Плавающий автомобиль-амфибия «Форд ГПА» (США)


Масса – 1595 кг
Грузоподъемность – 375 кг
Количество мест для сидения – 6 шт.

Колесная формула – 4х4
Мощность двигателя – 54 л.с.
Коробка передач: 4 – вперед, 1 – назад

Скорость по шоссе – 89 км/ч/, скорость на воде – 8,86 км/ч
Запас хода по шоссе – 475 км


Преодоление водных преград в ходе боевых действий на суше и во время десантных операций на морском побережье вызвали необходимость создания специальных сухопутных транспортных средств, способных держаться на воде и направленно перемещаться, перевозя грузы и личный состав. Подобные экспериментальные машины создавались в 1920-х – 1930-х годах во многих странах, но производство серийных образцов автомобилей-амфибий в годы Второй мировой войны сумели наладить только Германия и США. Осенью 1941 года крупнейшая американская автомобилестроительная фирма Ford Motor Co на базе опытного образца плавающей разведывательной машины фирмы Marmont-Harrington разработала легкий автомобиль-амфибию Ford GPA грузоподъемностью 0,375 кг, получивший по аналогии с джипом, название «Seep» (Seagoing jeep – мореходный джип, англ.) Все основные агрегаты и системы этого автомобиля были скомпонованы в сварном легком водоизмещающем корпусе и дополнены рядом систем и узлов, обеспечивающих его движение по воде. К ним относились: тоннельный гребной винт с расположенным за ним водяным рулем, привод гребного винта, водоотливные насосы, кабестан и др. Конструкция этой машины получилась очень удачной. Уже в сентябре 1942 года серийное производство этого плавающего автомобиля было освоено фирмой Ford. Хотя, в отличие от джипа, Ford GPW не завоевал большой популярности среди американских солдат, и был выпущен в довольно небольшом количестве – 12 778 шт.

Руководство Красной армии, учитывая опыт наступательных операций Великой Отечественной войны, уделяло исключительное внимание средствам преодоления водных преград. Поэтому, на заключительном этапе Великой Отечественной войны американские плавающие автомобили-амфибии Ford GPA (4х4) и GMC DUKW-353 (6х6), поставленные в Советский Союз по ленд-лизу, широко применялись в боевых действиях. Автомобиль-амфибия Ford GPA предназначался в качестве легкой многоцелевой машины для переправы через широкие водные преграды личного состава общевойсковых и инженерных разведывательных отделений, разведывательно-диверсионных групп, высадки с кораблей групп разведки и разминирования морских десантов, для рекогносцировки водных преград. Они успешно использовались при проведении десантных операций, разведывательных рейдов, для сопровождения и боевого охранения пехотных подразделений, а также офицерами связи – как надежное средство передвижения в боевой обстановке. Небольшая, неприхотливая амфибия Ford GPA или, как его иногда называли «Форд-4», хорошо зарекомендовала себя в войсках, где в полной степени была использована ее возможность двигаться с относительно большой скоростью на плаву. Машины этого типа широко применялись при форсировании водных преград – озер в Прибалтике, рек Свири, Вислы, Дуная, Одера. Так, 22 августа 1944 года в полосе наступления 3-го Украинского фронта 252-й автомобильный батальон амфибий форсировал Днестровский лиман. Основная часть десанта была высажена ночью, а утром, когда начались контратаки против плацдарма, для оказания поддержки десанту начал переправляться через лиман своим ходом 252-й батальон амфибий, а на паромах, шедших на буксире у катеров, были переброшены две роты 3-го гвардейского мотоциклетного полка и три танка Т-34. Плацдарм был захвачен. Всего в годы Великой Отечественной войны СССР, наряду с другой техникой, получил в рамках ленд-лиза (по разным данным) от 2200 до 3500 легких плавающих автомобилей Ford GPA. Их конструкция была признана настолько удачной, что после окончания войны на этой базе в СССР был разработан и производился подобный автомобиль ГАЗ-46 «МАВ».

Автомобиль-амфибия Ford GPA – полноприводная машина, с обоими ведущими мостами. Вооружения и брони эта машина не имела. Основные части автомобиля: корпус, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, механизмы управления, водяной движитель и руль, электрооборудование и специальное оборудование. Корпус автомобиля внутри был разделен вертикальными стенками на три отделения: носовое, среднее и кормовое. На корпусе выштампованы усилительные ребра. Все агрегаты автомобиля были скомпонованы в легком металлическом сварном водоизмещающем корпусе, выполненном в виде плоскодонной лодки. Колеса для уменьшения сопротивления, создаваемого в воде, размещены частично в специальных нишах корпуса. Передвижение на воде осуществлялось с помощью винта. Винт мог включаться одновременно с приводом колес, что повышало возможности машины при въезде/выезде в воду и движении по мелководью. Отбор мощности на гребной трехлопастный винт осуществлялся от коробки передач специальным карданным валом, являющимся непосредственным продолжением вторичного вала коробки передач. Для движения на плаву служила вторая передача. Передние и задние мосты автомобиля при этом отключались путем переключения раздаточной коробки в нейтральное положение. Управление автомобилем-амфибией на воде осуществлялось обычным лодочным рулем, установленным за кормой корпуса на вертикальном штыре. Поворот руля производился обычным рулевым колесом, на валу которого перед рулевым механизмом был установлен специальный барабан. Трос и система блоков связывали рулевой вал с рычагом (румпелем) на штыре лодочного руля. Специальный барабан крепился к рулевому валу с помощью сквозного штифта. Если по какой-то причине (например, при попадании плавающего постороннего предмета в туннель лодочного руля) руль заклинивался, то достаточно было обычного усилия, прикладываемого шофером к ободу руля, чтобы штифт (являвшийся в то же время предохранительным) оказался срезанным. Такое устройство, естественно, не расклинивало лодочный руль, но освобождало управление передними колесами при движении на суше. Средний радиус циркуляции на воде составлял около 9 м, а минимальный радиус поворота – 5,4 метра. На автомобиле монтировался карбюраторный двигатель GPA-6005 мощностью 54 л.с. с трехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой, а также коробкой отбора мощности для привода гребного винта. Предельно допустимая для работы машины скорость течения реки не должна была превышать 2,2 м/сек. При движении вплавь на 2-й передаче с полным дросселем при скорости 8,86 км/ч расход топлива составлял 187 л/100 км; на 3-й передаче с полным дросселем при скорости 7,25 км/ч – 94 л/100 км; на 3-й передаче с 1/4 дросселя при скорости 4 км/ч – 42,5 л/100 км. В автомобиле Ford GPA были установлены водоотливные насосы и кабестан (лебедка необходимая для поднятия грузов). Для удаления воды из корпуса машина была оборудована ручным водооткачивающим насосом производительностью 150 литров в мин. Это обеспечивало плавучесть машины при общей суммарной площади пробоин до 80 кв. см. На автомобиле сохранился гидропривод тормозов, рессорная подвеска и шины размером 6,00-16 от стандартного джипа. Амфибия вмещала 6 человек, включая водителя, которые загружались через борт. Никаких дверец, аппарелей, подъемных лебедок и т.п. машина не имела. Сверху кузов в непогоду мог накрываться брезентовым тентом на дугах.

В Центральном музее Великой Отечественной войны экспонируется плавающий автомобиль-амфибия Ford GPA, изготовленный фирмой Ford MotorCo в 1944 году. Автомобиль Ford GPA участвовал в боевых действиях во время форсирования реки Одер весной 1945 года. После окончания Великой Отечественной войны был вывезен с территории Германии и продолжал использоваться в одной из войсковых частей Советской армии. Впоследствии был списан и приобретен Г.Я. Гензелевичем, у которого музей в 2001 году приобрел этот автомобиль.