Пехотный (средний) танк «Матильда IV» (Matilda IV) (Великобритания)


Год выпуска – 1939 - 1943

Всего выпущено – 2890 ед. (по другим данным – 2987 ед.)

Масса в боевом положении, т – 26,9

Мощность двигателя, л.с. – 174 / 190

Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 24

Запас хода по шоссе, км  - 130

Экипаж, чел. -  4

Вооружение: 40-мм пушка, 1х7,92-мм пулемет BESA, 1х7,7-мм пулемет «Брэн»

Боекомплект, выстр/патр(калибра 7,92/7,7-мм)  -  67/3150/ 2800

Бронирование: лоб башни/лоб корпуса, мм - 75/78


В октябре 1935 года британское Военное министерство заказало у фирмы Vickers - Armstrongs Ltd. танк поддержки пехоты под кодовым названием «Матильда», вооруженный одним пулеметом и с экипажем, состоящим из двух человек. Новому танку присвоили код Британского  генерального штаба – «А11». Первый прототип А11Е1 был готов к испытаниям в сентябре 1936 года. Однако, уже в том же месяце, в Британском военном министерстве приступили к поиску возможностей улучшения его боевых характеристик, и в первую очередь - броневой защиты и вооружения. Пехотный танк должен был иметь противоснарядное бронирование и вооружение для борьбы с вражеской пехотой, огневыми точками и танками. Первоначально планировали оснастить А11 двухместной башней с 2-фунтовой пушкой спаренной с пулеметом, что резко повышало противотанковые возможности новой машины, однако вписать ее в габариты «Матильды» не удалось. Масса танка при этом достигла бы 14 тонн, и двигатель был бы предельно перегружен. Поэтому машину переконструировали практически заново. Новый танк получил название «Matilda Senior» (индекс «А12»). К его производству подключили сталелитейный завод фирмы Vulcan Foundry в Чешире.

Вновь разработанные литые башня и лобовая деталь корпуса позволили резко улучшить броневую защиту. Мощность двигателя повысили, установив спарку 6-цилиндровых дизельных двигателей АЕС общей мощностью 174 л/с. Первый прототип 27-тонного танка Matilda Senior А12Е1 был готов в апреле 1938 года. 78-мм броня «Матильды» защищала от поражения любой танковой или противотанковой пушкой вероятного противника, а установка мощной, по тому времени, 2-фунтовой пушки позволяла ей бороться со всеми танками вероятного противника, хотя отсутствие в её боекомплекте фугасного снаряда значительно снижало боевые возможности. Уже в том же году танк Matilda Senior приняли на вооружение английской армии. К его серийному производству наряду с фирмой - генподрядчиком Vulcan Foundry были привлечены и другие предприятия: Ruston & Hornsby Ltd. в Линкольне; Jhon Fowler & Со в Лидсе; North British Locomotive Company в Глазго; Harland & Wolff в Белфасте и London, Midland and Scottish Railway Company.

Общее количество изготовленных  в 1939 - 1943 годах танков Matilda Senior (переименованных в 1939 году в  «Matilda Mk II») составило 2890 ед. (по другим данным – 2987 ед.) В 1940 году серийный вариант танка «Матильда» Mk II сменила в производстве его усовершенствованная модель Mk IIА, получившая новый спаренный 7,92-мм танковый пулемет BESA (лицензионный чехословацкий ZB 53), кроме того, незначительные изменения внесли и в ходовую часть, вместо поддерживающих катков – она получила направляющие полозья. А вскоре эту модель «Матильда» оснастили спаркой новых дизельных двигателей Leyland  общей мощностью 190 л.с., что позволило увеличить скорость с 15 до 24 км/ч. Танки «Матильда» с сентября 1939 года использовались англичанами на всех фронтах Второй мировой войны. И все-таки армейская жизнь танков «Матильды» в британской армии оказалась недолгой.

Появление у немцев новых танков и САУ с более мощным бронированием, а также невозможность разместить на «Матильде» вооружение более крупного калибра привело к тому, что в английских танковых частях их уже в начале 1942 года стали заменять американскими танками «Грант» и «Шерман». Изъятые «Матильды» передавались в австралийские части, в составе которых они до конца Второй мировой войны участвовали в боях на островах Тихого океана, а также активно переделывались в различные спецмашины: саперные танки «Матильда Барон» и «Матильда Скорпион»; катковые минные тралы; бульдозеры; мостоукладчики;  прожекторные и огнеметные танки.

