Колесно-гусеничный танк БТ-7 с конической башней 1937-1939 годов выпуска (СССР)
История быстроходных танков (БТ) связана с прототипом танка американского инженера Уолтера Дж. Кристи. 28 апреля 1930 года был подписан договор на поставку в СССР двух машин Кристи с технической документацией.
Машины Кристи, на испытаниях показали себя ненадёжными и капризными. Вместе с тем характеристики подвижности этих танков действительно впечатляли. Поэтому решение по ним приняли следующее: довести до ума и начать серийный выпуск.
Концепция быстроходных танков предусматривала, что танк имеет возможность передвигаться на колесном ходу по шоссе с большой скоростью, а по пересеченной местности на гусеничном ходу. Для этого менять ход было необходимо в полевых условиях в кратчайшие сроки. Ходовая Кристи все это позволяла.
В СССР танк Кристи поступил без вооружения и башенной установки. Работникам отдела Т2К танкового КБ Харьковского Паровозостроительного завода предстояло решить и эту задачу. В 1931 году танк Кристи с новой башней приняли на вооружение и запустили в серийное производство под индексом БТ-2 («Быстроходный Танк — 2»).
Проектирование БТ-7 началось в начале 1933 года. Основной целью было усовершенствование машины по сравнению с предшественниками: БТ-2 и БТ-5. БТ-7 получил более мощный и надежный двигатель, усиленное бронирование, увеличенные топливные баки. Также предполагалось разработать новую башню для установки в нее 76-мм орудия.
Тем не менее, в 1935 году БТ-7 пошел в серию со старой башней от БТ-5 с 45-мм пушкой 20-К. В 1937 году БТ-7 модернизировали. Теперь танк обладал новой конической башней, хотя с прежнем вооружением, усиленной ходовой частью, увеличенной бортовой броней, фарами для ночных стрельб, оптимизированной коробкой передач.
Бт-7 принимали участие во всех конфликтах и войнах, в которых принимал участие СССР с начала 1930-х годов до 1945 года: приграничные бои с Японской империей в 1938-1939, Советско-финляндской войне, Великой Отечественной войне. Танк был одним из лучших для своего времени. Но с началом Великой Отечественной войны он устарел. Его превосходная маневренность и скорость не смогли компенсировать слабое орудие и броню. После первых лет войны большинство машин было потеряно, но некоторые продолжали сражаться и в 1943 году на Северном фронте.
Этот танк был выпущен в период с 1937 по 1939 год. Он участвовал в боях с японцами в районе реки Халхин-Гол. Там был подбит. После восстановления он занял место на выставке бронетехники в монгольском городе Чойр. В начале 1990-х был вывезен в Кубинку. Реставрационные работы были проведены в 1998 году. Опорные катки и гусеницы взяты от Т-34 и Т-54. Танк передан Музею Победы в 1996 году.