Авиационный мотор Аллисон В-1710 (США)


Рабочий объем - 28 л

Степень сжатия - 6,5

Масса – 650 кг                   

Длина – 744 мм

Высота – 928 мм

Диаметр цилиндра – 139,7 мм

Взлетная мощность – 1165 л.с.


Первый авиационный двигатель для ВВС армии США фирма Аллисон разработала в 1924 г. Это был экспериментальный 24-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения с Х-образным расположением цилиндров; рабочий объем цилиндров составлял 74 000 см3. Двигатель развивал мощность более 1200 л.с. Для того времени эта мощность была чрезвычайно большой, и когда двигатель был запущен на экспериментальном стенде, он даже вышиб часть стены здания. В 1929 г., год спустя после того как компания Дженерал Моторс купила фирму Аллисон Энджиниринг Компани, началось конструирование поршневого двигателя V-1710 с жидкостным охлаждением. Фирме была поставлена задача - создать двигатель -мощностью 1000 л.с. В 1932 г. было проведено 50-часовое испытание двигателя V-1710 на мощности 650 л.с. В том же году военно-морские силы получили первый двигатель V-1710.

Однако все попытки создать двигатель с еще более высокой мощностью неизменно терпели неудачу. Наконец, весной 1936 г. в Райт-Филд для проведения испытаний был доставлен новый двигатель, причем на его конструирование и постройку потребовалось всего 90 дней. Двигатель успешно выдержал 140-часовое испытание; только в одной из головок цилиндра образовалась трещина. Треснувшая деталь была тщательно изучена и переконструирована. В 1937 г. двигатель Аллисон V-1710 успешно прошел испытание на мощности в 1000 л.с.  После того как в 1939 году, оснащенный двигателем Аллисон истребитель Кёртисс Р-40 выиграл приз ВВС армии, фирма Аллисон получила первый крупный заказ.

Производство двигателей V-1710 началось в феврале 1940 г., а в течение декабря 1941 г. уже было выпущено 1000 двигателей. Многие из 3500 уже построенных двигателей использовались англичанами в боевых действиях в Африке и американской добровольческой авиагруппой в Китае.

После нападения на Пёрл-Харбор в 1941 году началось ускоренное конструирование новых, более мощных двигателей. В течение некоторого периода каждые 40 дней происходило изменение модели двигателя, причем даже при переходе на новую модель выпуск продукции составлял не менее 60% производственной мощности.

Параллельно росту деятельности фирмы Аллисон шло расширение ее заводов. Были расширены все существующие заводы, а в 1942 г. начато строительство нового завода с производственной площадью 185800 кв. м. Это был завод № 5 в Мейвуде (штат Индиана).

В 1943 году был достигнут максимальный уровень производства - 2100 двигателей в месяц. К концу войны фирма Аллисон построила 70 000 двигателей с жидкостным охлаждением, а двигатель V-1710, имевший в 1937 г. мощность 1000 л.с., после ряда усовершенствований стал давать взлетную мощность 1600 л.с. и форсированную мощность свыше 2000 л.

Внешне двигатели Аллисон отличалась наличием собственного приводного центробежного нагнетателя, позволившего существенно улучшить высотные характеристики мотора, а V-1710-111 (113)  взлетной мощностью 1600 л.с., производился в двух вариантах V-1710-F 30L и V-1710-F 30R, отличавшихся друг от друга измененным направлением вращения винта. Это было предпринято для уменьшения турбулентности потока над хвостовым оперением. Авиационный двигатель «Аллисон» V-1710 устанавливал­ся на истребителях ВВС США: Кертисс Р-40 «Томагавк»; Белл Р-39 «Аэрокобра»; Норт Америкэн Р-51 «Мустанг» и Белл Р-63 «Кингкобра».

Авиадвигатель «Аллисон» был обнаружен на острове Шумшу (Курильские острова) и передан в дар музею руководителем ООО «Авиаци­онно-реставрационная группа» О.Ю. Лейко в 2001 году.