Компоновка среднего танка «Матильда» Mk II классическая. Корпус танка - комбинированный. Носовая часть, подбашенная коробка и корма - литые; днище, борта и фальшборты - из катаной брони. Детали корпуса соединялись между собой гужонами. Борта корпуса в верхней части - наклонные, в средней и нижней - вертикальные. Фальшборты защищали ходовую часть от поражения осколками снарядов. В крыше отделения управления располагался люк для посадки механика-водителя. Перед люком в крыше корпуса был смонтирован перископический прибор Мк IV, а в лобовом листе - смотровой лючок, закрывавшийся массивной броневой заслонкой. Моторное и трансмиссионное отделения сверху закрывались броневыми жалюзи. Башня танка - литая, цилиндрическая, устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением. В передней части башни, в маске размещались спаренные пушка и пулемет, а также телескопический прицел №24В Mk I с 1,9-кратным увеличением. На правой стенке башни крепился кронштейн для установки мортирок для стрельбы дымовыми гранатами. На крыше башни слева находилась вращающаяся командирская башенка с люком, закрывавшимся двухстворчатой крышкой. В передней ее створке монтировался перископический прибор наблюдения, еще один такой прибор располагался в крыше башни перед башенкой. Справа от башенки имелся прямоугольный люк для посадки заряжающего. Башня вращалась ручным механизмом или гидравлическим приводом и была оборудована вращающимся поликом, на котором размещалась часть боекомплекта. На танках Mk II и Mk IIА устанавливалась 2-фунтовая танковая пушка Мк IX. Вертикальные углы наведения в пределах от +20° до - 15° придавались пушке с помощью плечевого упора, который крепился к левой щеке кронштейна гильзоулавливателя и мог регулироваться в соответствии с ростом наводчика. Спаренный с пушкой 7,92-мм танковый пулемет BESA (на танках модификации Mk II - 7,7-мм пулемет .303 Vickers). На командирской башенке части машин крепилась зенитная установка Lakeman для 7,7-мм пехотного пулемета «Брэн».  В боекомплект танка входили 67 выстрелов с бронебойными снарядами, 3150 патронов калибра 7,92 мм, 2800 патронов калибра 7,7 мм и 8 дымовых гранат. Для внешней связи танк оборудовался радиостанцией №19 Mk. II. Для внутренней связи имелось переговорное устройство на 4 абонента. Силовая установка (начиная с танков Mk IIA), состояла из двух 6-цилиндровых рядных дизелеьных двигателй Leyland жидкостного охлаждения мощностью 95 л.с.

На танках  Mk II и  части танков Mk IIA монтировались два 6-цилиндровых дизеля АЕС. Емкость двух топливных баков составляла 225 л. Для запуска каждый двигатель снабжался стартером, а для его облегчения при низких температурах  на части машин у двигателей имелись специальные эфирные карбюраторы, соединенными трубопроводами с прокалывающими пистолетами. В трансмиссию «Матильды» входили: сцепление на каждый двигатель, поперечная передача, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи и соединяющие их валы. Коробка передач - планетарная, шестискоростная (6 вперед, 1 назад) типа Wilson, с сервоуправлением. Бортовые фрикционы - многодисковые, сухие. Бортовые передачи одноступенчатые. Ходовая часть «Матильды» имела балансирную подвеску, с цилиндрическими пружинными рессорами. 10 опорных катков (на борт) с металлическими бандажами были сблокированы попарно в пять тележек. Кроме того, имелся одиночный передний каток большего диаметра, чем опорные катки, облегчавший преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо с двумя съемными зубчатыми венцами располагалось сзади, а направляющее с натяжным механизмом винтового типа - спереди. На танках Mk. II и Mk. IIA устанавливались 6 поддерживающих катков, а начиная с модификации Mk.IIA - направляющие полозья. Каждая гусеничная цепь состояла из 69 стальных литых траков шириной 355 мм.          

Однако,  «Матильдам», снятым с вооружения английской армии, вскоре было суждено еще раз доказать свою полноценность в качестве боевой машины, но теперь - уже на Восточном фронте. Еще 22 июня 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль заявил о британской помощи России и русскому народу. И уже 16 августа 1941 года СССР заключил соглашение с Англией, которое предусматривало предоставление Советскому Союзу финансового кредита, а также поставку английских танков, самолетов и других видов вооружений. Первые английские танки (20 «Матильд» и «Валентайнов») прибыли в Архангельск с караваном PQ-1 11 октября, а всего до конца 1941 года в СССР прибыло 466 танков, из них 187 «Матильд»,  как раз, к началу битвы за Москву, что пришлось очень кстати.

Всего в рамках программы ленд-лиза в течение 1941-1943 годов в Советский Союз  были поставлены 1084 танка «Матильда» Mk II и  Mk IIА, из которых в СССР прибыли только  918  ед. (остальные погибли вместе с транспортными кораблями во время доставки морским путем).  В связи с тяжелым положением на советско-германском фронте освоение зарубежной бронетанковой техники началось сразу после ее прибытия в СССР. Танковые батальоны, оснащенные английскими танками («Матильда» Mk II - 21 ед. и Т-60 – 3 ед.) включались как в состав танковых бригад, так, и частично, в состав  танковых и механизированных корпусов. Единственным соединением, полностью оснащенным танками английского производства (в основном «Матильда» Mk II и  Mk IIА), стал 5-й механизированный  корпус в период ведения им боевых действий в составе Юго-Западного фронта в 1943 году. Однако английские танки оказались неприспособленными к тяжелым условиям Восточного фронта. «Матильды» прибыли на советско-германский фронт, оснащенные, так называемыми, «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления со скользкими  грунтами в условиях зимы. Поэтому неоднократно танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для исключения этого, во фронтовых условиях на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические грунтозацепы - «шпоры». В России выявился еще один специфический недостаток этой машины: осенью и весной - грязь, забивавшаяся между фальшбортом и корпусом, при понижении температуры замерзала и лишала танк возможности движения. Однако,  по бронированию «Матильда» превосходила наш KB (78 мм против 75 мм), а 40-мм английская пушка по бронепробиваемости не уступала советским 45-мм танковым и противотанковым пушкам, хотя максимальная эффективная дальность огня составляла не более 500 м, а отсутствие осколочно-фугасного снаряда еще более снижало ее возможности. И все-таки советские танкисты по достоинству оценили мощную броню «Матильды» и высокую надежность работы дизельного двигателя и планетарной коробки передач, а также простоту в управлении танком. Зимой - весной 1942 года «Матильды» активно использовались в боях, главным образом на Западном, Калининском и Брянском фронтах, где шли в основном позиционные бои. А из-за своей мощной бронезащиты, малой скорости и небольшого запаса хода танк «Матильды» оказался удачной машиной как раз для использования в таких боевых действиях. Так, в феврале 1942 года на Северо-Западном фронте развернулись ожесточенные бои за город Холм (Ленинградская область). Батальон танков Mk II «Матильда» вместе с 391-й стрелковой дивизией, атаковал немецкие позиции на южном фланге обороны г. Холм. С 15 по 20 февраля 1942 года в боях за дер. Малвотица и г. Холм танкисты уничтожили: 5 противотанковых орудий, 1 бронемашину, 12 ПТР, 4 ручных пулемета, 12 минометов, 20 автомашин и до двух рот пехоты противника.  Согласно докладу командования, «танки MK-II в боях показали себя с положительной стороны. Каждый экипаж за день боя расходовал до 200 - 250 снарядов и по 1 - 1,5 боекомплекта патронов. Каждый танк отработал по 550 - 600 моточасов вместо положенных 220 ч. Броня танков показала исключительную стойкость. У отдельных машин имелось 17 - 19 попаданий снарядом калибра 50 мм снарядов и ни одного случая пробития лобовой брони. На всех танках имеются случаи заклинивания башен, масок и вывод из строя орудий и пулеметов». В ходе боев батальон потерял восемь  «Матильд»  (четыре из них были подбиты огнем противотанковых орудий, четыре - подорвались на минах) и четыре легких танка Т-60. Однако ввиду слабого вооружения и плохой проходимости по бездорожью с весны 1943 года Советский Союз отказался ввозить «Матильды». Тем не менее, они активно использовались в боях в 1943 году, причем на важнейших стратегических направлениях. Например, к началу немецкого наступления на Курской дуге в составе 201-й танковой бригады 7-й гвардейской армии Воронежского фронта имелось 18 «Матильд». В боях с 5 по 25 июля 1943 года 201-я танковая бригада уничтожила 30 немецких танков, семь САУ, 28 орудий, 13 минометов, 23 пулемета и девять автомашин. Однако уже к лету 1944 года в танковых частях Красной армии остались лишь единичные экземпляры этих танков, а к осени они оставались только в учебных подразделениях.

 Средний танк Mk IIА «Матильда» собран из отдельных фрагментов, обнаруженных и извлеченных поисковой группой «Эки­паж» в феврале 1994 года из речки Есинок в районе Крестьянской горы Жиздринского района Калуж­ской области. Ремонтно-восстановительные работы  были прове­дены в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка).