Легкий танк Т-26 с цилиндрической башней 1933-1938 годов выпуска (СССР)




С 1931 по 1941 год появилось 23 модификации танка Т-26. В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5). В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, было изменено главное орудие, усилилось бронирование, устанавливались радиостанции и произведено много других модификаций. Т-26 был одним из основных танков Красной Армии довоенного периода. Большая часть Т-26 была произведена в Ленинграде на заводе «Большевик».

В силу того, что Т-26 был крайне успешной боевой машины для 1930-ых годов, он участвовал в большом количестве конфликтов по всему миру.

В 1937 году началось вторжение японских войск в Китай. Т-26 в однобашенном варианте были направлены на помощь Гоминьдану. Это одно из первых применений танка.  Там он оказался крайне эффективен в борьбе с легкими японскими танками, которые не отличались сильной броней. А по подвижности и огневой мощи часто уступали Т-26.

С началом Гражданской войны в Испании СССР оказывал всяческую помощь республиканской армии. В том числе было поставлено более 200 танков Т-26, все однобашенные. Здесь впервые в истории машина Семена Oсадчего таранила итальянскую танкетку Carro CV3/33 и сбросила ее с дороги в лощину. Этой машиной был именно Т-26. Но в общем применение Т-26 в войне носило ограниченный успех. Что связано не с характеристиками машины, а с неподготовленностью испанских военнослужащих к применению танков, не разработанностью тактики применения танков в этой конкретной войне.

В приграничных конфликтах с Японией Т-26 показали себя гораздо лучше. Здесь сыграла роль уже выучка советских танкистов. Танк отличился замечательной проходимостью на трудной местности, неплохой живучестью, даже с учетом того, что он оставался уязвим для большинства противотанковых средств.

Этот танк был найден в разбитом состоянии по частям в 2001-2004 годах. Из найденных фрагментов его собрали в 38-ом Научно-исследовательском испытательном институте Министерства Обороны. Все недостающие фрагменты были сделаны заново.