Истребитель Як-3 (СССР)




Як-3 по праву считается одним из самых удачных истребителей войны. Войсковые испытания во время Львовской наступательной операции показали, что новый истребитель во многом превосходит немецкие машины. Во время испытаний потери Як оказались незначительными, в то время, как им удалось завоевать превосходство в воздухе на протяжении всей операции. Еще одним доказательством качество машины служит то, что именно на Як-3 летали французские асы из полка «Нормандия-Неман», а также советские асы дважды Герои СССР Арсений Ворожейкин (66 сбитых), Александр Колдунов (47 сбитых), Сергей Луганский (43 сбитых).

Як-1 начал устаревать уже в 1942 году, что предопределило появление модификации Як-1М. В свою очередь, Як-1М стал предтечей Як-3, так как именно на этой серийной модификации были опробованы основные изменения.

Як-3, как и Як-1М, получил измененные форму и размер крыла, перестроенную систему охлаждения, новый двигатель. Як-3 оказался успешной машиной, поэтому он не претерпевал кардинальных изменений до конца серийного выпуска в 1946 году. Вместе с тем, существовало несколько вариантов самолета с утяжеленным вооружением и более мощными двигателями.

Як-3 унаследовал сильные стороны предшественника и избавился от недостатков. Самолет сохранил хорошую маневренность и доступность в управлении, получил новую аэродинамическую модель и двигатель, тем самым возрос скоростной потенциал и тяговооруженность. Кроме того, был создан Як-3П, вооруженный тремя пушками Б-20, что решило проблему недостатка вооружения в некоторых боевых ситуациях.

Этот истребитель Як-3 построен в марте 1995 в полном соответствии с техническими характеристиками оригинала Оренбургским машиностроительным заводом "Стрела", который в годы войны производил самолёты Як-1.  Этот самолет прошел наземные и летные испытания в установленном объеме и может быть допущен к эксплуатации по категории "экспериментальные самолеты". Передан в дар Музею Победы лично мэром города Москвы Ю.М. Лужковым 11 августа 1995 года.