Истребитель «Харрикейн» Мк IIБ (Великобритания)


Экипаж - 1 человек

Двигатель -  Ролс-Ройс «Мерлин» XX

Мощность - 1185 л.с.      

Размах кры­ла – 12,19 м

Площадь крыльев – 23,92 кв. м

Масса пустого самолета – 2569 кг

Масса максимальная взлетная – 3649 кг

Максимальная скорость - 526 км/ч

Практический потолок – 10 970 м

Максимальная дальность – 965 км

Вооружение:  4x20-мм пушки «Испано-Сюиза» Mk 1 или 4х12,7-мм пулемета УБС; 8 НУРС РС-82

Максимальная бомбовая нагрузка  - 450 кг.


«Харрикейн» (Hurricane) - один из основных истребителей ВВС Великобритании в период Второй мировой войны, был разработан главным конструктором известной английской авиационной фирмы Hawker Aircraft Ltd Сиднеем Кеммом в 1934 году. Первый полет опытного образца нового английского истребителя, получившего название «Hurricane» (Ураган) состоялся 6 ноября 1935 года, а уже 3 июня 1936 года фирма Hawker получила первоначальный заказ на поставку для королевских ВВС Великобритании (RAF) 600 самолетов «Харрикейн» I.

Британский одноместный истребитель «Харрикейн» представлял собой цельнометаллический моноплан смешанной конструкции (у которого только обшивка хвостовых частей крыла и фюзеляжа была полотняной) с убирающимся шасси. Однако, уже в момент своего создания «Харрикейн», несмотря на более высокую скорость по сравнению со стоявшими на вооружении английскими ВВС истребителями-бипланами, являлся устаревшим. Его силовой каркас был выполнен по такой же технологии, что и каркас бипланов, где сварным соединениям предпочитались заклепки. Первоначально его довольно толстое крыло состояло из двух лонжеронов и также обтягивалось тканью. На первом варианте этого самолета устанавливался V-образный двигатель жидкостного охлаждения Роллс-Ройс «Мерлин» II мощностью 1030 л.с. и двухлопастный винт фиксированного шага.

В апреле 1939 году фирма Hawker Aircraft Ltd  начала работы по мо­дернизации своего истребителя. Его усовершенствованный вариант «Харрикейн» II получил усиленный двигатель Роллс-Ройс «Мерлин» XX мощностью 1185 л.с. и трехлопастной винт фиксированного шага Rotol R. X. 5/2, что позволило увеличить скорость самолета до 526 км/ч (при его массе 3034 кг). Он также получил  усиленное вооружение; металлическую обшивку из дюралюминия крыла и дополнительное бронирование. Таким же образом дорабатывались и ранее выпущенные образцы. Уже с сентября 1940 года в королевские ВВС стали поступать истребители «Харрикейн» II в нескольких вариантах: с восемью 7,71-мм авиапулеметами Браунинг Mk. II (модель II А); с двенадцатью 7,71-мм пулеметами Бра­унинг Mk. II (модель II В); с четырьмя 20-мм пушками «Испано-Сюиза» Мk1 и возможностью подвески до 454 кг авиабомб (модель II С). Часть машин выполнялась в тропическом исполнении и оснащалась воздушным фильтром. Некоторое количество самолетов «Харрикейн» II D снабжалось двумя 40-мм противотанковыми пушками «Виккерс» тип S в  подкрыльевых гондолах и двумя 7,71-мм пулеметами Бра­унинг Mk. II в крыле (после замены двигателя и улучшения бронирования модель II D была переименована в «Харрикейн» IV).

К началу Второй мировой войны самолеты - истребители «Харрикейн» состояли на вооружении 19 эскадрилий ВВС Великобритании. Простота в их обслуживании, широкая колея шасси, хорошие летные характеристики позволяли «Харрикейну» широко использоваться на тех театрах военных действий второй мировой войны, где надежность, удобство управления и стабильная платформа для вооружения являлись более важными, чем летные характеристики, например - в качестве штурмовика. Со второй половине 1941 года, истребители «Харрикейн» начали в массовых количествах применяться и на других театрах военных действий, вдали от Великобритании. Эта машина обладала высокой живучестью, была технологичной в производстве, что позволило наладить ее производство в военное время на неавиационных предприятиях.

