Огнеметная установка «Уосп IIC» (Wasp IIС) (Великобритания)


Годы выпуска – 1942 - 1945

Всего выпущено – 112300 (Universal Carrier всех модификаций)

Масса в боевом положении, т – 4,9

Мощность двигателя, л.с. – 85

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 52

Запас хода по шоссе, км  - 200

Экипаж, чел. -  3

Вооружение:  огнемет, 7,71-мм  зенитный пулемет «Брэн»

Емкость бака огнемета, л - 360

Боекомплект, патр. -  2000

Бронирование: лоб корпуса, мм -  10


Основным английским бронетранспортером в годы Второй мировой войны стал легкий гусеничный многоцелевой бронетранспортер Universal Carrier (Универсальный транспортер – англ.)  Он был разработан в 1938 году фирмой Vickers-Armstrong  на базе известной английской танкетки «Виккерс Карден-Ллойд». «Универсальный транспортер» - представлял собой низкую открытую сверху бронированную машину, приспособленную под установку станового пулемета «Виккерс» или ручного пулемета «Брен» (который и дал машине ее второе распространенное имя  - «Bren Carrier» - носитель пулемета Брэн – англ.).

Маленькие и дешевые БТР Universal Carrier оказались очень простыми по устройству и неприхотливыми в эксплуатации. К их основному недостатку относилось слабое противопульное бронирование. Серийное производство БТР Universal Carrier продолжалось с 1936 по 1945 год, причем помимо Великобритании, в модифицированном виде (с четырьмя катками и двигателем «Форд Меркьюри») они выпускались также в США и странах Британского Содружества. Всего было изготовлено 112300 бронетранспортеров этого типа, что сделало его одним из самых массовых образцов бронетехники. Машина оправдывала свое название и действительно стала универсальной. Universal Carrier использовался британской армией и вооруженными силами  стран Британского Содружества в годы Второй мировой войне в самых разных ролях: в качестве разведывательной машины в пехотных и разведывательных подразделениях; тягача для артиллерийских систем; бронированных наблюдательных и командирских машин; носителя вооружений (пулеметов, ПТР и минометов); транспортера-подвозчика боеприпасов. На ее базе был создан самоходный огнемет Wasp.

В Великобритании к 1945 году несколькими фирмами было изготовлено примерно 57000 этих машин в самых разнообразных вариантах. БТР Universal Carrier также производился:  в Канаде (29000 ед.), в Австралии (около 5000 ед.), Новой Зеландии (около 1300 ед.) и в США (около 20000 ед.)  Значительное количество этих машин в ходе Второй мировой войны в рамках программы ленд-лиза  было поставлено союзникам, и прежде всего Советскому Союзу: в 1941 году - 330  ед.;  в 1942 году - 903 ед.;  в 1943 году – 408 ед.; в 1944 году – 351 (из них 27 – канадских); в 1945 году – 16 (канадского производства).  

Отделение управления располагались в передней части БТР Universal Carrier, десантное отделение – в средней и кормовой части,  а силовая установка - в кормовой части машины. «Универсальный транспортер», созданный с использованием  автомобильных агрегатов, имел открытый сверху сварной легкобронированный корпус простой прямоугольной формы. Механик-водитель размещался спереди – справа. (На образцах, выпускавшихся в Канаде и США – механик-водитель – располагался в передней части корпуса - справа.) Наблюдение осуществлялось через смотровые щели. Вооружение состояло из 13,97-мм ПТР «Бойс» Mk I и двух ручных пулеметов «Брэн», один из которых монтировался на вертлюге для зенитной стрельбы.

8-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Ford GAE жидкостного охлаждения мощностью 60 л.с. позволял бронетранспортеру развивать максимальную скорость до 40 км/ч. Канадские машины внешне были идентичны английскому варианту, но имели более мощный двигатель (85 л.с.) и меньшую массу (3,56 т). В кормовой части машины монтировалась механическая пятискоростная коробка передач и бортовые фрикционы. Здесь же, в зависимости от назначения машины устанавливалось вооружение, аппаратура или размещался десант в количестве 3 - 4 человек. Поворот машины осуществлялся за счет изгиба гусеницы в плане и торможения полуосей дифференицала. Управление поворотом производилось с помощью штурвала. Ходовая часть первых модификаций выполнялась с тремя опорными катками на борт, последующие модификации имели по четыре опорных катка на борт. Подвеска этих машин балансирная, сблокированная по два катка со спиральными пружинами. Гусеница металлическая мелкозвенчатая. Благодаря низкому удельному давлению на грунт порядка 0,45 кг/кв. см и наличию мощного двигателя, бронетранспортер обладал высокой скоростью и проходимостью.

Во время Великой Отечественной войны «Универсалы»  поступили в Красной армию на вооружение разведывательных рот танковых бригад и разведывательных батальонов танковых и механизированных корпусов, где они, несмотря на недостаточную огневую мощь, активно использовались для разведки и боевого охранения.

Наряду со своей основной  задачей носителя вооружений, БТР Universal Carrier в годы Второй мировой войны выполнял функции и боевой химической машины. Еще в июне 1940 года в вооруженных силах Великобритании было сформировано управление «нефтяной войны», ведавшее зажигательным вооружением. Англичане начали работу над огнеметными танками с опытов над пехотным танком «Вален­тайн». Они модифицировали два танка «Валентайн» - на один установили фугасный огнемет, метательное действие которо­го производилось зарядами кордита, на другой – пневматический, действовав­ший под давлением газа (азота). Испытания, проводившиеся в 1942 году, по­казали, что лучшей является пневмати­ческая система. После этих испытаний огнеметных танков английские вооруженные силы приняли на вооружение  пневматический огнемет Ronson, использующий давление азота с дальностью действия от 80 до 100 ярдов (73 - 91,5 м). Это позволило начать выпуск и самоходного огнемета, получившего название «Wasp» (Oca) Mk I. В сентябре того же года был сделан заказ на поставку для английской армии 1000 самоходных огнеметных установок, и к ноябрю 1943 года они поступили на вооружение англичан. Ствол огнемета в установке Wasp Mk I размещался в передней части, над бортом корпуса, на месте пулеметчика слева от механика-водителя, а  два резервуара с огнесмесью (емкостью 272 литра) и со сжатым газом  располагались внутри его корпуса в кормовой части. Под давлением сжатого азота или углекислоты огнесмесь подавалась к огнемету. Поджигание струи огнесмеси производилось бензином, который воспламенялся  электрической запальной свечой. Бензин к огнемету поступал из основных баков машины. Для самообороны использовался ручной пулемет «Брэн» с боекомплектом 2000 патронов. Управление огнеметом производилось при помощи штурвала. Однако подобная компоновка была неудачной, поэтому Mk I вскоре заменили на Wasp Mk II,  с более компактным пусковым устройством; причем управлять им стало не только легче, но и безопаснее. Теперь ствол-насадка огнемета с бронекожухом монтировалась в амбразуре  вместо пулемета в лобовом листе. При этом возросла защищенность огнемета, с одновременным уменьшением сектора обстрела. Две емкости с огнесмесью содержали 360 литров. Рабочее давление создавалось сжатым азотом или углекислотой, которые содержались в 2 баллонах по 10 л. Практическая дальность огнеметания составляла - до 125 - 130 м, предельная  - 145 м. Запаса огнесмеси хватало на 10 - 12 односекундных выстрелов. За одну секунду выбрасывалось 16 литров огнесмеси.  Давление сжа­того азота в баллонах  составляло 175 - 200 кг/кв. см, рабочее давление - 20 кг/кв.см. Машина получилась достаточно компактной и быстроходной, но слабая бронезащита и отсутствие крыши делали этот самоходный огнемет весьма уязвимым.

К его достоинствам можно отнести маневренность, малые размеры и сравнительную дешевизну. А в 1943 году появляется еще один его вариант - Wasp Mk IIC (С – от  «Canada»), выпускавшийся для Канадской армии, разработавшей собственный вариант  этого самоходного огнемета, позже он был принят и на вооружение Армии США под наименованием «Satan» (Сатана). Канадцы сочли неразумным использовать Universal Carrier в роли носителя одного только огнемета и изменили конструкцию «Осы» таким образом, что бронетранспортер мог теперь оборудоваться и пулеметом. Они перенесли в Wasp Mk IIC емкости с горючей смесью за кормовую броню бронетранспортера. В канадском варианте самоходного огнемета вместо двух баков использовался только один, емкостью 341 литр, смонтированный снаружи на корме корпуса, что позволило высвободить место для третьего члена экипажа, который теперь мог вести стрельбу из ручного пулемета или 50-мм ротного миномета и обеспечило для Wasp Mk IIС гораздо большие тактические возможности. Постепенно именно он стал основным  самоходным огнеметом в войсках. 

С июня 1944 года все «Осы», предыдущих выпусков стали комплектоваться по типу Wasp Mk IIС; причем  выпущенные ранее установки переделывали во фронтовых условиях, на них сохранялись прежние 272,7-литровые (60-галлонные) емкости. Фронтовой опыт показал, что лобовую защиту транспортера следует усилить, и на многих установках Wasp Mk IIC поверх имевшейся, стали устанавливать дополнительную броню. Некоторые самоходные огнеметы Wasp снабжались приборами для установки дымовой завесы, а часть машин была оборудована для передвижения вплавь, на них были установлены специальные экраны. Впервые самоходные огнеметы Wasp Mk II были применены в боях в июле 1944 года во время высадки союзников в Нормандии. Их использовали преимущественно в качестве оружия поддержки пехоты, тогда как огнеметные танки «Черчилль - Крокодайл» действовали совместно с танковыми частями. Огнеметные установки «Оса» оказались чрезвычайно эффективным оружием, производя большое психологическое давление на немецких солдат. В годы Великой Отечественной войны три огнеметные установки Wasp Mk II были переданы СССР по ленд-лизу.

Огнеметная установка Wasp Mk II в виде фрагментов передана в дар музею сотрудником поискового объединения, ветераном Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом в 1999 году. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 2000 году в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).