Истребитель Бф-110Ф-2 (Германия)
Экипаж – 3 человека
Двигатель – «Даймлер-Бенц» DВ 601N-1
Мощность – 2х1200 л.с.
Размах крыла - 16,27 м
Площадь крыльев – 38,4 кв. м
Масса пустого самолета – 5200 кг
Масса максимальная взлетная – 6750 кг
Максимальная скорость на высоте / у земли - 560 /470 км/ч
Практический потолок – 10 000 м
Максимальная дальность – 775 км
Вооружение: 2х20-мм пушки МG FF; 4х7,92-мм пулемета МG 17 и 1х7,92-мм пулемет МG 15.
Большое внимание в предвоенный период германское военное командование уделяло развитию тяжелых многоцелевых истребителей. Уже в середине 1930-х годов ведущие авиационные фирмы Третьего Рейха приняли участие в конкурсе на создание нового боевого самолета - «стратегического истребителя». По замыслу командования Люфтваффе этот самолет должен был использоваться для завоевания господства в воздухе над территорией противника, а также для сопровождения дальних бомбардировщиков. Кроме того, предусматривалось и выполнение им задач дальнего истребителя-перехватчика, разведчика и истребителя-бомбардировщика. Из представленных проектов лучшим был признан проект самолета Мессершмитт Вf 110, разработанный В. Мессершмиттом.
Первый полет опытный самолет Вf 110А-0 совершил 12 мая 1936 года, а уже в 1937 году истребитель Вf 110 модели С был принят на вооружение Люфтваффе и запущен в серийное производство ведущей германской самолетостроительной фирмой Bayerische Flugzeugwerke AG. Это был цельнометаллический двухмоторный моноплан с низкорасположенным крылом; с разнесенным двухкилевым хвостовым оперением, с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Фюзеляж самолета представлял собой металлический монокок овального сечения. Всю переднюю и среднюю части фюзеляжа занимала просторная кабина экипажа, в которой размещались пилот и стрелок, а также на ряде моделей этого самолета, еще и третий член экипажа - штурман. Кабина закрывалась раздвижным фонарем из плексигласа. На момент создания Вf 110 имел лучшую среди немецких боевых самолетов броневую защиту экипажа. Установленная на нем броня защищала летчика и стрелка от обстрела спереди, сзади и снизу. Бронирование кабины состояло из отдельных стальных плит толщиной от 5 до 10 мм. Кроме того, лобовое стекло фонаря представляло собой блок прозрачной брони толщиной 58 - 60 мм. Общая масса установленной на самолете брони составляла 177 кг. Крыло трапециевидной формы было снабжено элеронами щелевого типа, уравновешенными с помощью противовесов. В свободном пространстве центроплана крыла располагались четыре протектированных топливных бака общей емкостью 1820 литров.
Самолет Вf 110 первоначально оснащался двигателями Jumo 210G, а с 1939 года - 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DВ-601 в разных модификациях (мощностью от 1050 до 1350 л.с.). Двигатели приводили во вращение трехлопастные винты VDM с электрическим управлением. Под крылом устанавливались радиаторы тоннельного типа. По внешним сторонам мотогондол могли подвешиваться по одному дополнительному топливному баку. Основные стойки шасси самолета в полете убирались в мотогондолы с помощью гидравлического привода, однако хвостовое колесо было неубирающимся. Оборудование самолета в значительной степени определялось его назначением. На всех самолетах Вf 110 монтировалась радиостанция FuG-10 с коротковолновым и длинноволновым приемопередающим блоками, блоками радионавигации и слепой посадки. Вооружение самолета также определялось его назначением. Так, Мессершмитт Вf 110 (в варианте тяжелого дневного истребителя) вооружался четырьмя 7,92-мм пулеметами МG 17, двумя 20-мм пушками МG FF или МG 151/20 и одним подвижным 7,92-мм пулеметом МG 15 или МG 81Z. Пулеметы МG 17 монтировались в носовой части фюзеляжа, а обе пушки размещались в нижней части фюзеляжа, причем доступ к ним обеспечивался и на земле и в полете, что позволяло стрелку или штурману в случае необходимости устранить задержки или заменить магазины. Управление всеми неподвижными пушками и пулеметами осуществлялось с помощью пневмосистемы. В кабине была установлена электросветовая сигнализация, информирующая о полном израсходовании боекомплекта. В кабине стрелка монтировался на шкворневой установке 7,92-мм турельный пулемет МG 15 (или вскоре сменивший его спаренный МG 81Z), который предназначался для защиты от атак истребителей с задней полусферы.
Первые серийные самолеты Мессершмитт Вf 110В-1 поступили на вооружение учебной авиационной эскадры LG 1 в 1938 году, а уже в начале 1939 года из них были сформированы первые боевые эскадры I/ZG 1 и I/ZG 76. В том же году Люфтваффе принимает на вооружение новую модель тяжелого истребителя Вf 110С с более совершенными двигателями DВ-601 А. Поставки серийных машин Вf 110С-1 на вооружение первых сформированных групп тяжелых истребителей I/ZG 1 и I/ZG 76 начали осуществляться уже в начале лета того же года. Эти германские авиационные части приняли активное участие во вторжении 1 сентября 1939 года в Польшу, где они вначале использовались для сопровождения бомбардировщиков. Но с ослаблением противодействия польских истребителей Мессершмитты Вf 110С переключились на нанесение ударов по наземным целям. Однако уже вскоре, воздушные бои в начальный период Второй мировой войны в небе Франции и Великобритании показали, что тяжелые двухмоторные истребители Вf 110 несут ощутимые потери от более легких маневренных истребителей противника. Несмотря на свои хорошие скоростные характеристики и мощное вооружение, Вf 110 оказался непригодным для выполнения боевых задач в качестве истребителя. По скороподъемности и маневренности он уступал всем основным одномоторным истребителям противника, что было, в первую очередь, обусловлено недостаточной для столь тяжелой машины мощностью двигателей. Высоту 5000 м самолет набирал примерно за 8,4 минуты, а полный вираж на высоте 1000 м выполнял за 30 секунд. В то время как британский истребитель «Спитфайр» Мк. VВ поднимался на высоту 6100 м за 6 минут 24 секунды, а на вираж тратил 18,8 секунды. В ходе «Битвы за Англию» немецкое командование было вынуждено защищать эти истребители с помощью другого германского самолета Вf 109Е.
