САМОХОДНАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ УСТАНОВКА СУ-57 (57-ММ GUN MOTOR CARRIAGE Т48) (США)
Годы выпуска – 1942 - 1943
Всего выпущено – 962 ед.
Масса в боевом положении, т – 8,95
Мощность двигателя, л.с. – 147
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 72
Запас хода по шоссе, км - 320
Экипаж, чел. - 5
Вооружение: 57-мм пушка
Боекомплект, выстр/патр. - 99
Бронирование: лоб корпуса, мм - 13
Успешные боевые действия германских танковых войск на начальном этапе Второй мировой войны в Европе, со всей очевидностью показали американцам, что в армии США, по существу, нет не только танков, но и эффективных противотанковых средств. Никаких специализированных противотанковых частей в армии США в то время не существовало. Первые экспериментальные противотанковые части были сформированы в США в 1941 году в ходе военных маневров в Северной Каролине. К массовому же формированию отдельных батальонов истребителей танков, находившихся в подчинении Главного командования армии США, приступили буквально накануне нападения Японии на базу ВМФ в США в Перл-Харбора.
В Форд-Мид (штат Мэриленд) 1 декабря 1941 года был организован «противотанковый центр», на базе которого начали формироваться батальоны истребителей танков. Они должны были стать мобильной и хорошо защищенной броней самоходной противотанковой артиллерией, призванной не столько обороняться от танков противника, сколько искать и уничтожать их. Основной для создания новых видов боевой техники послужили американские полугусеничные бронетранспортеры М2 и М3, на базе которых в США было создано большое число самоходно-артиллерийских установок, самоходных минометов и зенитных самоходных установок, многие из которых выпускались в значительных количествах и состояли на вооружении американской и других союзных армий в годы второй мировой войны. Первой из них стала самоходно-артиллерийская установка, в которой в качестве базы для размещения полевого 75-мм орудия М1897А3 с коробчатым щитом большого размера, использовался полугусеничный бронетранспортер Half-Track Personel Carrier M 3 - одна из наиболее известных и популярных среди боевых машин союзников в период второй мировой войны. Уже вскоре после начала производства 75-мм САУ М 3 в апреле 1942 года на Абердинский полигон на испытания поступил новый полугусеничный истребитель танков, вооруженный 6-фунтовой (57-мм) английской противотанковой пушкой Mk II, а точнее - ее американским лицензионным вариантом М1. Эта машина, получившая обозначение «Т 48 - 57 mm Gun Motor Carriage», была разработана по инициативе смешанной англо-американской комиссии по вооружению и должна была поступить на вооружение как в США, так и в Великобритании. Однако американцы, к этому времени уже планировали заменить свои 75-мм САУ М3 более мощными 76-мм самоходно-артиллерийскими установками САУ М 10 (созданными с использованием гусеничного шасси среднего танка М4А2 «Шерманн»), и слабая 57-мм противотанковая САУ им была не нужна. В октябре 1942 года американский заказ на САУ Т 48 сняли, но ее дальнейшую разработку продолжили по британскому заказу, и уже в декабре американская машиностроительная фирма Diamond Т Motor Company начала выпуск самоходных орудий Т 48, но теперь только для англичан.
САУ Т 48 имела классическую капотную компоновку. В качестве шасси использовались полугусеничные бронетранспортеры М 2 или М 3 производства фирмы White Motor Company или их варианты - бронетранспортеры М 5 или М 9 - фирмы International Harvester Company. Ее корпус имел простую коробчатую форму с вертикальными бортовыми и кормовыми стенками и собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков, соединявшихся винтами. Передняя часть корпуса, включая капот и кабину водителя, была заимствована у бронетранспортера-разведчика Scout Car M3A1. В шасси, трансмиссии и органах управления использовались в основном агрегаты коммерческих машин. Бронекорпус САУ был открыт сверху, и имел противопульное бронирование с толщиной брони от 6,3 до 13 мм. В кузове размещался артиллерийский расчет из пяти человек и боекомплект из 99 выстрелов. 57-мм противотанковая пушка М 1 с полуавтоматическим вертикальным клиновым затвором монтировалась на пушечной установке Т 5 и устанавливалась в передней части за отделением управления. Прицел - телескопический T18. Пушка снабжалась коробчатым щитом с прикрытием сверху. Горизонтальные углы наведения орудия составляли 56°, а вертикальные от -5° до +16°.
