Истребитель И-15бис (СССР)


Экипаж - 1 человек

Двигатель -  М-25В

Мощность - 750 л.с.        

Размах верхнего кры­ла - 9,75 м

Размах нижнего крыла - 7,5 м

Площадь крыльев – 21,9 кв. м

Масса пустого самолета – 1310 кг

Масса максимальная взлетная – 1730 кг

Масса полной нагрузки – 420 кг

Максимальная скорость на высоте/у земли - 379 / 327  км/ч

Практический потолок – 9300 м

Максимальная дальность – 520 км

Вооружение:  4x7,62-мм пулемета ШКАС

Максимальная бомбовая нагрузка  - 150 кг.


В январе 1933 года, после выделения из ЦАГИ, на Московском Краснознаменном  авиационном заводе № 39 имени В.Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро. Одним  из первых заданий полученных конструкторской бригадой № 2, возглавляемой Н.Н. Поликарповым, стало проектирование нового самолета-истребителя И-15 (ЦКБ-3). По своей схеме и конструкции он являлся развитием  предыдущего истребителя-биплана И-5, но с улучшенной аэродинамикой, отличаясь от него верхним крылом - выполненным по схеме «чайка» (отсюда и название самолета).

Одноместный маневренный истребитель И-15 представлял собой одностоечный расчалочный полутораплан с верхним крылом типа «чайка» смешанной конструк­ции, с открытой кабиной и с неубирающимся шасси со свободно-несущими стойками. Введение в бипланную схему изогнутого крыла типа «чайка» уменьшило лобовое сопротивление верхнего крыла и его интерференцию с фюзеляжем, а также улучшило обзор вперед и  вверх, что в воздушном бою имело большое значение. Конструкция крыльев - деревянная.

Для улучшения летных характеристик по сравнению с И-5 первоначально на И-15 установили американский двигатель воздушного охлаждения Райт «Циклон» SGR-1820 F-3 мощностью 712 л.с. Стрелковое вооружение первоначально состояло из  двух 7,62-мм авиационных пулеметов ПВ-1 и 40 кг авиабомб 40 кг. Скорость на высоте 3000 м достигала 368 км/ч, а время выполнения виража – 8 - 8,5 сек, рекордно малое для истребителя. Проект самолета И-15 был готов уже к маю 1933 года. Первый полет на опытном образце И-15 совершил 23 октября  того же года летчик-испытатель В.П. Чкалов. Прошедшие государственные испытания выявили его высокие летные характеристики, поэтому после выпуска 49 этих истребителей первой партии заводом № 39 было принято решение о запуске самолета И-15 в крупную серию на другом московском Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина. Однако поскольку к этому времени еще не было серийного двигателя М-25, на самолет И-15 пришлось поставить более слабый - М-22 (мощностью 480 л. с.).  В том же году первые истребители И-15 начали посту­пать строевые части ВВС РККА.

Истребитель И-15 был очень маневренным, устойчивым на всех режимах полета, простым в пилотировании и обладал хорошими взлетно-посадочными качествами, что снискало ему заслуженную славу у летчиков.  И-15 также имел хорошие ремонтные свойства и живучесть. На специально дорабо­танном И-15 летчик-испытатель В.К. Коккинаки 21 ноября 1935 года установил мировой рекорд подъема на высоту без гру­за - 14 675 м. Всего было выпущено 384 самолета И-15. Первую боевую проверку истребитель И-15 прошел осенью 1936 году в Испании, где он зарекомендовал себя с лучшей стороны. СССР поставил Испанской республике 155 истребителей И-15 с двигателем М-22, вооруженных двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС. Испанцы называли И-15 -  «чато» (курносый) - из-за характерного «вздернутого» вида. Кроме того, в Испании в 1937 - 1938 годах по советской лицензии было построено еще 237  самолетов И-15. В 1937 году он также принял участие в боевых дейст­виях против японцев в Китае.

Используя положительный опыт боев в небе Испании и Китае, Н.Н. Поликарпов  разработал новую модификацию истребителя И-15бис. В этом самолете вновь вернулись  к центроплану, подобному в истребителе И-5 – он получил верхнее прямое крыло - без «чайки»,  но с несколько большим размахом. В 1937 году самолет И-15бис (И-152) пошел в крупносерийное производство на заводе № 1 с более мощным двигателем М-25В и усилен­ным вооружением (четырьмя 7,62-мм пулеметами  ПВ-1 или ШКАС и 150 кг бомб). Масса пустого самолета возросла на 350 кг. Летные качества, несмотря на более мощный двигатель, получились немного ниже, чем у И-15, особенно скороподъемность и потолок. За период с 1937 по 1939 года  ВВС Красной Армии получили 2408 машин этой модификации. Выпускались две модификации серийного И-15бис (И-152) и один двухместный учебный вариант самолета - ДИТ.

Истребители И-15/И-15бис приняли участие в боевых действиях в районе озера Хасан в августе 1938 года. У противника авиация отсутствовала, поэтому И-15 использовались для штурмовки японских наземных войск. В боевых действиях  в 1939 году в районе Халхин-Гола всем модификациям И-15/И-15бис и И-153 пришлось сражаться с основным   ис­требителем императорской Квантунской армии - Ки-27.

Полк истре­бителей И-15бис осуществлял перехват японских бомбарди­ровщиков. 22 июня 1939 года в авиационном сражении 95 ис­требителям И-15бис и И-16 противостояли 120 японских истребителей, в результате потери с нашей стороны составили 14 машин, а японцы потеряли 34 машины. Однако после первых серь­езных потерь И-152 были переведены на роль штурмовиков, с которой они неплохо справлялись.

Во время советско-финляндской войны в ноябре 1939 - марте 1940 года основной задачей самолетов И-15 и И-15бис было выполнение штурмовых ударов по наземным войскам противника. Кроме того, они привлекались для доставки грузов своим окруженным частям. Грузы перевозились в мягких контейнерах, кото­рые подвешивались под нижним крылом самолета.

К 22 июня 1941 года в ВВС Красной Армии находилось еще достаточно много самолетов И-15 и И-15бис. Значительно уступая немецким истребителям, они в основном применялись в качестве ударных машин, главным образом как штурмовики, а также как ночные бомбардировщики. На этих машинах советские летчики в начальный период Великой Отечественной войны, когда еще не хватало самоле­тов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали вражеские автоколонны, аэродромы. Так, уже 22 июня  самолеты И-15бис и И-16 из состава 97-й эскадрильи Дунайской флотилии при           отраже­нии налета румынской авиации на Измаил сбили 5 из 9 не­приятельских самолетов. Младший лейтенант В.С. Адонкин из 72-го смешанного авиационного полка 6-я истребитель­ная авиационная дивизия ВВС Северного флота 13 июля 1941 года при отражении налета на свой аэродром на И-153 та­ранил вражеский бомбардировщик и благополучно посадил свой самолет. Командир 87-й отдельной авиаэскадрильи Азов­ской флотилии капитан Г.И. Агафонов при отражении на­летов германских самолетов на Мариуполь 7 октября того же года в ходе двух боевых вылетов сбил два немецких истребителя Мессершмитт Вf Me 110 и два бомбардировщика Юнкерс Ju 88. Наи­большее число побед на самолете И-15бис имел старший лей­тенант А.Г. Мироненко из ВВС Балтийского флота, на счету которого было 9 сбитых самолетов противника. На фронтах самолеты-истребители И-15бис и  И-153 находились до середины 1943 года, а в системе ПВО (особенно на Дальнем Востоке) применя­лись еще и в 1944 году, кроме того, они также широко ис­пользовались для обучения летчиков.

В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется макет самолета-истребителя И-15бис (бортовой номер 14), входившего в состав 71-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшего в 1941 году на острове Лавенсари Финского залива. Макет самолета построен АООТ «Тушинский машиностроительный завод» совместно с ТОО «Авион» в 1995 году.