Железнодорожный артиллерийский транспортёр ТМ-1-180 (СССР)
Разработка железнодорожного транспортера, вооруженного 180-мм морским орудием Б-1, началась в 1931 году. Орудие Б-1 использовалось во многих видах на советских крейсерах, береговых башенных установках. Такими артиллерийскими системами вооружались подразделения береговой обороны для защиты портов, приморских баз и важных пунктов от нападения с моря.
Первые системы были изготовлены в 1934 году, остальные в 1939 и 1940 годах. Всего было выпущено 20 единиц. Орудия могли вести круговой обстрел с градусом возвышения вплоть до 50. Транспортер имел собственный движитель для смены позиции после открытия огня во избежание контрбатарейного огня противника. Из боевого в походный режим орудие перестраивалось в течении часа. 180-мм снаряд весил почти 10кг., а дальность стрельбы достигала 37 км. Орудия имели целый ряд снарядов для борьбы с кораблями, тяжелыми укреплениями и даже тяжелыми бомбардировщиками на большой высоте.
Транспортер перемещался вместе с железнодорожным составом из паровоза, 2 вагонов с боеприпасами, нескольких вагонов с личным составом и экипировкой.
Во время войны две батареи ТМ-1-180 находились в составе Балтийского флота, а одна в составе Черноморского флота. Одна батарея была потеряна на полуострове Ханко в конце 1941 года, когда Финские войска захватили местность. Батарея была выведена из строя, но после войны восстановлена и вернулась в строй. На Ленинградском фронте такие батареи выполняли задачи по подавлению вражеской артиллерии, уничтожению оборонительных укреплений.
Этот транспортер ТМ-1-180 был в состав 12-й отдельной железнодорожной артбатареи (ождаб) Береговой обороны Балтийского флота. На начало войны она располагался на полуострове Пакри в Эстонии, прикрывая морской проход к городу Таллин.