Для стрельбы из пушки применялись унитарные выстрелы с осколочной гранатой и бронебойными (остроголовым трассирующим и тупоголовым трассирующим) снарядами. Бронепробиваемость при угле встречи 60° на дальности 500 м составляла 81 мм. Дверь в кормовом листе кузова для посадки и высадки расчета отсутствовала. На машине устанавливался четырехтактные 6-цилиндровые карбюраторные двигатели White 160АХ мощностью 147 л.с. или International RED-450-B мощностью 141 л.с. Главный фрикцион Spicer сухой, однодисковый. Коробка передач четырехскоростная. Раздаточная коробка, одновременно являвшаяся демультипликатором и смонтированная в одном картере с коробкой передач, имела две передачи - прямую и замедленную. Она обеспечивала передачу крутящего момента к переднему и заднему ведущим мостам, а также отбор мощности на лебедку. Передний мост САУ Т 48 был не только управляемым, но и ведущим, что существенно улучшало проходимость машины. Задний мост Timken 56410-BX-67 - ведущий, гусеничного хода. Дифференциалы переднего и заднего мостов автомобильного типа с полностью взаимозаменяемыми деталями. Передние колеса автомобильные, подвеска переднего моста на полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами. Гусеничный движитель каждого борта состоял из четырех сдвоенных обрезиненных опорных катков, сблокированных попарно в две балансирные тележки, объединявшиеся в общий агрегат. Правый балансирный агрегат соединялся с левым поперечной трубой, поэтому эти агрегаты можно было откатить вместе, предварительно отсоединив их кронштейны от рамы бронетранспортера. Подвеска гусеничного движителя балансирная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущее колесо переднего расположения комплектовалось стальной ведущей звездочкой, двумя направляющими фланцами и ступицей. Направляющее колесо располагалось сзади. Для предотвращения провисания гусеницы на кронштейне балансирного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Тормоза - колодочного типа, с гидравлическим приводом. Гусеница - резинометаллическая цельная шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно являлись направляющими гусеницы. Для увеличения проходимости на нее надевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса - цепи противоскольжения браслетного типа. В передней части машины располагалась однобарабанная лебедка. На некоторых машинах вместо лебедки устанавливался буферный барабан диаметром 310 мм, облегчавший преодоление таких препятствий, как, например, рвы и эскарпы шириной до 1,8 м. Максимальная скорость движения достигала 72 км/ч, запас хода составлял 320 км.
С декабря 1942 по май 1943 года фирма Diamond T Motor Car Company изготовила 962 САУ этого типа (50 САУ в 1942 году и 912 в 1943 году), из которых 680 предназначались для Англии. Впрочем, и в Великобритании САУ Т 48 не прижились, они опоздали, как минимум, на год. Концепция подобного истребителя танков полностью показала свою несостоятельность в 1943 году - к этому времени 57-мм противотанковая пушка уже не могла эффективно бороться с немецкими тяжелыми танками, тем более, что в ее боекомплекте не имелось бронебойных подкалиберных снарядов, а англичане уже сделали ставку на новую 17-фунтовую противотанковую пушку. Поэтому новая машина сразу же оказалась никому не нужна.
Главный заказчик - Англия, приняла только 30 машин, причем, заменив в них американскую радиостанцию на свою No.19. Вскоре большинство этих САУ Т 48 англичане переделали обратно в бронетранспортеры М3. В США самоходно-артиллерийская установка Т 48 даже не была стандартизирована, поэтому в американскую армию была отправлена всего одна машину. Еще 281 Т48 американцы переоборудовали в стандартные бронетранспортеры М3А. Зато Советский Союз проявил интерес к этой практически забракованной самоходке и купил 650 штук. В 1943 году в СССР по ленд-лизу поступила 241 единица, а в 1944 еще 409 штук.
В начале декабря 1943 года в советский Учебный центр самоходной артиллерии поступили первые 84 САУ Т-48, после чего началась подготовка экипажей. В Красной армии самоходно-артиллерийские установки Т 48 получили обозначение СУ-57, и в 1943 - 1945 годах они активно использовались в составе отдельных самоходно-артиллерийских бригад: 16-й, 19-й и 22-й (позже преобразованной в 70-й гвардейскую самоходно-артиллерийскую бригаду) соответственно в 3-й, 1-й и 4-й гвардейских танковых армиях. Каждая из этих бригад имела в своем составе по 60 - 65 единиц СУ-57. Кроме того, СУ-57, поступили на вооружение подивизионно и побатарейно в разведывательные части и подразделения Красной армии (отдельные бронеавтомобильные разведывательные роты и мотоциклетные батальоны), где они использовались особенно эффективно, являясь по существу полугусеничным бронетранспортером с усиленным вооружением.
СУ-57 активно использовались до самого конца Великой Отечественной войны и принимали участие в Берлинской и Пражской наступательных операциях, хотя как противотанковое средство к этому времени САУ СУ-57 уже безнадежно устарела. Краткую, но верную характеристику американским самоходкам СУ-57 дал командующий 1-й танковой армией М.Е. Катуков в своем докладе в ГАБТУ 15 октября 1944 года: «Самоходная бригада 57-мм пушек использовалась на танкоопасных направлениях как заслоны. Эти самоходки очень громоздки, а пушка малоэффективна». Помимо Красной армии эту машину использовало и Войско Польское - 15 единиц СУ-57 передали полякам, которые из них сформировали 7-й отдельный дивизион самоходной артиллерии.
САУ СУ-57, экспонирующаяся в Центральном музее Великой Отечественной войны, была собрана из разных частей. Шасси бронетранспортера М3 (переделанного под САУ Т 48), было обнаружено сотрудником музея В. Стрелковым на территории полигона ВВС в Астраханской области в июле 2000 года, и в октябре того же года передано в дар музею командованием ВВС РФ. 57-мм противотанковая пушка М 1 на пушечной установке Т 5 передана в дар музею ГРАУ Министерства обороны Российской Федерации в апреле 1995 года.
Реставрационно-восстановительные работы проведены в октябре 2000 года в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).