Тяжелый танк КВ-1С (CCCР)
Год выпуска – 1942 - 1943
Всего выпущено – 1083 ед. («КВ-1С») / 35 ед. («КВ-8с»)
Масса в боевом положении, т – 42,5
Мощность двигателя, л.с. – 600
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 43
Запас хода по шоссе, км - 200
Экипаж, чел. - 5
Вооружение: 76-мм пушка; 3х7,62-мм пулемета ДТ
Боекомплект, выстр./патр. - 114/3087
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм – 82/75
Советский тяжелый танк КВ-1 - этапная машина для мирового танкостроения. Это был первый в мире тяжелый танк, созданный по современной компоновочной схеме. Появление танка КВ задало тот уровень, на который в дальнейшем ориентировались конструкторы всех тяжелых танков, причем не только советские, но и зарубежные. Однако судьба танка «КВ» была довольно противоречивой. Как не парадоксально, но в 1941 году у него не было достойных противников, а когда подобный ему танк – «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, то боевые характеристики советского «КВ» были гораздо ниже, чем у «Тигра».
Танк «КВ-1» был создан в КБ Ленинградского Кировского завода под руководством Ж.Я. Котина. В СССР еще в конце 1938 года началась разработка трехбашенного тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название «СМК «(Сергей Миронович Киров). Ведущим конструктором этого проекта был назначен А.С. Ермолаев. Параллельно с этой работой группа дипломников Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, проходивших практику на Кировском заводе, под руководством Л.Е. Сычева и А.С. Ермолаева разработала проект тяжелого однобашенного танка «КВ» (Клим Ворошилов), который, по сути дела, представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка танк СМК с одной башней и с харьковским дизельным двигателем В-2. По результатам испытаний лучшим признали танк «КВ», и 19 декабря 1939 года его приняли на вооружение Красной армии.
Первое боевое крещение танк «КВ-1» получил в ходе советско-финской войны 1939 – 1940 годов, где хорошо показал себя в бою и сразу же запущен в производство. Впоследствии Ж.Я. Котин вспоминал: «Этот танк имел долгую жизнь и славную боевую биографию. В нем успешно воплотились идеи, обгонявшие время. Одна башня. Мощное орудие. Высокая скорость. Надежная броневая защита. И множество перспективных конструктивных находок. Впервые использовали, например, торсионную подвеску: каждый опорный каток вместо обычных рессор, пружин, балансиров через кривошип передавал колебания при толчках на упругий торсионный вал. Скручиваясь, он обеспечивал танку плавность хода на неровном пути. Подвеска действовала надежнее, проще, не нуждалась для защиты в тяжелой броне. Танк полностью отвечал принципу: «Поражай врага, а сам не будь поражен». Его малозаметность помогала экипажу укрываться в складках местности, сталь обеспечивала надежную защиту, из оружия уничтожались любые цели врага. Меня спрашивали, за счет чего же мы намереваемся увеличивать толщину брони, калибр пушки? Боевое отделение уменьшать нельзя: там и так не повернуться. Мощность мотора тоже вроде не от нас зависит, мы получаем его уже готовым к испытаниям. Думайте над тем, советовал я своим конструкторам, как снизить размеры ходовых механизмов, еще раз переберите каждый узел, попробуйте сделать его меньше, легче, компактнее, посмотрите, куда тратится каждый килограмм массы. И люди искали, упрощали и, главное, облегчали многие узлы, механизмы, сохраняя их надежность. Наш КВ, равняясь по габаритам и весу среднему танку, по броне и вооружению превосходил самые тяжелые машины того времени. Одно из основных преимуществ КВ заключалось в его дизельном двигателе мощностью в 600 лошадиных сил. Война подтвердила правильность такого решения - дизель В-2, по компактности, экономичности, эксплуатационным качествам не имел равных в мире. Причем работали он на солярке, снижался риск загорания».