В августе 1941 года Уинстон Черчилль предложил И.В. Сталину в рамках программы военной помощи Советскому Союзу поставить для Красной армии 200 истребителей «Харрикейн». В это тяжелейшее время  СССР нуждался в любой помощи со стороны союзников. Уже 28 августа 1941 года на аэродром Ваенга под Мурманском приземлились 24 истребителя «Харрикейн» Mk.IIB из 151-го Авиакрыла RAF, взлетевшие с палубы английского авианосца Argus. Вскоре к ним добавились еще 15 самолетов, доставленных и собранных в Архангельске британскими специалистами. В состав британской группы в Советском Союзе входили две эскадрильи. Задачей английских летчиков была помощь в освоении советскими летчиками новой техники. Однако вскоре они включились в боевую работу, которая включала совместное с советскими летчиками патрулирование воздушного пространства Заполярья; прикрытие конвоев и портов, куда прибывали грузы, поставляемые в рамки программы ленд-лиза. А уже с сентября 1941 года истребители «Харрикейн» начали поставляться в СССР в рамках программы ленд-лиз, причем в Советский Союз поступала только его вторая модель - «Харрикейн» II в вариантах IIА и IIВ, различавшихся количеством пулеметов.

На «Харрикейне» IIA в крыльях устанавливалось 8 несинхронных 7,71-мм пулеметов Браунинг Mk II., а на «Харрикейне» IIВ - 12 таких же пулеметов. Дополнительно самолеты «Харрикейн» II могли нести 2 авиабомбы массой 250 или 500 фунтов, хотя это снижало максимальную скорость полета, или же два подвесных топливных бака по 45 галонов (205 литров). Эти самолеты доставлялись в СССР несколькими путями, в основном через Мурманск, с полярными конвоями, а часть «Харрикейнов» - переданная из британских авиачастей, дислоцированных на Ближнем Востоке и из резервов английских ВВС в Северо-Западной Индии, шла через Иран.

Зимой 1941 / 1942 годов, когда большинство «Харрикейнов» было доставлено в СССР, советские ВВС испытывали колоссальный недостаток современных самолетов. Массовое появление «Харрикейнов» на советско-германском фронте произошло весной - летом 1942 года. Они широко использовались в морской авиации на Северном и Балтийском флотах; в авиационных полках ВВС на Карельском, Калининском, Северо-Западном, Воронежском фронтах, а также в полках ПВО. В общей сложности самолеты «Харрикейн» поступили на формирование 29 авиаполков, что составляло 5,2% от всех сформированных в период войны истребительных авиаполков. Эти самолеты проявили на фронте свои лучшие качества, так, на «Харрикейне» сражался на Северном флоте

Герой Советского Союза Б.Ф. Сафонов (одержавший 25 личных побед и 14 побед в группе на истребителях И-16, МиГ-3 и «Харрикейнах»). Однако английские «Харрикейны»  имели много существенных недостатков, определявших их большие потери, а с появлением новых советских самолетов отставание «Харрикейнов» стало еще более заметным. В 1942 году среди потерянных советскими ВВС истребителей насчитывалось около 8% «Харрикейнов», что превышало их долю в общем парке. Советские летчики отзывались о «Харрикейне» не лучшим образом, особенно о его возможностях вести бой на вертикалях: «...Летчики, летавшие на «Харрикейнах», при всем их старании и изобретательности не могли сближаться с самолетами противника на догоне, выполнять выгодные маневры в бою - они вынужденно открывали огонь с больших дистанций из случайных положений. Словом, английская машина явно отставала от требований современного боя...» Противостоять на «Харрикейне» более легким и скоростным немецким истребителям даже опытному летчику оказывалось трудно. Причем подобное отношение к «Харрикейну» было широко распространено среди советских летчиков. Поэтому многие советские авиамеханики и инженеры старались, как могли, чтобы хоть как-то улучшить боевые характеристики этого самолета. Многие изменения в вооружении вносились в его конструкцию в полевых условиях еще до начала официальной программы модернизации самолета. Так, 7,71-мм пулеметы Браунинг заменялись советскими 12,7-мм крупнокалиберными пулеметами УБК; монтировалась подвеска для 4 – 8 реактивных снарядов М-82; а на некоторых самолетах устанавливались 20-мм авиапушки ШВАК. Проводились работы и по улучшению бронирования  кабины пилота, так, в полевых условиях взамен бронелистов, смонтированных на «Харрикейнах», устанавливались бронированные сиденья, демонтированные с И-16. Были внесены изменения и в систему охлаждения, но, в конечном итоге, собственный антифриз «Харрикейна» был заменен на советские сорта, лучше работавшие при низких температурах. Боеспособность «Харрикейнов» снижалась и из-за нехватки запчастей. Так, в большом дефиците были деревянные воздушные винты, которые не только ломались при капотировании (аварии при посадке), растрескивались от попадания пуль, но и повреждались на взлете камнями. Временами из-за отсутствия винтов до 50 % поставленных самолетов «Харрикейнов» вынуждены были простаивать на аэродромах. В конечном итоге, для решения этой проблемы в марте - апреле 1942 года в Советском Союзе был налажен выпуск запасных лопастей к английским винтам. В то же время, этот истребитель имел и ряд достоинств. Так, несмотря на некоторую громоздкость, самолет был прост и послушен в пилотировании. Летчикам нравилась небольшая нагрузка на рукоятку управления самолетов, был очень эффективен триммер руля. «Харрикейн»  также легко и устойчиво выполнял различные фигуры пилотажа, будучи вполне доступен летчикам средней квалификации, что являлось немаловажным в условиях военного времени. Самолет обладал просторной кабиной с хорошим обзором. Большим достоинством была полная радиофикация поступивших «Харрикейнов» (в то время как на советских истребителях того времени радиопередатчики полагалось ставить на каждый третий самолет). Но поскольку английские радиостанции работали на батарейном питании (хотя на  этих самолетах устанавливались и аккумуляторы),  зимой, особенно на Севере, их заряда хватало только на 1,5 - 2 часа работы.

Испытания «Харрикейнов» IIА и IIВ, проведенные в Советском Союзе в НИИ ВВС показали, что они обладают хорошими пилотажными качествами и характеристиками        го­ризонтального маневра. Но из-за посредственных аэродинамических свойств, при сравнительно небольшой удельной нагрузке на крыло их скоростные качества, скороподъемность и вертикальный маневр оказа­лись заметно хуже, чем у советских истребителей Як-1 и немецких Мессешмитт Bf 109. Кроме того, из-за малого калибра пулеметов вооружение «Харрикейнов» IIА и IIВ считалось летчиками недостаточно эффективным. Поэтому уже в марте 1942 года была проведена полная модернизация вооружения самолетов «Харрикейн»: на них устанавливали два советских 12,7-мм крупнокалиберных пулемета УБС и две 20-мм авиапушки ШВАК. Новое мощное вооружение расширило возможности «Харрикейна» как в воздушном бою, так и при действиях по наземным целям. Поэтому «Харрикейн» довольно часто использовался как истребитель-бомбардировщик и отчасти - как штурмовик. С получением от отечественной авиапромышленности значительного количества самолетов современных типов английские  «Харрикейны» постепенно перестали применяться на фронте как истребители. Их небольшое количество использовалось в качестве разведчиков и корректировщиков. В Саратовской высшей авиационно-планерной школе «Харрикейны» переделали для буксировки десантных планеров А-7 и Г-11. Они совершили с планерами несколько полетов к партизанам. Но основной сферой применения «Харрикейнов» в Советском Союзе во второй половине Великой Отечественной войны оставались истребительные авиационные полки ПВО. Туда «Харрикейны» начали поступать практически с декабря 1941 года, а с конца 1942 года этот процесс резко ускорился. Этому способствовало поступление из Англии в 1943 - 1944 годах пушечных вариантов самолета «Харрикейн»  IIС с четырьмя 20-мм пушками «Испано-Сюиза» Мk1 или «Эрликон» с барабанным питанием. В то время ни один советский истребитель не имел столь мощного вооружения (секундный залп составлял 5,616 кг). Если на 1 июля 1943 года в ПВО насчитывалось 495 «Харрикейнов», то на 1 июня 1944 года - уже 711. Они достойно про­служили там до конца войны, на их боевом счету - 252 самолета противника.

В 1944 году часть машин этого типа использовалась в ПВО в качестве самолетов-осветителей при отражении ночных налетов. Обычно «Харрикейн» брал по две осветительные бомбы САБ-100 и сбра­сывал их, находясь на 2000 - 2500 м выше вражеских бомбар­дировщиков. Атаку подсвеченных бомбардировщиков выполняла ударная группа. В разных полках ПВО для этой цели держали по 2 – 4 истребителя «Харрикейн».

Производство истребители «Харрикейн» осуществлялось в 1936 - 1944 годах английскими авиационными фирмами Hawker (в гг. Лэнгли и Бруклендс), Gloster (г. Брокуорт) и Austin Motors (г. Лонгсбридж), а также канадской Canadian Car & Foundry (г. Монреаль). Всего было построено 14 533 истребителя. Из них, во время Великой Отечественной войны Советскому Союзу в качестве британской военной помощи по ленд-лизу было поставлено 2866 (по другим данным – 2952) истребителей «Харрикейн», из них: 210 самолетов модели IIА; 1557 - модели IIВ и аналогичных - моделей X, XI, XII (изготовленных канадской фирмой Canadian Car & Foundry и отличавшихся частичной комплектацией американским оборудованием); 1009 машин - модели IIС; 60 самолетов - IID и 30 - типа IV.

На открытой площадке вооружения и военной техники Центрального музея Великой Отечественной войны экспонируется макет самолета-истребителя «Харрикейн» IIA (бортовой № 11), входившего в 1942 - 1944 годах в состав ВВС Северного флота,  созданный с использованием подлинных фрагментов: фермы фюзеляжа, центроплана, капотов мотоотсека и шасси.