Авиационный двигатель М-105 (СССР)


Рабочий объем - 35,08 л

Степень сжатия - 7,10

Мощность – 1050 л.с.

Масса – 600 кг                   

Длина – 798 мм

Высота – 941 мм

Диаметр цилиндра – 148 мм

Взлетная мощность – 1100 л.с.


Авиационный V-образный 12-цилинд­ровый поршневой четырехтактный двигатель водяного охлаждения, 1940 года выпуска, устанавливавшийся на самолетах-истребителях Як-1, Як-7 и ЛаГГ-3.  Мотор М-105 был найден на местах боев в Мурманской области и передан в дар музею руководи­телем ООО «Авиационно-реставрационная группа» О.Ю. Лейко.

Авиационные двигатели ОКБ А. А. Микулина

 В ОКБ А. А. Микулина в 1940 - 1941 годах, на базе высотного мотора АМ-35 со взлетной мощностью 1350 л.с. (предназначенного для самолетов-истребителей МиГ-3), проводилась разработка нескольких новых авиадвигателей. Применение  двигателя АМ-35 на прототипе Ил-2 - штурмовике БШ-2 по­казало, что высотные характеристики для самолетов такого назначения - излишни. Поэтому на базе АМ-35 создается специальный мотор для Ил-2 с пониженной до 1650 м расчетной высотой; увеличенной до 1600 л.с. взлетной мощностью и номинальной мощностью на земле 1500 л.с.

Новый двигатель получил обозначение «АМ-38». Его использование на штурмовиках Ил-2 обеспечило увеличение скорости, ма­невренности и боевой нагрузки. В годы Великой Отечественной войны двигатель АМ-38 стал самым необходимым из всех моторов ОКБ А.А. Микулина. В начале войны,  когда штурмовик Ильюшина был запущен в серию, это потребовало значительного увеличения производства моторов,  однако из-за эвакуации нескольких моторостроительных заводов (в том числе и Московского завода № 24, выпускавшего двигатели АМ-35А, АМ-37 и АМ-38) обеспечить их производство было практически не возможно. Поэтому для обеспечения штурмовиков Ил-2 моторами в конце 1941 года было принято нелегкое решение - снять с производства моторы АМ-35А и сосредоточить усилия серийных заводов № 24 им. Фрунзе (г. Куйбышеве) и № 45 (г. Москва)  на выпуске АМ-38, а ОКБ А. А. Микулина на его усовершенствовании.

Авиационный двигатель АМ-38 отличался от моторов АМ-35 и АМ-35А усиленным картером в связи с ростом нагрузок; уменьшенной степенью сжатия (6,8 вместо 7,0); новым приводным центробежным нагнетателем  (с уменьшенной передачей к крыльчатке 11,05,  вместо 14,6 у - АМ-35А); доработанными маслосистемами и системами охлаждения для обеспече­ния надежной работы мотора при некоторой недостаточности масло- и водорадиаторов, размещенных в тесных бронированных отсеках са­молета. Запущенные в серию моторы АМ-35А и осваиваемые АМ-37, а также их модификации были сняты с производства, а самолеты, на которых они монтировались, предписывалось переделывать под другие двигатели или прекратить их производство. Тем не менее, в ОКБ Микулина непрерывно велись работы по совершенствованию не только АМ-38, но и других опытных моторов, доводке узлов и деталей. Однако работа над двигателями для штурмовиков Ил-2 стала главной. Для двухместного варианта Ил-2 в начале 1942 года  создается мотор АМ-38Ф (форсированный), который при меньшей, чем у АМ-38, мощности на высотах имел увеличенную на 100 л.с. взлетную мощность и возможность работать в течение 10 минут на взлетном режиме в диапазоне высот 0 - 1,5 км  (т.н. «боевом ре­жиме»). Для того, чтобы не повышать октановое число топлива (поскольку снабжение в годы войны советских ВВС высокооктановым горючим было крайне проблематичным), в этой модели двигателя уменьшили степень сжатия (6,0 - вместо 6,8), увеличили на взлетном режиме число оборотов (2350 - вместо 2150) и несколько увеличили наддув при мень­шей высотности. Также, по сравне­нию с ПЦН мотора АМ-38, был уменьшен диаметр крыльчатки приводного центробежного нагнетателя.

Знаменитые «ле­тающие танки» Ильюшина Ил-2 прошли всю Великой Отечественной войны,  вписав  в ее летопись много славных страниц, чему в немалой степени  способствовали и двигатели Микулина АМ-38 и АМ-38Ф.

Всего советская авиастроительная промышленность получила в 1938  - 1945 годах более 50 000 авиационных моторов, разработанных в ОКБ А.А. Микулина, причем поставка двигателей для обеспечения вы­пуска самолетов составила: до войны - около 8000, в годы  Великой Отечественной  войны и после нее - более 41 000 единиц.

На открытой площадке в экспозиции ВВС Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется  мотор конструкции А. А. Микулина: