Средний танк T-34 (CCCР)
Год выпуска – 1940 - 1944
Всего выпущено - 35312 ед.
Масса в боевом положении, т – 28,5 (выпуск 1942 года) / 30,9 (выпуск 1943 года)
Мощность двигателя, л.с. – 500
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 54
Запас хода по шоссе, км - 300
Экипаж, чел. - 4
Вооружение: 76-мм пушка; 2х7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект, выстр./патр. - 77/2898 (выпуск 1941 года) / 100/3150 (выпуск 1942 - 1943 годов)
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 45 – 50/ 45
Советский танк Т-34 - лучший средний танк Второй мировой войны и самый массовый танк в Красной армии. Средний танк Т-34 был разработан в КБ Харьковского паровозостроительного завода № 183 в 1939 году под руководством М.И. Кошкина и А.А. Морозова. Основу танкового парка РККА в конце 1930-х годов составляли легкие танки БТ-5/БТ-7 и Т-26 с противопульной броневой защитой, поэтому одним из направлений развития советского танкостроения стало существенное повышение бронезащиты танков от огня наиболее распространенных противотанковых средств. Практически все перспективные разрабатываемые танки должны были выдерживать огонь 37-мм противотанковой пушки, которая оказалась главным врагом советских танков в Испании. Этого можно было добиться как увеличением толщины брони (как минимум до 40 - 45 мм гомогенной или 30 - 40 мм цементированной брони), так и расположением бронелистов корпуса под значительными углами наклона. Кроме того, опыт войны в Испании показал желательность увеличения калибра танковых орудий до 76 мм, что позволяло значительно усилить осколочно-фугасное действие снаряда для борьбы с противотанковой артиллерией и полевыми укреплениями противника.
Уже в октябре 1937 года завод №183 получил от АБТУ РККА тактико-техническое задание на разработку нового маневренного колесно-гусеничного танка. Для выполнения этого задания М.И.Кошкин организовал новое подразделение - КБ-24, которое менее чем за год спроектировало колесно-гусеничный танк под индексом «А-20». От танка БТ-7М танк А-20 отличался новой формой корпуса, в нем впервые в танкостроении было применено расположение броневых листов под рациональными углам наклона. Танк А-20 отличался также новым приводом к ведущим колесам, три из четырех катков (на борт) были ведущими.
Небольшой отрыв по ТТХ танка А-20 по сравнению с БТ-7М явился причиной создания в КБ-24 «инициативного» танка, получившего обозначение «А-32 (Т-32)». Его существенным отличием стала замена колесно-гусеничного движителя более простым - гусеничным, что позволило не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счет сэкономленного веса усилить бронезащиту. На танке Т-32 была установлена более мощная пушка калибра 76 мм. К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и Т-32 были изготовлены и представлены Государственной Комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надежности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее», но ни одному из них не было отдано предпочтение. Проведенные вторичные испытания опытных танков А-20 и Т-32 осенью 1939 года, а главное проходившие в это время боевые действия в Финляндии со всей очевидностью подтвердили, что тактическую подвижность в условиях пересеченной местности, особенно в осенне-зимний период, могут обеспечить только гусеничные машины. Одновременно была определена необходимость дальнейшего повышения боевых параметров танка Т-32 и особенно - усиления его защиты.
В предельно короткие сроки КБ-24 провело доработку танка Т-32 путем дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений. В результате этой работы был создан образец танка, получивший наименование «Т-34», который стал основным танком Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Конструкция этой машины знаменовала качественный скачок в отечественном и мировом танкостроении. В нем впервые органично сочетались: противоснарядное бронирование, мощное вооружение и надежная ходовая часть. Противоснарядное бронирование обеспечивалось не только применением катаных броневых листов большой толщины, но и их рациональным наклоном. При этом соединение листов осуществлялось методом ручной сварки, которая в ходе производства была заменена автоматической сваркой. Танк Т-34, Постановлением СНК СССР от 19 декабря 1939 года, был принят на вооружение Красной армии еще до изготовления опытных образцов. Первые опытные танки были изготовлены в январе 1940 года и при испытаниях полностью подтвердили высокие технические и боевые качества.
Серийное производство танков Т-34 началось в июне 1940 года, и к концу года было выпущено 115 машин. Для быстрого перевооружения РККА в июне 1940 года Совнарком принял решение о разворачивании производства танков Т-34 (наряду с заводом № 183) на Сталинградском тракторном и Сормовском судостроительном заводах.
Первоначально танк Т-34 вооружался 76-мм пушкой Л-11 с длиной ствола в 30,5 калибра, а, начиная с февраля 1941 года, он получил более мощную 76-мм пушку Ф-34 с длиной ствола в 41 калибр. При этом изменения затронули лишь броневую маску качающейся части пушки. К концу лета 1941 года танки Т-34 выпускались только с пушкой Ф-34, которая производилась на заводе № 92 в Горьком. Таким образом, по вооружению он соответствовал тяжелому танку КВ-1. Высокая подвижность нового танка обеспечивалась мощным дизельным двигателем и широкими гусеницами. Высокая технологичность конструкции позволила наладить его серийное производство с использованием недостаточно квалифицированной рабочей силы на семи различных по оснащению машиностроительных заводах. После начала Великой Отечественной войны к производству танков Т-34 подключался завод «Красное Сормово» (завод № 112 Наркомсудпрома). В годы Великой Отечественной войны танки Т-34 выпускались несколькими предприятиями, в том числе: заводом № 183 - с 1940 по осень 1941 года (в г. Харьков), впоследствии завод был эвакуирован в г. Нижний Тагил (где производство Т-34 осуществлялось с конца 1941 по 1944 год включительно); заводом № 112 «Красное Сормово» (в г. Горький) в 1941 – 1944 годах; Сталинградским тракторным заводом (в г. Сталинграде) в 1941 - 1942 годах; Челябинским тракторным заводом (в г. Челябинске) в 1942 – 1944 годах; Уральским заводом тяжелого машиностроения (УЗТМ) (в г. Свердловске) в 1942 – 1943 годах и заводом № 174 (в г. Омске). Каждый завод-изготовитель вносил в конструкцию танка Т-34 некоторые изменения и дополнения с учетом собственных технологических возможностей, поэтому танки, выпущенные разными заводами, имели свой характерный внешний облик.
В ходе Великой Отечественной войны наряду с увеличением количества выпускаемых танков, решалась задача по усовершенствованию их конструкции и упрощению технологии изготовления. В 1942 – 1943 годах несколько изменилась конструкция танка, однако основное: корпус, двигатель, трансмиссия (за исключением коробки передач), подвеска сохранились практически без изменений. Остальные детали менялись неоднократно. Так, сложные для производства первоначальные образцы сварной и литой башни Т-34 были заменены более простой литой шестигранной башней. Всего изготавливалось 7 различных типов башен: сваренных из катанных листов, литых или даже штампованных, толщиной 45 мм, созданных на ЧКЗ. Башни отличались не только формой и количеством люков на крыше, количество и местом расположения «грибов» вентиляторов, наличием или отсутствием пистолетных амбразур, смотровыми приборами в бортах, но, главное, своей формой. Увеличение срока службы двигателя было достигнуто созданием высокоэффективных воздухоочистителей, усовершенствованием системы смазки и введением всережимного регулятора. Замена главного фрикциона более совершенным и введение пятиступенчатой коробки передач вместо четырехступенчатой, способствовало повышению средней скорости движения. Также выпускались четыре типа опорных катков: с резиновыми бандажами, с внутренней амортизацией, со сплошными ободом, с развитым оребрением и три типа траков. Более прочные гусеницы и литые опорные катки повысили надежность ходовой части. Отличались также формой, количеством и местом расположения дополнительные баки для горючего. Имелись и другие отличия: антенны, поручни, кожухи выхлопных труб, люки механика-водителя и т.д., и часто на фронте какая-нибудь одна машина, особенно после ремонта, имела несколько разных катков, благо типоразмеры их были почти одинаковые (наружный диаметр 634 или 650 мм). Все эти изменения были направлены на повышение надежности танка в целом при одновременном снижении трудоемкости изготовления. Лишь к лету 1943 года немцам удалось изменить соотношение характеристик танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони танков «Тигров» и «Пантер» ограничила эффективность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие танковые орудия могли поражать советские танки с дистанций 900 и 1500 (соответственно). Наша победа под Курском далась очень дорого - во время контрнаступления Красная армия потеряла около 6000 танков и САУ. Сказались и другие недостатки Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка; ненадежная коробка передач; а также тесная башня без вращающегося полика, в которой размещалось лишь два члена экипажа. Командиру танка приходилось совмещать свои обязанности с обязанностями наводчика. Хотя в процессе серийного выпуска Т-34 постоянно совершенствовался, в середине войны назрела необходимость его коренной модернизации. Т-34 стал самым массовым советским танком.
В 1940 году было изготовлено 112 машин (из них - 2 прототипа), в 1941 году - 2996, в 1942 году - 12527, в 1943 году - 15821, в 1944 году - 14648, в 1945 году - 12551, в 1946 году - 2707. Всего же в 1940 - 1946 годах было выпущено 61362 танков Т-34 всех модификаций, из них Т-34-76 - 35312 танков (включая 1170 огнеметных ОТ-34). На базе танка Т-34 были изготовлены 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков-мостоукладчиков ТМ-34 с мостом длиной 7,7 м. Кроме того, часть Т-34 были переоборудованы в командирские и огнеметные (ОТ-34) танки.
Первоначально танки Т-34 поступили на вооружение танковых дивизий механизированных корпусов. На 22 июня 1941 года Красная армия имела на вооружении 1066 средних танков Т-34, из которых - 967 находились в приграничных округах, Однако в боях в первые месяцы войны советские мехкорпуса понесли тяжелые потери, и практически все Т-34 были потеряны в первые две недели боев из-за неудачной дислокации, плохо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее, первые танковые бои показали значительное преимущество советских машин над немецкими танками. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной опасности для Т-34, в то время как 76-мм бронебойный снаряд Т-34 пробивал броню любого вражеского танка на дальности до 1000 м. В одном из немецких донесений того периода приводились данные, что расчет 37-мм противотанковой пушки Раk.37 добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни вывел машину из строя. Советская оборонная промышленность в то время уже не могла быстро восполнить потери в танках. Это потребовало изменить и упростить структуру танковых соединений, и уже 15 июля ставка ВГК отдала распоряжение об упразднении мехкорпусов, а в конце августа Наркомат Обороны утвердил штат новой танковой бригады, танковый полк которой насчитывал 93 танка. Но уже в сентябре бригады были переведены на батальонную основу. Ее два танковых батальона насчитывали всего 46 танков. Из них Т-34 - 16, KB - 10, остальные Т-60. Формировались также отдельные танковые батальоны по 29 танков в составе трех танковых рот, из которых только одна рота имела 7 Т-34, а остальными танками этого батальона были легкие Т-60. Но уже зимой 1941/1942 годов отечественная промышленность смогла наладить производство этих столь нужных фронту танков, поэтому в марте 1942 года началось формирование четырех танковых корпусов.
Корпус состоял первоначально из двух, потом из трех танковых и одной мотострелковой бригад и должен был иметь 110 танков, в том числе 40 Т-34. Уже в мае того же года начали создаваться танковые армии непостоянного состава, но обязательно имевшие по два танковых корпуса. Всего было сформировано четыре таких армии, причем 5-я танковая армия была сформирована дважды. В сентябре 1942 года началось формирование механизированных корпусов постоянного состава. По мере накопления боевого опыта и поступления достаточного количества техники, танковые армии получили более однородную организацию. Как правило, они состояли из двух танковых и одного механизированного корпуса. Танковые корпуса состояли из трех танковых и одной мотострелковой бригады и в 1944 году насчитывали 207 средних танков Т-34 и 63 СУ-85 (СУ-122). В состав танковых армий вводились также самоходные артиллерийские бригады. Теперь все танковые бригады получили однородный состав, и состояли только из средних танков Т-34.
В 1943 году было сформировано 6 танковых армий, которые насчитывали 900 танков и САУ. Средний танк Т-34, или, как его называли в войсках, «тридцатьчетверка», участвовал в боевых действиях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны. Участвовали они и в разгроме вооруженных сил милитаристской Японии. Т-34 шли в бой и в тундре Заполярья, и в лесах Карелии и Белоруссии, по степям Украины и в предгорьях Кавказа, то есть на всем протяжении советско-германского фронта. Огневая мощь, броневая защита, маневренность в сочетании с простотой конструкции обеспечили танку Т-34 репутацию лучшего среднего танка Второй мировой войны. Так, в ожесточенных боях под Москвой осенью 1941 года экипажи танков Т-34 проявили образцы мужества и героизма. На участке Мценск - Тула отличилась 4-я танковая бригада, под командованием полковника М.Е. Катукова. Действуя из засад, нанося короткие, но мощные огневые удары, советские танкисты за несколько дней боев подбили 133 танка, 49 орудий и много другой техники противника, сорвав наступление частей 2-й танковой армии генерала Гудериана на Тулу.
11 ноября танковой бригаде Катукова одной из первых было присвоено почетное звание «гвардейской». В составе других танковых частей в ходе атаки 5 декабря вновь отличилась теперь уже 1-я гвардейская танковая бригада. Находившиеся в засаде экипажи двух танков заметили, что 5 вражеских танков с десантом на борту пытаются зайти во фланг нашего подразделения. И хотя силы были неравные, танкисты приняли решение атаковать. Из пушек подбили два танка, остальные повернули назад, а спрыгнувших автоматчиков уничтожили пулеметным огнем и гусеницами. Часть уцелевших автоматчиков забрались на броню наших танков, надеясь спастись. Тогда командиры развели свои машины в разные стороны и встречным огнем из курсовых пулеметов уничтожили их. Действуя из засад, контратаками, огнем и гусеницами, наши танкисты добивались победы. В то время в боях под Тулой в 1-й гвардейской танковой бригаде насчитывалось всего 22 танка Т-34. За шесть месяцев боев по апрель 1942 года (включительно) на боевом счету 1-й гвардейской танковой бригады числилось уничтоженных 302 танка, 165 орудий и более 10 тысяч солдат и офицеров противника. Было захвачено 176 танков, 145 пулеметов и много другой военной техники. По сочетанию трех важнейших характеристик - огневой мощи, защищенности и подвижности - в 1941 году он не имел себе равных. «Т-34 - наиболее замечательный образец наступательного оружия», - писал впоследствии гитлеровский генерал фон Меллентин.
Танк Т-34 имел классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырех человек - механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и заряжающего с командиром, исполнявшего также функции наводчика, размещенных в двухместной башне. Основными частями танка Т-34 являлись: бронекорпус и башня, вооружение, силовая установка, силовая передача (трансмиссия), ходовая часть, электрооборудование и средства связи. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Корпус танка был сварен из катанных броневых листов. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых листов толщиной 45 мм: верхнего, расположенного под углом в 60° к вертикали и нижнего, расположенного под углом в 53°. Между собой верхний и нижний лобовые бронелисты соединялись при помощи балки. В верхнем лобовом листе корпуса слева имелся люк механика-водителя, в броневой крышке которого были установлены два неподвижных перископа, справа - шаровая установка курсового 7,62-мм танкового пулемета ДТ. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых листов, расположенных под углом в 41°. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Кормовая часть корпуса собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых листов: верхнего, расположенного под углом в 47°, (крепившегося болтами к угольникам бортовых и нижнего кормового листов брони и при снятых болтах откидывавшегося назад на двух петлях, обеспечивая тем самым доступ к силовой установке) и нижнего, расположенного под углом в 45°. Съемная крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Внутри корпус танка делился на 4 отделения. Спереди - отделение управления, за ним - боевое отделение с башней. Съемная стальная перегородка отделяла боевое отделение от отделения силовой установки, посередине которого был установлен двигатель. По сторонам двигателя размещались водяные радиаторы, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи. В корме за перегородкой находилось отделение силовой передачи, в котором размещались: главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые редукторы, а - кроме того, электростартер, два топливных бака и два воздухоочистителя. Башня Т-34 - шестигранной формы с кормовой нишей.
В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк Т-34 могли устанавливаться башни различной конструкции. Слева от пушки располагался командир, справа - заряжающий. На танках Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из 45-мм катаных броневых плит и листов. Стенки башни были расположены под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую плиту с вырезами для спаренной установки орудия и пулемета. Вскоре после начала серийного выпуска Т-34 в производстве была также освоена литая башня с толщиной стенок до 52 мм. Производство литых башен к Т-34 продолжалось параллельно со сварными, вплоть до окончания его выпуска. Еще одну, штампованную башню, выпускал УЗТМ с 1942 года. Ее верхняя часть изготавливалась целиком, за исключением маски орудия, штамповкой из 45-мм листа. В 1942 -1943 годах заводы перешли на производство башен улучшенной формы, отличавшейся большей шириной, меньшим наклоном бортов и кормы и близкой к правильному шестиугольнику формой в плане. Из-за характерной формы, эта башня получила название «шестигранная» или «башня-гайка» - она отличалась несколько большим внутренним объемом, но все равно оставалась тесной и по-прежнему двухместной. На крыше башни выпуска 1940 -1942 годов в задней части имелся общий люк для входа и выхода членов экипажа. Перед люком, слева - перископический прицел ПТ-6 и справа, под броневой крышкой - люк вентиляции. В 1942 году на башне были установлены два круглых люка для посадки - высадки экипажа, а часть танков выпуска 1943 года получила башни со смонтированной на крыше командирской башенкой цилиндрической формы с пятью смотровыми щелями с защитным стеклоблоком, обеспечивавшими круговой обзор. Кроме этого, в поворотной крыше башенки устанавливался дополнительный перископический смотровой прибор.
Основным вооружением танка Т-34 ранних выпусков (1940 - начала 1941 года) являлась 76-мм танковая пушка Л-11 образца 1938/1939 годов, с марта 1941 года замененная 76-мм пушкой Ф-34 образца 1940 года. Орудие устанавливалось на цапфах в лобовой части башни, в установке, спаренной с пулеметом ДТ. Вертикальное наведение орудия осуществлялась от -5° до +26° с помощью винтового механизма, горизонтальная наводка - только поворотом башни. Для наведения на цель использовались прицелы: телескопический ТОД-7 и перископический панорамный ПТ-7, впоследствии замененные телескопическим ТМФД-7 и перископическим панорамным ПТ-4-7 (соответственно). Для орудия использовались выстрелы унитарного заряжания к 76-мм дивизионной пушке образца 1902/30 годов и 76-мм дивизионной пушке Ф-22 УСВ образца 1939 года. Боекомплект на танках Т-34 выпуска 1940 - 1942 годов состоял из 77 выстрелов с осколочно-фугасными, бронебойными, шрапнельными, картечными и подкалиберными бронебойными снарядами, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в боеукладках на его стенках. На танках Т-34 выпуска 1942 -1944 года с «улучшенной башней», боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. Начальная скорость 76-мм бронебойного снаряда составляла - 662 м/с. Под углом 60° снаряд пробивал на дальности 1000 м броневой лист толщиной до 73 мм. Подкалиберный бронебойный снаряд, имевший начальную скорость - 950 м/с, пробивал на дистанции 600 м под углом 60° броневой лист толщиной 92 мм. В бортах башни на танках 1940 - 1941 годов выпуска монтировались перископические смотровые приборы для командира и заряжающего. На значительной части танков, выпускавшихся с 1942 года, бортовые перископические приборы были заменены простыми смотровыми щелями, закрывавшимися с внутренней стороны стеклоблоком «триплекс». На танках ранних выпусков у командира для наблюдения за местностью имелся вращающийся перископический смотровой прибор кругового обзора, смонтированный в крышке люка башни, а также поворотная командирская панорама ПТ-К, устанавливавшаяся слева в лобовой части крыши башни. На танках, выпускавшихся с осени 1941 года, смотровой прибор в крышке люка был изъят, а командирская панорама на значительной части танков поздних выпусков заменялась перископическим прицелом ПТ-4-7, который мог также использоваться для наблюдения за местностью. На значительной части танков выпуска военного времени перископический смотровой прибор получал и заряжающий. Первоначально на танках Т-34 монтировалась коротковолновая телефонная радиостанция 71-ТК-3, вскоре замененная более новыми - 9-Р или 9-РМ. Радиостанция 9-Р обеспечивала дальность связи в 15 - 25 км с места и 9 - 18 км во время движения - в телефонном режиме. Для внутренней связи между членами экипажа служило телефонное танковое переговорное устройство, на танках ранних выпусков - ТПУ-2 (ТПУ-3), позднее замененное на ТПУ-3бис-Ф.
На всех модификациях танка Т-34 устанавливался дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения В-2-34 мощностью - 500 л. с. Однако из-за нехватки дизельных двигателей В-2, на 1201 танке Т-34, выпущенных в 1941 - 1942 годах были смонтированы авиационные карбюраторные двигатели М-17Т или М-17Ф мощностью 500 л.с. Внутренние топливные баки емкостью 460 л (впоследствии – 540 л) располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески. Кроме того, танки Т-34 комплектовались наружными топливными баками.
В состав трансмиссии танков Т-34 выпуска 1940 – 1941 годов входили: многодисковый главный фрикцион сухого трения; механическая четырехступенчатая коробка передач (4 – вперед, + 1 - назад); механизм поворота, состоявший из бортовых многодисковых фрикционов сухого трения и бортовых ленточных тормозов, а также одноступенчатых бортовых передач. С конца 1942 года на Т-34 устанавливалась новая пятиступенчатая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен, была также усовершенствована конструкция главного фрикциона. Подвеска танка Т-34 - независимая с цилиндрическими винтовыми пружинами, причем подвеска переднего катка, в виде двойной пружины, располагалась вертикально внутри носовой части корпуса. Подвески остальных катков были расположены наклонно внутри корпуса танка в специальных шахтах. Опорные катки монтировались на подшипниках на осях, запрессованных в балансиры. Ходовая часть (применительно к одному борту) состояла из: пяти больших сдвоенных опорных катков, направляющего колеса и ведущего колеса заднего расположения. Конструкция опорных катков существенно различалась в зависимости от завода-производителя и года выпуска: использовались штампованные или литые катки, обрезиненные или с внутренней амортизацией, а катки, выпущенные СТЗ летом 1942 года, вообще не имели амортизации. Гусеничная цепь - мелкозвенчатая, гребневого зацепления, состояла из чередовавшихся гребневых и «плоских» траков. С наружной стороны каждый трак по оси имел шпоры-грунтозацепы. На машинах ранних выпусков гусеница имела ширину в 550 мм и состояла из 74 траков, на машинах более поздних выпусков гусеница шириной 500 мм имела 72 трака.
В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируются три средних танка Т-34. Один из них, изготовленный заводом № 112 «Красное Сормово» в 1942 году, с надписью на башне «От рабочих Казахстана», в ходе боя 5 декабря 1942 года у деревни Жарки Новосокольнического района Псковской области под командованием лейтенанта Н.С. Тухватчина огнем и гусеницами уничтожил более 100 немецких солдат. При преследовании отходящего врага под танк были брошены 2 гранаты, причем сам гранатометчик попал под гусеницы машины. От взрыва гранат гусеница разорвалась, и танк по инерции занесло в озеро Жарки. Экипаж покинул затонувшую машину, забрав с собой пулемет. Командир танка Н.С. Тухватчин воевал до Победы и умер в 1998 году в г. Симферополь.
В октябре 1998 года, силами администрации Новосокольнического района, коллектива управления «Верхневолжские нефтепроводы» и сотрудников поисковых отрядов, танк был поднят с девятиметровой глубины озера Жарки.
29 апреля 1999 года в торжественной обстановке, в присутствии почетных граждан г. Новосокольники, руководства Псковской области, ветеранов Великой Отечественной войны, представителей Министерства обороны Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации и общественности танк Т-34 был передан в дар музею главой администрации г. Новосокольники Н.В. Никитенко. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 1999 - 2000 годах в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).
Второй танк Т-34, изготовленный заводом № 183 в г. Нижний Тагил во второй половине 1942 года, установлен в экспозиции инженерных сооружений. Он принимал участие в боях в Великолукском районе Псковской области. 13 декабря 1942 года танки Т-34 из состава 1-го батальона 33-й танковой бригады поддерживали в бою недалеко от дер. Островиты части и подразделения 44-й стрелковой дивизии. В разгар боя танк Т-34 провалился под лед, однако экипажу удалось спастись. На борту танка, извлеченного из болота Псковской областной военно-патриотической поисковой организацией «След Пантеры» сохранились надписи «Доватор» и «За знамя ГКО». Танк Т-34 был передан музею военным комиссаром г. Великие Луки и Великолукского района Псковской области Некрасовым В.В. в 2001 году. Реставрационные работы произведены в 2002 году в 38-м НИИИ МО РФ (Кубинка).
Третий танк Т-34 установлен на пьедестале у входа в административный корпус музея. Его башня, изготовленная Сталинградским тракторным заводом зимой 1941/1942 годов, была обнаружена на месте боевых действий на Карельском перешейке и передана в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом в ноябре 1998 года, а шасси танка Т-34 передано музею киноконцерном «Мосфильм» в 1995 году. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 1999 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).