Серийное производство тяжелых танков «КВ-1» началось в феврале 1940 года на Ленинградском Кировском заводе, а уже летом того же года к их производству был подключен Челябинский тракторный завод. Начиная с ноября 1940 года на танк «КВ-1» вместо пушки Л-11 начали устанавливать более мощную 76-мм пушку Ф-32, а затем и улучшенную - ЗИС-5. Огнем пушки танк «КВ-1» поражал бронетехнику любого противника, сам оставаясь практически неуязвимым от огня танков и противотанковых орудий. Впервые в мировой практике толщина брони корпуса и башни была доведена до 75 мм, что сделало танк неуязвимым для снарядов всех противотанковых и танковых пушек тех лет, кроме того, увеличили методом экранировки толщину лобовых деталей корпуса до 95 мм. Другая новинка - компактная, надежная, легкая и хорошо защищенная торсионная подвеска. Третья - мощный танковый дизельный двигатель.
Превосходство «КВ-1» над немецкими танками в начале войны было разительным: ни одно танковое или противотанковое орудие вермахта не могло пробить его брони. Танки «КВ» зарекомендовали себя грозным оружием в умелых руках. На них советские танкисты совершили немало подвигов. Так, рота из 5 танков «КВ-1» под командованием старшего лейтенанта Зиновия Колобанова только в одном бою под Гатчиной в августе 1941 года уничтожила 43 танка противника, потеряв при этом только один свой. После эвакуации Ленинградского Кировского завода в Челябинск на территории Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) был создан «Танкоград», где под одной крышей в первые месяцы войны объединились Ленинградский Кировский завод, Харьковский дизельный, Челябинский тракторный, обеспечивший производство тяжелых танков в суровые годы Великой Отечественной войны.
Танк «КВ-1» до начала 1942 года, несомненно, был лучшим тяжелым танком в мире. Толстая броня делала машину практически неуязвимой, а 76-мм пушка позволяла эффективно бороться с любой бронетехникой противника. Однако в ходе боевых действий выявилась настоятельная необходимость увеличить подвижность «КВ-1» и усовершенствовать некоторые элементы конструкции. Великолепные свойства орудия невозможно было использовать в полной мере из-за неудачных прицельных приспособлений. Круговой обзор из танка был сильно ограничен. Но главной проблемой был недостаточно мощный двигатель и ненадежная трансмиссия. К тому же масса танка была велика, что отрицательно сказывалось на проходимости и маневренности. Поэтому, с учетом опыта первых месяцев войны, на основании приказа ГКО советские конструкторы-танкостроители в мае - июле 1942 года создают модернизированный танк, в котором различия в бронировании и скорости по сравнению с Т-34 были сглажены с одновременным повышением его маневренности и надежности. Единственный способ выполнить поставленную задачу заключался в радикальном облегчении брони – массу модернизированной машины уменьшили до 42,5 тонн, а толщину брони - с 75 до 60 мм. Общее руководство по работам над новым КВ руководил Ж.Я. Котин. Ведущим инженером машины был М.Ф. Балжи. Огромный вклад в ее создание внес Н.Ф. Шашмурин, спроектировавший новую коробку передач с демультипликатором. Новая коробка улучшила ходовые качества танка, а ее надежность на порядок превосходила старую. В ходе модернизации облегчили и несколько уменьшили по высоте корпус машины, изменив его конфигурацию; снизили массу агрегатов силовой передачи и ходовой части; усовершенствовали системы охлаждения и смазки; установили более совершенные фрикционы; разработали новую литую облегченную башню измененной формы на которой монтировалась командирская башенка с пятью стеклоблоками, существенно улучшившая обзорность из машины. Однако в командирской башенке отсутствовал люк, в результате чего трем танкистам, как и на КВ, приходилось забираться и покидать башню через один круглый люк. Из-за острой нехватки алюминия вместо алюминиевого радиатора установили сварной железный. Также были установлены более легкие опорные катки, и облегченные траки уменьшенной до 608 мм ширины. На танке монтировались дополнительные топливные баки.
Вооружение модернизированного танка составляла 76-мм танковая пушка ЗИС-5 и три 7,62-мм пулемета ДТ. Боекомплект для танковой пушки ЗИС-5 был увеличен на 24 выстрела. С помощью столь радикальных мер массу машины удалось снизить на 5 тонн, а максимальную скорость повысить с теоретических 34 км/ч до практических 43 км/ч. Кроме того, в конструкцию было внесено множество технологических изменений, направленных на экономию дефицитных сортов стали и импортируемых материалов, а также упростивших выпуск машины. Внесенные изменения несколько улучшили обзорность, условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность танка. Однако по огневой мощи КВ-1С оставался на уровне среднего танка Т-34 – новое более мощное танковое орудие еще не было разработано. Новый танк получил обозначение «КВ-1С» (скоростной). В середине июля 1942 года начались его успешные испытания, и 20 августа танк был принят на вооружение Красной армии. Серийный выпуск новых танков «КВ-1С» был освоен на ЧКЗ с августа 1942 по сентябрь 1943 года. По ходу производства вносились изменения в основном технологического характера.
Серийное производство тяжелых танков «КВ» первоначально велось на Ленинградском Кировском заводе, а после его эвакуации - на Челябинском Кировском заводе с 1939 по 1943 год и составило 4745 танков всех модификаций. Из них - 1083 танка «КВ-1С» (624 изготовлено в 1942 году и 459 – в 1943 году), а также 35 огнеметных танков «КВ-8с» (созданных на базе «КВ-1С»), которые сыграли важную роль в Сталинградском и других сражениях Великой Отечественной войны. После 1943 года базовая конструкция корпуса и шасси танка «КВ-1» использовались при создании советских тяжелых танков «ИС» (Иосиф Сталин), которые стали одними из лучших во время Второй мировой войны, а также тяжелых самоходных артиллерийских установок СУ-152 (КВ-14).
Первые танки «КВ-1С» поступили в войска в течение ноября - декабря 1942 года. Этими машинами укомплектовывались отдельные гвардейские танковые полки прорыва (насчитывавшие по 21 танку КВ-1С). Эти полки придавались с целью усиления стрелковым и танковым соединениям для решения разнообразных задач по прорыву обороны противника при развитии наступления. Впервые танки «КВ-1С» были использованы на Донском фронте в декабре 1942 года при ликвидации 6-й армии Паулюса под Сталинградом. Несколько гвардейских танковых полков прорыва участвовало в наступлении на Курской дуге летом 1943 года. Большинство полков прорыва было рассредоточено по всей протяженной линии советско-германского фронта, где и принимало участие в операциях местного масштаба. Однако Курская битва показала, что 76-мм танковые пушки Ф-34/ЗИС-4, дававшие нашим Т-34 и «КВ-1» неоспоримое превосходство в начале войны, уже недостаточно мощны для борьбы с германскими «Пантерами» и «Тиграми». По огневой мощи тяжелый танк «КВ-1С» к этому времени практически не отличался от более простого в производстве и более дешевого среднего танка Т-34, а по маневренности – сильно уступал ему. Выпускать два разных по конструкции, но одинаковых по свойствам танка было признано излишеством, и в сентябре 1943 года производство КВ-1С было прекращено. Хотя небольшое количество тяжелых танков « КВ-1С» продолжало использоваться еще в 1944 - 1945 годах; в частности, в феврале 1945 года 68-я танковая бригада, принимавшая участие в боях на Кюстринском плацдарме, имела два танка этого типа.
Танк «КВ-1С» имел классическую компоновку, как и другие серийные советские тяжелые танки того времени. Экипаж танка состоит из пяти человек. Бронекорпус делился на: отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель располагался по центру в отделении управления, слева от него находилось рабочее место стрелка-радиста, три других члена экипажа занимали рабочие места в боевом отделении, находившемся в средней части танка - наводчик (слева от пушки), командир танка (за наводчиком) и заряжающий (справа от пушки). Там же располагались вооружение, боекомплект и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия монтировались в кормовой части машины. Броневая защита дифференцированная, противоснарядная. Броневой корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 75, 60, 40, 30 и 20 мм. Броневые листы лобовой части машины устанавливались под рациональными углами наклона. Механик-водитель в бою вел наблюдение через смотровой прибор «триплекс», защищенный броневой заслонкой. Этот смотровой прибор устанавливался в бронированном люке-пробке на лобовой бронеплите. Вне боя этот люк-пробка мог быть выдвинут вперед, обеспечивая механику-водителю более удобный непосредственный обзор с его рабочего места. Над боевым отделением устанавливалась обтекаемая башня, представлявшая собой броневую отливку сложной геометрической формы, ее борта толщиной 75 мм располагались под углом к вертикали для повышения снарядостойкости. Лобовая часть башни с амбразурой для орудия, отливалась отдельно и сваривалась с остальными бронедеталями башни. Маска орудия представляла собой цилиндрический сегмент гнутого катаного бронелиста и имела три отверстия - для пушки, спаренного пулемета и прицела. Толщина брони маски орудия и лба башни достигала 82 мм. Командир танка имел литую командирскую башенку с толщиной вертикальной брони до 60 мм с пятью зеркальными смотровыми приборами. Посадка и выход экипажа производились через два круглых люка: один в башне над рабочим местом заряжающего и один на крыше корпуса над рабочим местом стрелка-радиста.
Основным вооружением танка «КВ-1с» являлась 76-мм танковая пушка ЗИС-5, имевшая клиновой затвор, аналогичный по устройству затвору пушки Ф-34, и полуавтоматику копирного типа. Орудие монтировалось на цапфах в башне и было полностью уравновешено. Выстрел производился посредством электроспуска, а также ручного механического спуска. Пушка ЗИС-5 имела вертикальные углы наводки от -5° до +25°. Для ведения огня «КВ-1С» оснащался двумя орудийными прицелами - телескопическим ТОД-6 - для стрельбы прямой наводкой и перископическим ПТ-6 - для стрельбы с закрытых позиций. Головка перископического прицела защищалась специальным броневым колпаком. Боекомплект орудия составлял 114 выстрелов унитарного заряжания. Для стрельбы использовались выстрелы к 76-мм дивизионной пушке образца 1902/30 годов и 76-мм дивизионной пушке Ф-22УСВ образца 1939 года с осколочно-фугасными и бронебойными снарядами. 76-мм бронебойный снаряд под углом 90° пробивал на дальности 1000 м броневой лист толщиной 61 мм. Вспомогательное вооружение составляли - три 7,62-мм танковых пулемета ДТ, один из которых спаренный с орудием, а также курсовой и кормовой, установленные в шаровых установках. На танках «КВ-1С» монтировалась радиостанция 9-Р (или 10-Р, 10-РК-26), с дальностью связи в телефонном (голосовом) режиме с места 20 - 25 км (в движении дальность связи уменьшалась), а также и переговорное устройство ТПУ-4бис - на 4 абонента.
На танках «КВ-1С» устанавливался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель В-2-К, мощностью 600 л.с. «КВ-1С» имел плотную компоновку, при которой основные топливные баки объемом 600 - 615 л располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении. Танк также оснащался четырьмя наружными дополнительными топливными баками общей емкостью 360 л, не связанными с топливной системой двигателя. Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения, четырехступенчатой коробки передач с демультипликатором (8 передач - вперед и 2 - назад), двух многодисковых бортовых фрикциона и двух бортовых планетарных редукторов. Все приводы управления трансмиссией - механические. Ходовая часть танка «КВ-1С» сохранила все технические решения аналогичного узла танка КВ-1, однако ряд деталей был уменьшен в размерах с целью уменьшения общей массы танка. Подвеска машины – индивидуальная торсионная, состояла из 6 цельнолитых двускатных опорных катков и трех поддерживающих катков (применительно к одному борту). Напротив каждого опорного катка к бронекорпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески. Ведущие колеса заднего расположения имели два съемных зубчатых венца для зацепления с гребнями гусеничных траков. Направляющие колеса – переднего расположения, устанавливались на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусениц. Каждая гусеница состояла из 86 - 90 одногребневых траков шириной 608 мм.
В открытой экспозиции Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет тяжелого танка «КВ-1С». Его башня, изготовленная Челябинским Кировским заводом в 1942 - 1943 годах, была обнаружена на месте боевых действий 73-го гвардейского отдельного тяжелого танкового полка прорыва в районе пос. Сафроново-1 (Мурманская обл.) и передана в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом в 1999 году. Макет танка «КВ-1С» был изготовлен с использованием фрагмента бронекорпуса танка КВ-1, обнаруженного на месте боев в районе р. Воря Калужской обл. в 2010 году. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 2010 году ООО «Штивер».