Легкий танк Т-70 Б (СССР)
Год выпуска – 1942 - 1943
Всего выпущено – 8226 ед.
Масса в боевом положении, т – 10,1
Мощность двигателя, л.с. – 2х70
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 45
Запас хода по шоссе, км - 250
Экипаж, чел. - 2
Вооружение: 45-мм пушка, 7,62-мм пулемет ДТ
Боекомплект, выстр/патр. - 90/945
Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 35/35-45
Легкий танк Т-70 был разработан в инициативном порядке осенью 1941 года в КБ Горьковского автозавода на базе автомобильных агрегатов под руководством Н.А. Астрова и А.А. Липгарта, поскольку уже в октябре стало ясно, что легкий танк Т-60, запущенный в серийное производство месяцем раньше, был практически бесполезен на поле боя. Его броня пробивалась всеми противотанковыми средствами вермахта, а собственное вооружение (20-мм пушка, спаренная с пулеметом ДТ) было слишком слабым, чтобы бороться с танками врага, а увеличение массы боевой машины, неизбежное при усилении бронирования и вооружения, привело бы к выходу двигателя и ходовой части из строя. Поэтому Астров представил в ГАБТУ Красной армии проект создания на базе Т-60 нового легкого танка, отличавшегося от него: размерами, более мощным вооружением, усиленной броневой защитой и более высокой удельной мощностью. В качестве силовой установки на этой машине предполагалось использовать спаренные автомобильные двигатели ГАЗ-203. Проектирование нового танка в КБ ГАЗа велось очень быстро, уже в конце декабря 1941 года для танка, получившего заводское обозначение «ГАЗ-70», изготовили бронекорпус и литая башня конструкции В. Дедкова. Однако, поскольку литая башня показала плохую стойкость даже к бронебойным снарядам немецкой 20-мм зенитной пушки, танк получил сварную башню. Сборка танка завершилась 14 февраля 1942 года. По бронезащите он превосходил Т-60 (толщина нижнего лобового листа корпуса составляла - 45 мм, а верхнего - 35 мм), а вот усиление вооружения (установка 45-мм танковой пушки), фактически свелось на нет те, что в башне располагался однин человек – одновременно выполнявшего функции командира, наводчика и заряжающего. Новый легкий танк непосредственной поддержки пехоты был принят на вооружение РККА постановлением ГКО от 6 марта 1942 года под индексом «Т-70». Его производство уже в апреле начали осваивать сразу три предприятия: в Свердловске – завод № 37; в Кирове – завод № 38 и в Горьком - ГАЗ.
Общая компоновка танка Т-70 принципиально была такой же, как у танка Т-60. Танк имел пять отделений: управления - в передней части корпуса, боевое - в средней части, трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и кормовое. Экипаж из двух человек размещался в корпусе и башне. Механик-водитель находился в носовой части корпуса у левого борта. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту, располагался командир танка. В средней части корпуса вдоль правого борта на общей раме были установлены два спаренных последовательно двигателя, составлявшие единый силовой агрегат. Трансмиссия и ведущие колеса имели переднее расположение. Корпуса танков (их поставлял Муромский паровозостроительный завод) сваривались из катаных броневых листов, установленных под рациональными углами наклона от 30° до 60°. Броневая защита - противопульная, изготавливалась из броневых катаных листов толщиной 15 мм, 25 мм, 35 мм и 45 мм.
В верхнем лобовом листе корпуса находился люк механика-водителя, в броневой крышке которого монтировался поворотный перископический смотровой прибор (на машинах первых выпусков в крышке люка была сделана смотровая щель с триплексом). Кроме того, справа в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, опиравшегося на продольную балку и перегородку кормового отделения и съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей одновременно для доступа к двигателям. Сварная 8-гранная башня, изготовленная из броневых листов толщиной 35 мм, устанавливалась на шариковой опоре в средней части корпуса и имела форму усеченной пирамиды. Сварные стыки башни были усилены броневыми угольниками. Лобовая часть башни имела литую качающуюся маску толщиной 50 мм с амбразурами для установки пушки, пулемета и прицела. В крыше башни имелся люк круглой формы для посадки и высадки командира танка. В броневой крышке люка был смонтирован перископический смотровой зеркальный прибор, обеспечивавший командиру круговой обзор.
В бортах башни имелись отверстия для стрельбы из личного оружия, закрывавшиеся броневыми пробками. В башне устанавливались 45-мм танковая пушка образца 1938 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от - 6° до + 20°. При стрельбе применялись прицелы: телескопический ТМФП (на части танков устанавливался прицел ТОП) и механический - в качестве резервного.
Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность - 12 выстр./мин. Шестеренчатый механизм поворота башни устанавливался слева от командира, а винтовой подъемный механизм спаренной установки - справа. Спусковой механизм пушки был связан тросом с правой ножной педалью, а пулемета - с левой. В боекомплект танка входили 90 выстрелов с бронебойными и осколочными снарядами для пушки (из них 20 выстрелов находились в магазине) и 945 патронов к пулемету ДТ (15 магазинов). Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с. После производства выстрела бронебойным снарядом стреляная гильза выбрасывалась автоматически. При стрельбе осколочным снарядом из-за меньшей длины отката пушки открывание затвора и извлечение гильзы осуществлялось вручную. Созданный весной 1942 года новый 45-мм бронебойно-подкалиберный снаряд, пробивал броневую плиту толщиной 50 мм на дальности 500 м. Силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 суммарной мощностью 140 л.с. Коленчатые валы двигателей соединялись муфтой с упругими втулками. Картер маховика переднего двигателя был соединен тягой с правым бортом для предотвращения поперечных колебаний силового агрегата. Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров или с помощью с помощью пусковой рукоятки.
Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи вперед и одну передачу - назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами с накладками из феродо и двух простых однорядных бортовых редукторов. Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5. В состав движителя танка (применительно к одному борту) входили ведущее колесо со съемным зубчатым венцом цевочного зацепления, пять односкатных обрезиненных опорных катков и три цельнометаллических поддерживающих катка, направляющее колесо с кривошипным механизмом натяжения гусеницы и мелкозвенчатая гусеница из 91 трака. Конструкции направляющего колеса и опорного катка были унифицированы. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Подвеска - индивидуальная торсионная без амортизаторов. В командирских танках монтировалась КВ-радиостанция 9Р или 12РТ, размещеная в башне, и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2Ф. На линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2. Масса танка составляла 9,8 тонн.
С октября 1942 года ГАЗ, а с ноября и завод № 38 перешли на выпуск модернизированных танков Т-70М с усиленной ходовой частью и трансмиссией. У них были увеличены ширина (с 260 до 300 мм) и шаг траков, ширина опорных катков, а также диаметр торсионов подвески и зубчатых венцов ведущих колес. Число траков в гусенице уменьшено с 91 до 80. Кроме того, усилены поддерживающие катки, остановочные тормоза и бортовые редукторы. Конструкция танка претерпела и ряд других мелких изменений, в частности смотровую щель на люке механика-водителя заменили перископическим прибором наблюдения, боекомплект пушки был сокращен до 70 выстрелов, и на всех танках появилось место под установку радиостанции. В результате - масса танка возросла до 10,1 тонн.
Легкий танк Т-70 и его усовершенствованный вариант Т-70М состояли на вооружении танковых бригад и полков, так называемой смешанной организации, совместно со средним танком Т-34. В отдельной танковой бригаде имелось 32 танка Т-34 и 21 танк Т-70. Причем существовали как отдельные танковые бригады, так и бригады в составе танковых корпусов. В танковом полку имелось на вооружении 23 танка Т-34 и 16 Т-70, при этом, танковые полки могли входить в состав механизированных бригад или быть отдельными. Также танки Т-70 состояли на вооружении бронебатальонов (в составе двух рот бронеавтомобилей БА-64 и одной роты легких танков Т-70), которые использовались как приданные разведывательные подразделения в механизированных и танковых корпусах.
Первое боевое крещение эти танки получили в ходе боев на Юго-Западном направлении в июне - июле 1942 года, где они понесли большие потери. Уже первые бои выявили их низкие боевые качества, вооружение не позволяло им бороться с немецкими средними танками, а бронезащита была недостаточной при использовании Т-70 в качестве танков непосредственной поддержки пехоты. Кроме того, наличие в экипаже только двух танкистов, один из которых был крайне перегружен многочисленными обязанностями, а также отсутствие на боевых машинах средств связи крайне затрудняли их использование в составе подразделений и приводили к повышенным потерям. Заключительным этапом в судьбе этих танков стала Курская битва. Так, по состоянию на 4 июля 1943 года танковые части Центрального фронта включали в себя одну танковую армию, два отдельных танковых корпуса, две отдельных танковых бригады, 15 отдельных танковых и 6 самоходно-артиллерийских полков, в составе этих частей имелось 1487 танков (880 Т-34, 75 КВ и КВ-1с, 151 американский и английский, 67 Т-60 и 314 Т-70) и 96 самоходных установок. Кроме того, 166 танков (24 КВ, 87 Т-34 и 55 Т-70) имелось в техническом резерве фронта. Таким образом, к началу Курской битвы 369 Т-70 составляли 22% всего танкового парка войск Центрального фронта. В ходе начавшегося 5 июля немецкого наступления войска этого фронта вступили в тяжелые бои с противником, неся при этом большие потери. Например, 2-я танковая армия, имевшая к началу боев 447 боевых машин (305 Т-34, 125 Т-70 и 17 Т-60), в период с 5 по 15 июля потеряла: сгоревшими 85 Т-34 и 49 Т-70, подбитыми 92 Т-34 и 44 Т-70, подорванными на минах 11 Т-34, Т-70.
В ходе Прохоровского сражения танки Т-70 составляли до 50% участвовавших в бою машин. Таким образом, возможность уцелеть, не говоря уже о том, чтобы выйти победителем, в открытом бою с немецкими танками у Т-70 была практически ничтожна. Тем не менее, в руках умелых танкистов и танк Т-70 являлся грозным оружием. Так, например, 6 июля 1943 года в боях за деревню Покровка на Обояньском направлении экипаж танка Т-70 из 49-й гвардейской танковой бригады, которым командовал лейтенант Б. В. Павлович, подбил три средних немецких танка и одну «Пантеру». Хотя к весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной армии, тем не менее, в некоторых бригадах они продолжали эксплуатироваться еще довольно долго. Кроме того, часть танков этого типа использовалось в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Танки Т-70 и Т-70М принимали участие в боевых действиях вплоть до конца Великой Отечественной войны. Однако к концу войны количество Т-70 в войсках было очень мало. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года танковые части 2-го Украинского фронта насчитывали 381 танк и САУ, из них Т-70 составляли только 9 штук (по одному в составе 51-й гвардейской самоходной бригаде и 112-м самоходно-артиллерийском дивизионе и 7 в 28-м отдельном учебном танковом полку фронта.
На базе агрегатов танка Т-70М были созданы легкий танк Т-80, приспособленный к ведению боев в условиях города с узкими улицами, и целый ряд самоходных артиллерийских установок, в том числе и зенитных (СУ-76, СУ-76М, ЗСУ-37 и др.)
С конца декабря 1942 года завод № 38 прекратил выпуск танков и переключился на производство самоходных установок СУ-76. В результате, начиная, с 1943 года легкие танки для Красной армии выпускались только на Горьковском автозаводе, а с 1 октября того же года и ГАЗ перешел на выпуск самоходных установок СУ-76М. Всего же в 1942 - 1943 годах было выпущено 8226 танков модификаций Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5000 ед., то есть более 60%.
Легкий танк Т-70М строевой номер «121» был воссоздан из фрагментов. Корпус танка был передан музею руководством Главного автобронетанкового управления МО РФ в 2001 году, а башня с пушкой была обнаружена поисковым отрядом «Высота» (г. Санкт-Петербург) в районе г. Мга Ленинградской области. Реставрационно-восстановительные работы проведены в октябре 2001 года в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).