Легкий двухбашенный танк Т-26 образца 1931 (СССР)




На конец 1920-ых годов в РККА основным танком был Т-18, который был уже устаревшим. Из-за дороговизны и сложности разработки собственного танка было решено закупить небольшую партию британских танков Vickers Mk E («Виккерс 6-тонный») с документацией и лицензией на производство. Танки купили в двухбашенном варианте, вооруженном двумя пулеметами.

В начале 1931 года танки прошли испытания на Поклонной горе, где сейчас расположен Музей Победы. К концу года начался серийный выпуск нового танка Т-26. Выпуск первых партий был связан со многими трудностями. Поэтому первые машины имели уникальные отличия как от оригинала, так и друг от друга.

Летом 1933 года начался выпуск однобашенного танка Т-26 с 45-мм орудием и спаренным пулеметом. Именно в таком виде Т-26 наиболее известен. Всего было выпущено более 11 300 машин разных модификаций, что сделало этот танк самым массовым в РККА на начало Великой Отечественной войны и вторым самым массовым танком в мире в 1930-1940-ые годы.

Т-26 был передовым танком, превосходившим по многим характеристикам современников. Для 1930-ых годов у Т-26 было все необходимое: хорошая подвижность, противопульное бронирование, приемлемая надежность, простота в производстве. Благодаря установке 45-мм пушки 20-К Т-26 образца 1933 превосходил многие другие танки. Это орудие позволяло успешно бороться со всеми бронемашинами того времени, также эффективно поддерживать пехоту огнем осколочно-фугасных снарядов. Тем не менее, танк быстро устарел к началу 1940-ых годов, что связано, в первую очередь, с интенсивным развитием военной техники. Все крупные страны, предвидя надвигающуюся войну, готовились вступить в нее с наиболее совершенным танковым парком.

Этот легкий двухбашенный танк Т-26 образца 1931 года относится к одной из первых производственных серий. Он вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ДТ-29. Этот танк из состава 115-й стрелковой дивизии со строевым номером 351 был подбит в сентябре 1941 года и затонул в реке Нева при форсировании в бою в районе поселка Невская Дубровка.  Летом 1989 года танк был извлечен из реки сотрудниками поискового клуба «Катран» и передан Пярненскому танковому полку Ленинградского Военного округа. В феврале 1998 года по распоряжению Главкома Сухопутных войск танк был передан в Музей Победы.