152-мм пушка БР-2 образца 1935 года (СССР)


Годы выпуска - 1937 - 1940

Всего выпущено - 37 ед.

Калибр - 152 мм

Масса в боевом положении - 18 200 кг

Длина ствола - 7170 мм

Длина нарезной части - 5713 мм

Расчет - 15 человек

Скорость движения - 12 - 15 км/ч

Скорострельность - 1 выстр/мин

Наибольшая дальность стрельбы - 25750 м

Дальность прямого выстрела - нет данных

Углы обстрела:

По горизонтали - 8°

По вертикали - 0° +60°


После окончания Гражданской войны на вооружении Красной армии имелось лишь незначительное количество дальнобойных крупнокалиберных орудий большой и особой мощности (в основном иностранного производства), предназначенных для контрбатарейной стрельбы, обстрела важных объектов в ближнем тылу противника, разрушения особо прочных фортификационных сооружений. Они к этому времени уже успели устареть как технически, так и морально.

В 1927 году Артиллерийское управление Наркомата Обороны СССР разработало программу создания образцов орудий большой и особой мощности орудий. Этой программой предусматривалась разработка дальнобойных длинноствольных 152-мм пушек для артиллерии резерва главного командования (АРГК). В 1929-1934 годах Ленинградский завод «Большевик» (бывший Обуховский завод) создал подобное орудие, получившее индекс «Б-10». Оно не выдержало войсковых испытаний, проведенных в
1935 году, однако концептуальные особенности Б-10 - баллистические характеристики и гусеничный лафет, нашли воплощение в другом проекте - Бр-2. Еще в начале 1930-х годов Артиллерийское управление предприняло попытку создания триплекса большой мощности, состоящую из 203-мм гаубицы, 152-мм пушки и 280-мм мортиры на едином лафете. Использование единого лафета давало ряд преимуществ - существенно удешевлялась и упрощалась разработка, производство и эксплуатация орудий.

Разработкой триплекса занимались конкурирующие КБ двух заводов - ленинградского «Большевик» и сталинградского «Баррикады». Проект новой 152-мм пушки завода «Баррикады» получил название «Бр-2» и представлял собой наложение ствола Б-10 на лафет гаубицы Б-4. Опытный образец 152-мм пушки, изготовленный заводом «Баррикады», имел скрепленный ствол, уравновешивающий механизм и незначительные изменения в ударном механизме затвора. Он поступил на полигонные испытания в декабре 1935 года. Конструкция пушки Бр-2 в значительной степени была унифицирована с конструкцией 203-мм гаубицы Б-4 образца 1931 года. От гаубицы был заимствован с небольшими изменениями лафет с гусеничным ходом, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без использования специальных платформ. Новым элементом являлся 152-мм ствол с поршневым затвором и пластическим обтюратором. В походном положении пушка разбиралась на две части и транспортировалась на двух повозках гусеничными тягачами со скоростью 15 км/ч . Благодаря гусеничной ходовой части лафета проходимость системы была довольно высокой. Мелкосерийное производство пушек Бр-2 началось 14 марта 1936 года (т. е. еще до завершения войсковых испытаний), причем, в отличие от опытного образца, ствол у серийных пушек был со свободной трубой по типу Б-30.

Принятое на вооружение орудие под обозначением «152-мм пушка образца 1935 года» имело ряд серьезных дефектов, в том числе очень низкую живучесть ствола (всего 100 выстрелов). Для решения этой проблемы был создан еще один его опытный образец со стволом, получившим более глубокие нарезы, а также с уменьшенную зарядную камору. В итоге, с 1938 года в производство для этих пушек пошли стволы с глубокими нарезами.

Орудие Бр-2 представляло собой длинноствольную пушку, смонтированную на однобрусном лафете с гусеничным ходом. Тот же лафет с небольшими конструктивными изменениями использовался для 203-мм гаубицы Б-4 и 280-мм мортиры Бр-5. К основным конструктивным особенностям пушки относились: ствол со свободной трубой; затвор поршневого типа; гидравлический тормоз отката; гидропневматический накатник; переменная длина отката; картузное заряжание. Для облегчения подачи снарядов с грунта имелся специальный кран с лебедкой. Лафет имел специальный гидропневматический уравновешивающий механизм толкающего типа. Предполагалось, что конструкция гусеничного лафета обеспечит высокую проходимость при движении по целине или пашне, позволив, таким образом, повысить живучесть орудия за счет быстрой смены огневой позиции в неразобранном виде. Однако его использование привело к громоздкости и очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде. При этом, возможности маневра огнем также были сильно ограничены углом горизонтальной наводки всего лишь в 8°. Для поворота пушки силами расчета за пределы угла горизонтальной наводки требовалось не менее 25 минут. На небольшие расстояния орудие могло перемещаться в неразобранном виде со скоростью 5 - 8 км/ч , на большие расстояния Бр-2 буксировалась в разобранном виде - ствол отдельно на специальной орудийной повозке, лафет - отдельно. Орудийная повозка Бр-10 - колесная, общая масса повозки со стволом достигала 11,1 т.

Повозка состояла из корпуса, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Также могла использоваться гусеничная ствольная повозка Б-29, при этом общая масса со стволом достигала 13,4 т. Время перевода орудия из походного положения в боевое при раздельной транспортировке составляло от 45 минут до 2 часов. Буксировалось орудие гусеничными артиллерийскими тягачами «Ворошиловец»», а ствольные повозки - менее мощными гусеничными тягачами «Коминтерн».

152-мм пушка Бр-2 использовала для стрельбы только свои собственные, специально для нее разработанные боеприпасы; причем орудия с глубокими и мелкими нарезами также имели свои собственные невзаимозаменяемые снаряды. Снаряды для орудий с глубокими нарезами имели один ведущий поясок, а для орудий с мелкими нарезами - два пояска. Боекомплект пушки Бр-2 включал выстрелы раздельного картузного заряжания с различными типами осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов и три переменных заряда. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом весом 48,77 кг составляла 25750 м .

152-мм пушки Бр-2 предназначались для поражения различных объектов в ближнем тылу противника - командных пунктов и штабов, складов, полевых аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск, дальнобойных батарей, а также разрушения фортификационных сооружений вертикального типа стрельбой прямой наводкой.

Орудия Бр-2 участвовали в советско-финской войне. По состоянию на июнь 1941 года в РККА имелось 37 пушек Бр-2, при этом в войсках находилось 28 орудий. Остальные орудия находились на складах и полигонах. Из-за неблагоприятного для Красной армии хода боевых действий на начальном этапе войны все 152-мм пушки Бр-2, как и почти вся артиллерия большой и особой мощности, были выведены в тыл и приняли участие и в боевых действиях лишь с конца 1942 года. Их использовали в Курской битве, в ходе окончательного снятия блокады с Ленинграда, в Белорусской наступательной операции 1944 года, а апреле 1945 года эти орудия из состава артиллерийской группы 8-й гвардейской армии использовались для поражения целей на Зееловских высотах в ходе Берлинской наступательной операции.

Перед Великой Отечественной войной 152-мм пушки образца 1935 года поступили на вооружение отдельного тяжелого пушечного полка РВГК (24 орудия), а также двух отдельных батарей (по 2 орудия), дислоцированных в Архангельском военном округе для береговой обороны. После начала войны пушки Бр-2 использовались в составе отдельных дивизионов по 6 орудий. Позднее их организационно-штатная структура была изменена - введен пушечный полк особой мощности, состоявший из четырех батарей (по 2 орудия). На своем вооружении пушечный полк особой мощности имел 6 152-мм пушек Бр-2 и две 210-мм пушки Бр-17. По состоянию на май 1945 года части РВГК включали в себя четыре таких полка.

Производство пушек Бр-2 осуществлялось заводом «Баррикады» (г. Сталинград) с 1937 по 1940 год. Всего было изготовлено 37 орудий, в том числе, в 1937 году было выпущено 7 пушек с мелкими нарезами, а впоследствии выпускались только пушки с глубокими нарезами. В 1955 году пушки Бр-2 прошли капитальную модернизацию, для орудия был разработан новый колесный лафет. Транспортировка орудия стала нераздельной, скорость буксировки существенно возросла до 35 км/ч . Модернизированные орудия получили индекс Бр-2М и находились на вооружении Советской армии до 1970-х годов.