Авиационный двигатель М-105 (СССР)
Рабочий объем - 35,08 л
Степень сжатия - 7,10
Мощность – 1050 л.с.
Масса – 600 кг
Длина – 798 мм
Высота – 941 мм
Диаметр цилиндра – 148 мм
Взлетная мощность – 1100 л.с.
Авиационный V-образный 12-цилиндровый поршневой четырехтактный двигатель водяного охлаждения, 1940 года выпуска, устанавливавшийся на самолетах-истребителях Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3. Мотор М-105 был найден на местах боев в Мурманской области и передан в дар музею руководителем ООО «Авиационно-реставрационная группа» О.Ю. Лейко.
Авиационные двигатели ОКБ А. А. Микулина
В ОКБ А. А. Микулина в 1940 - 1941 годах, на базе высотного мотора АМ-35 со взлетной мощностью 1350 л.с. (предназначенного для самолетов-истребителей МиГ-3), проводилась разработка нескольких новых авиадвигателей. Применение двигателя АМ-35 на прототипе Ил-2 - штурмовике БШ-2 показало, что высотные характеристики для самолетов такого назначения - излишни. Поэтому на базе АМ-35 создается специальный мотор для Ил-2 с пониженной до 1650 м расчетной высотой; увеличенной до 1600 л.с. взлетной мощностью и номинальной мощностью на земле 1500 л.с.
Новый двигатель получил обозначение «АМ-38». Его использование на штурмовиках Ил-2 обеспечило увеличение скорости, маневренности и боевой нагрузки. В годы Великой Отечественной войны двигатель АМ-38 стал самым необходимым из всех моторов ОКБ А.А. Микулина. В начале войны, когда штурмовик Ильюшина был запущен в серию, это потребовало значительного увеличения производства моторов, однако из-за эвакуации нескольких моторостроительных заводов (в том числе и Московского завода № 24, выпускавшего двигатели АМ-35А, АМ-37 и АМ-38) обеспечить их производство было практически не возможно. Поэтому для обеспечения штурмовиков Ил-2 моторами в конце 1941 года было принято нелегкое решение - снять с производства моторы АМ-35А и сосредоточить усилия серийных заводов № 24 им. Фрунзе (г. Куйбышеве) и № 45 (г. Москва) на выпуске АМ-38, а ОКБ А. А. Микулина на его усовершенствовании.
Авиационный двигатель АМ-38 отличался от моторов АМ-35 и АМ-35А усиленным картером в связи с ростом нагрузок; уменьшенной степенью сжатия (6,8 вместо 7,0); новым приводным центробежным нагнетателем (с уменьшенной передачей к крыльчатке 11,05, вместо 14,6 у - АМ-35А); доработанными маслосистемами и системами охлаждения для обеспечения надежной работы мотора при некоторой недостаточности масло- и водорадиаторов, размещенных в тесных бронированных отсеках самолета. Запущенные в серию моторы АМ-35А и осваиваемые АМ-37, а также их модификации были сняты с производства, а самолеты, на которых они монтировались, предписывалось переделывать под другие двигатели или прекратить их производство. Тем не менее, в ОКБ Микулина непрерывно велись работы по совершенствованию не только АМ-38, но и других опытных моторов, доводке узлов и деталей. Однако работа над двигателями для штурмовиков Ил-2 стала главной. Для двухместного варианта Ил-2 в начале 1942 года создается мотор АМ-38Ф (форсированный), который при меньшей, чем у АМ-38, мощности на высотах имел увеличенную на 100 л.с. взлетную мощность и возможность работать в течение 10 минут на взлетном режиме в диапазоне высот 0 - 1,5 км (т.н. «боевом режиме»). Для того, чтобы не повышать октановое число топлива (поскольку снабжение в годы войны советских ВВС высокооктановым горючим было крайне проблематичным), в этой модели двигателя уменьшили степень сжатия (6,0 - вместо 6,8), увеличили на взлетном режиме число оборотов (2350 - вместо 2150) и несколько увеличили наддув при меньшей высотности. Также, по сравнению с ПЦН мотора АМ-38, был уменьшен диаметр крыльчатки приводного центробежного нагнетателя.
Знаменитые «летающие танки» Ильюшина Ил-2 прошли всю Великой Отечественной войны, вписав в ее летопись много славных страниц, чему в немалой степени способствовали и двигатели Микулина АМ-38 и АМ-38Ф.
Всего советская авиастроительная промышленность получила в 1938 - 1945 годах более 50 000 авиационных моторов, разработанных в ОКБ А.А. Микулина, причем поставка двигателей для обеспечения выпуска самолетов составила: до войны - около 8000, в годы Великой Отечественной войны и после нее - более 41 000 единиц.
На открытой площадке в экспозиции ВВС Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется мотор конструкции А. А. Микулина: