовые бронелисты; соединение передних подкрылков с лобовым листом переведено на соединение «в четверть», а передних подкрылков с кормовым листом броневой рубки - с «шипового» на  соединение - «встык». Соединение командирской башенки с крышей рубки было усилено с помощью специального бурта. Кроме того, ряд ответственных сварных швов был переведен на сварку аустенитными электродами. На крыше рубки над местом командира устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью смотровыми щелями с бронестеклами для кругового обзора. Двухстворчатая крышка люка командирской башенки с вмонтированным смотровым прибором МК-4 вращалась на шариковом погоне. Кроме того, в крыше боевого отделения  имелся люк для установки панорамы, закрывавшийся двухстворчатыми крышками. В левой крышке люка монтировался смотровой прибор МК-4. В кормовом листе рубки имелась смотровая щель. В переднем лобовом листе слева находился прямоугольный люк механика-водителя, в крышке люка которого устанавливались два призматических смотровых прибора.

Посадка экипажа в машину производилась через люк в задней части крыши рубки (на машинах первых выпусков - двухстворчатый, расположенный в крыше и кормовом листе броневой рубки), люки командира и механика-водителя. Для вентиляции боевого отделения в крыше рубки были установлены два вытяжных вентилятора, закрытые броневыми колпаками. В правой передней части боевого отделения в лобовом листе корпуса в литой рамке на двойных цапфах устанавливалась 100-мм пушка Д-10С образца 1944 года. Длина ствола пушки составляла 56 калибров. Пушка Д-10С имела горизонтальный клиновой затвор с полуавтоматикой механического типа  с электромагнитным и механическим (ручным) спуском. Кнопка электроспуска располагалась на рукоятке подъемного механизма. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия (соответственно) - слева и справа.  Вертикальные углы наводки составляли от   -3° до +20°, горизонтальной - в секторе 16°. Наведение на цель осуществлялась с помощью ручного подъемного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. При стрельбе прямой наводкой использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19, при стрельбе с закрытых позиций - орудийная панорама Герца и боковой уровень. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4600 м, наибольшая - 15400 м. Боекомплект САУ состоял из 33 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими снарядами и осколочно-фугасными гранатами. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 15,88 кг составляла 900 м/с. Бронебойный снаряд с расстояния в 2000 м пробивал броню толщиной 139 мм, а на дальности до 1000 м пробивал немецкие танки практически насквозь. Для постановки дымовой завесы на поле боя на корме машины монтировались две дымовых шашки МДШ.  КВ - радиостанция  9-РМ или 9-РС обеспечивала надежную внешнюю связь на дальности до 25 км, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-3бис-Ф. Конструкция и компоновка силовой установки, трансмиссии и ходовой части, в основном, были аналогичными танку Т-34-85. Силовое отделение располагалось непосредственно за боевым отделением и отделялось от него специальной перегородкой. Оно закрывалось тремя бронелистами, в среднем из них имелся прямоугольный моторный люк, а в боковых - окна продольных жалюзи и лючки для доступа к маслобакам и шахтам подвески четвертого и пятого опорных катков. В середине силового отделения на подмоторной раме монтировался 12-цилиндровый V-образный  дизельный двигатель В-2-34 мощностью 500 л.с.  По обе стороны двигателя под наклоном располагались два радиатора системы охлаждения, на левом радиаторе был смонтирован масляный радиатор. В трансмиссионном отделении, находившемся в кормовой части корпуса, размещались: многодисковый главный фрикцион сухого трения; пятискоростная коробка передач; два бортовых фрикциона и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления - механические. Кроме того, там же устанавливались два топливных бака и два воздухоочистителя типа «Мультициклон». Емкость внутренних топливных баков составляла 400 л, что обеспечивало машине запас хода в 310 км.

Ходовая часть САУ состояла  (применительно к одному борту) из: 5 двускатных опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами, имевших подвеску Кристи, ведущего колеса гребневого зацепления заднего расположения и ленивца с механизмом натяжения гусеницы. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Однако, в связи, с  передним расположением рубки усиленные передние катки были установлены на трех шарикоподшипниках. Одновременно были усилены и передние узлы подвески. В ходе серийного производства в СУ-100 было введено приспособление для натягивания гусеницы направляющим колесом, а также приспособление для самовытаскивания машины при застревании. Большая величина вылета ствола (3,53 м) усложняла для самоходной установки СУ-100 преодоление противотанковых препятствий и маневрирование в ограниченных проходах.

После окончания Великой Отечественной войны самоходные артиллерийские  установки СУ-100  продолжали состоять на вооружении Советской армии вплоть до начала 1980-х годов. С конца 1950-х и по вторую половину 1960-х  самоходные установки СУ-100 проходили постепенную модернизацию параллельно с базовым танком Т-34-85.

В ходе модернизации САУ получили: более современные приборы наблюдения, в том числе  - командирский прибор наблюдения ТПКУ-2Б и прибор ночного видения механика-водителя БВН; радиостанцию 10РТ-26Э и  внутреннее переговорное устройство ТПУ-47; более надежный двигатель В-2-34М  (В-2-34М-11) и воздухоочистители ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли; штампованные опорные катки от танка Т-44М, а также ряд других менее значительных изменений.

СУ-100 стала самой удачной и наиболее мощной советской противотанковой самоходной артиллерийской  установкой САУ периода Великой Отечественной войны, которая обладала исключительной огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника на всех дистанциях прицельного огня.

В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется две самоходных артиллерийских установки СУ-100, изготовленных заводом  УЗТМ в 1945  - 1946 годах.