Большие потери, понесенные эскадрами, вооруженными истребителями Мессершмитт Вf 110, заставили командование Люфтваффе перенацелить их на ведение разведки, нанесение бомбовых ударов и дальний перехват бомбардировщиков противника. Поэтому к началу лета 1941 года германские ВВС начали получать истребитель-бомбардировщик Вf 110 серии Е с усиленной конструкцией, более мощной броней и двигателями «Даймлер-Бенц» DB 605N. Кроме того, этот самолет получил четыре подкрыльевых держателя, что позволило увеличить его бомбовую нагрузку до 1200 кг. Истребителями-бомбардировщиками Мессершмитт Вf 110 были вооружены две эскадры ZG 26 и SKG 210, развернутые перед вторжением в СССР в июне 1941 года на советско-германской границе. Вскоре, к ним присоединились истребители-бомбардировщики Вf 110Е-1 из эскадры 1./ ZG 1, которые так же совершали атаки на советские аэродромы, бронетехнику и транспортные средства. В качестве истребителя-бомбардировщика, разведчика и штурмовика Мессершмитт Вf 110 использовался в 1941 году на Восточном фронте более эффективно. Однако и здесь они несли ощутимые потери от советских истребителей.
В 1942 году тяжелый дневной истребитель Мессершмитт Вf 110 модели G получил более мощные двигатели «Даймлер-Бенц» DB 605В мощностью 1475 л.с., что позволило увеличить максимальную скорость до 550 км/ч. Кроме этого, было усилено и его вооружение: две 20-мм пушки МG FF и две 30-мм пушки МК-101. В то же время, на ряде модификаций Вf 110, четыре пулемета МG 17 заменялись двумя 30-мм пушками МК-101, на других модификациях пулеметы МG 17 сохранялись, но 20-мм пушки МG-FF заменялись 30-мм пушками МК-108, а модель ночного истребителя-перехватчика Вf 110F-4/U-1 получила на вооружение две 30-мм пушки МК-108 в носовой части фюзеляжа и две такие же пушки, установленные в задней части кабины для стрельбы вверх и вперед. Эта модификация Мессершмитта использовалась для атак соединений тяжелых бомбардировщиков союзников с нижней полусферы. Кроме встроенного вооружения самолет Вf 110 использовал и разнообразное подвесное вооружение: в варианте истребителя-бомбардировщика это могли быть 2 авиабомбы калибром до 1000 кг под фюзеляжем и еще четыре 50-кг бомбы под крылом, а на многих истребителях- перехватчиках вместо подфюзеляжных бомбодержателей монтировались дополнительные подвесные контейнеры с двумя 20-мм авиапушками МG FF или МG 151/20 или с одной 37-мм пушкой ВК-3,7, которые позволяли немецким Мессершмиттам поражать американские «летающие крепости», не входя в зону действительного огня их бортовых пулеметов. Кроме того, ночные истребители-перехватчики Вf 110F-4а вооружались еще и четырьмя пусковыми установками 210-мм реактивных снарядов Wgr.21. Но в тех случаях, когда американские бомбардировщики сопровождались истребителями «Мустанг» или «Тандерболт», многотонные тяжелые Вf 110G проигрывали им единоборство. Однако, несмотря на это, самолеты Мессершмитт Вf 110, вплоть до конца Второй мировой войны, продолжали успешно использоваться в качестве ночного истребителя-перехватчика ПВО, поскольку их мощное наступательное вооружение и большая продолжительность полета позволяли эффективно бороться с бомбардировщиками противника. В варианте ночного истребителя-перехватчика Вf 110 в носовой части фюзеляжа размещался бортовой радиолокатор FuG-202 «Лихтенштейн» SN-2, а возросшее из-за торчащих во все стороны антенн аэродинамическое сопротивление в какой-то степени компенсировалось увеличением мощности установленных на самолете двигателей. В этом случае - штурман выполнял еще и функцию оператора РЛС. В начале 1944 года в системе ПВО Третьего Рейха использовалось 320 самолетов Вf 110 разных модификаций, что составляло около 60% от общего числа истребителей ПВО.
Всего в 1938 – 1945 годах было выпущено 6170 самолетов Мессершмитт Вf 110 в восьми основных модификациях (А; В; С; D; Е; F; G; Н) и в 67 вариантах. Из общего числа выпущенных машин - 3028 использовались в качестве истребителей, 2240 - в качестве ночных истребителей-перехватчиков, а 494 - применялись для ведения разведки.
В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется фрагмент фюзеляжа с хвостовым оперением тяжелого дневного истребителя Мессершмитт Вf 110, обнаруженный на местах сражений на Карельском фронте в Заполярье и переданный в дар музею сотрудником поискового объединения, участником Великой Отечественной войны В.Б. Легкобытом.